Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

 

Как следует из таблицы 10, структуры поддержки в инновационной  сфере (Фонд содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере, технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.) особой популярностью среди малых предприятий не пользуются (кроме Тверской области).

На основании данных таблицы 10 составлена таблица 11, где  организации проранжированы по степени привлекательности для малых предприятий (чем выше процент утвердительных ответов, тем выше место).

 

Таблица 11 - Информация о структурах поддержки

                       малого предпринимательства

МП

Структуры поддержки

Знают о существовании  организации*/ Обращались в организацию** / Получили поддержку*** (ранг по % )

В целом

Пермь

Тверь

Псков

1

Департамент, комитет, управление, отдел поддержки малого предпринимательства

5/ 6/ 6

6/ 6/ 6

4/ 5/5

6/ 5/ 6

2

Территориальное управление МАП России

8/ 8/ 8

7/ 7/ 8

11-12/12-13/ 12

9/ 7/ 7

3

Фонды поддержки малого предпринимательства

4/ 2/ 2

5/ 4/ 5

5/ 3-4/3

4/ 1/ 1


 

Окончание таблицы 11

МП

Структуры поддержки

Знают о существовании  организации* / Обращались в организацию** / Получили поддержку*** (ранг по % )

В целом

Пермь

Тверь

Псков

4

Фонд содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере

12/ 11-12/ 11-12

0/ 0 / 0

11-12/ 12-13/ 12

11/ 0/ 0

5

Агентство поддержки малого и среднего бизнеса

7/ 4-5/ 4-5

4/ 2/ 1

6-7-8/ 9/ 8

10/ 9/ 9

6

Торгово-промышленная палата

3/ 4-5/ 4-5

3/ 5/ 4

3/ 2/2

2-3/ 3/ 3

7

Служба занятости

2/ 3/ 3

1/ 3/ 2

2/ 3-4/4

2-3/ 4/ 4

8

Коммерческие банки

1/ 1/ 1

2/ 1/ 3

1/ 1/1

1/ 2/ 2

9

Коммерческие банки, участвующие в программе кредитования малого бизнеса по линии ЕБРР

9-10/ 9-10/ 9-10

12/ 10-11/ 0

6-7-8/ 6-7-8/7

7/ 8/ 8

10

Лизинговая компания

9-10/ 0/ 0

9/ 9/ 0

6-7-8/ 6-7-8/ 8

8/10-11/0

11

Учебно-деловой центр

6/ 7/ 7

8/ 8/ 7

9/ 10/

5/ 6/ 5

12

Маркетинговый центр

11/9-10/ 9-10

10-11/ 10-11/0

10/6-7-8/8

12/10-11 / 0

13

Технопарки, бизнес - инкубаторы

13/11-12/ 11-12

10-11/ 0/ 0

13/11/10

13/ 0/ 0

*

Интервал по %

4,9 – 86,1

1,1–

95,6

14,8–78,7

1,1 –88,3

**

0,6 –49,0

1,7-55,9

2,7– 48,6

1,6– 45,9

***

0,7–38,5

4,1–61,2

3,1– 50,0

1,9– 51,9


 

Данные таблицы 11 подтверждают сведения таблицы 10. Привлекательность структур поддержки в инновационной сфере среди малых предприятий невелика – их место в конце списка.

В таблице 12 организации  поддержки проранжированы по средней  оценке эффективности (по % положительно оценивших работу организации). Здесь  представлены   оценки от малых  предпринимателей и от самих структур поддержки, которые были вынуждены оценивать по сути дела фактически сами себя.

 

Таблица 12 - Эффективность  деятельности структур поддержки

                       малого предпринимательства

МП/

СО

Структуры поддержки

Ранг МП по средней  оценке эффективности (% положительно оценивающих работу организации) / ранг СО по средней оценке эффективности

По трем регионам

Пермь

Тверь

Псков

1

Департамент, комитет, управление, отдел поддержки малого предпринимательства

6 ( 60 ) / 3

6-7( 67 )/6

7 ( 60 ) / 1

5 ( 50 ) / 5

2

Территориальное управление МАП России

13( 25 )/6

9 ( 0 ) / 9

0(0)/2-3-4

3-4(50)/6-7

3

Фонды поддержки малого предпринимательства

3 ( 68 ) / 1

2 ( 86 ) / 2

12(40) / 6

1 (65 ) / 1

4

Фонд содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере

11-12(0) /10

0 (0) / 7-8

8-9-10 (0) / 8-9

0 (0) / 9

5

Агентство поддержки  малого и среднего бизнеса

2 ( 74 ) / 5

3 ( 72 ) / 1

3-4 (100)/10

0 (0) / 11

6

Торгово-промышленная палата

8 ( 40 ) / 4

5 ( 29 ) / 4

11(43)/11

6-7 (47) / 4

7

Служба занятости

5 ( 64 ) / 2

4 ( 67 ) / 3

2(89)/2-3

8 (33)/2-3

8

Коммерческие банки

7 ( 51 ) / 9

8 (25)/10

5(75)/2-3

6-7(58)/6-7

9

Коммерческие банки, участвующие  в программе кредитования малого бизнеса по линии ЕБРР

9-10 (40)/8

0(0)/12-13

1 (100) / 5

3-4(25)/6-7

10

Лизинговая компания

9-10(20)/11

6-7(33)/5

8-9(0)/12

0 (0) / 10

11

Учебно-деловой центр

1 ( 86 ) / 7

1(100)/7-8

3-4(100)/8

2(78) / 2-3

12

Маркетинговый центр

4(67) / 13

0 ( 0 ) / 11

6 (67) / 13

0 (0) / 13

13

Технопарки, бизнес-инкубаторы

11-12(0)/ 12

0 ( 0 ) / 12-13

8-9-10 (0) / 7

0 (0) / 12

МП

Интервал по средней  оценке эффективности

2,8 – 3,9

1,8 – 4,0

2,8 – 5,0

3,5 – 3,8

СО

1,5 – 3,0

1,4 – 3,6

1,5, – 3,0

1,2 - 3,4


*- серый цвет – первые места  по эффективности по мнению  МП

**- жирный шрифт – первые места по эффективности по мнению СО

Результаты, представленные в таблице 12 также свидетельствуют  о скептическом отношении предпринимателей к структурам поддержки в инновационной сфере.

Для формирования институциональной  системы поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в настоящее время осуществляется реализация нового этапа Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере (на 2001-2003 годы).

Основным акцентом этой программы является создание и  развитие деятельности Инновационных технологических центров (ИТЦ).

ИТЦ - имущественный комплекс, использующийся его владельцем (управляющим) для предоставления малым предприятиям научно-технической сферы на выгодных для сторон условиях:

  • офисных и производственных помещений в долгосрочную аренду с приспособлением этих помещений к инженерно-технологическим требованиям арендаторов – малых предприятий;
  • комплекса услуг по обеспечению их инновационной и хозяйственной деятельности.

Наличие имущественного комплекса, включающего отдельное  производственно-технологическое здание, либо комплекса рядом расположенных зданий, связанных общими инженерными коммуникациями и проходами, является существенным признаком ИТЦ.

Цель деятельности ИТЦ состоит в содействии сохранению и развитию регионального научно-технического потенциала  за счет поддержки инновационного процесса, осуществляемого малыми предприятиями, размещенными в ИТЦ.

Деятельность ИТЦ должна быть направлена на решение таких проблем, как:

  • развитие и обеспечение устойчивой технологической инновационной деятельности малых предприятий, размещенных в ИТЦ, для эффективного выполнения ими интегрирующих функций в инновационном цикле «исследования – разработки – производство – сбыт»;
  • загрузка крупных промышленных предприятий производством продукции, разрабатываемой в ИТЦ, в первую очередь - предприятий, участвующих в создании ИТЦ;
  • повышение инвестиционной привлекательности проектов в области высоких технологий;
  • превращение ИТЦ в центры обслуживания не только малого предпринимательства, находящихся на их территории, но и иных предприятий, ведущих технологическую инновационную деятельность.

За прошедшее с начала действия Программы время, при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24 регионах России создано 46 инновационно - технологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно - технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород, Владимир), создано 18 федеральных ИТЦ, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. человек.

Опыт создания ИТЦ в мировой  практике довольно богат. Всем известны успехи калифорнийской Силиконовой долины по поддержке деятельности начинающих предпринимателей в условиях глобальной конкуренции. Есть такой опыт и в Европе. Так, в Германии региональная сеть технологических и предпринимательских центров характеризуется следующими данными (рисунок  6) [47].

Рисунок 6 - Число технологических и предпринимательских  центров

                     в Германии

 

Технологическая и производственная ориентация предприятий в рамках технологических и предпринимательских  центров:

- информационно-коммуникационная  техника - 75%; 

- программное обеспечение - 67%;

- экологически чистые технологии - 67%;

- инновационные услуги - 63%; 

- система автоматизации - 50%;

- измерительная и контрольная  техника - 49%; 

- электроэнергетика - 42%.

Цели и целевая классификация  технологических и предпринимательских центров:

- поддержка начинающих предпринимателей-новаторов  - 99%;

- узловые пункты содействия  экономики - 85%;

- узловые центры информации - 68%;

- высокотехнологичные предприятия  - 67%;

- создание новых фирм в регионе  - 62%;

- передача технологии «наука  – производство» - 56%;

- Spin-off из сферы науки - 46%.

Для создания благоприятных условий развития наиболее перспективных направлений инновационной деятельности в малом предпринимательстве  и расширения сферы научно-технических услуг в России необходимо создание единой сети существующих и вновь создаваемых ИТЦ, обслуживающих малые предприятия. С помощью такой сети можно решить следующие задачи:

- трансфер зарубежных  технологий в Россию. Уже имеются  примеры подобных операций. Так,  ООО «С.П.Б» освоило технологии  производства полиуретановых изделий для полиграфии и бумагоделательной промышленности, поставленные ему английской фирмой Compounding Igredients Limited и американской SYNAIR Corporation, адаптировало их к условиям отечественного производства и уже передала их в 6 городов России. ЗАО «Хитачи-Светлана Пауэр Электроникс» осваивает технологии производства мощных полупроводниковых модулей IGBT, переданные ему японской фирмой HITACHI, ведет проработку российского рынка (системы управления электродвигателями рельсовой тяги) и готовит на АО «Светлана» полномасштабное производство;

- трансфер технологий  за рубеж. Например, ЗАО «Полупроводниковые  приборы» провело модернизацию  отечественного оборудования молекулярно-пучковой эпитаксии, доведя его параметры до мирового уровня (по некоторым параметрам это оборудование превосходит установки французской фирмы RIBERA - лидера этого направления), обеспечило комплектную поставку двух установок в КНР с обучением специалистов, готовит комплектные поставки в Индию, имеет запросы из Европы;

- вертикальный метод  продвижения инноваций. Приверженцем этого метода является, например, ООО «Ромбонит», который владеет и самостоятельно совершенствует технологию производства пиролитического нитрида бора - материала, необходимого в электронном производстве, ведет разработки еще более совершенного материала - ромбоэдрического нитрида бора, которые имеют мировой уровень качества, но с ценой существенно меньшей, чем у известных производителей. Поставки осуществляются как по России, так и за рубеж, в том числе в США и Японию;

- горизонтальный метод  продвижения инноваций. Характерный пример представляет собой инновационная цепочка, организованная ЗАО «Инновационная фирма «ИРСЭТ-Центр», соединяющая академические исследования Центра микроэлектроники ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН, собственный инжиниринг и широкомасштабное производство на АО «Светлана» и «ЛОМО» в Санкт-Петербурге и новгородском ОАО «Планета». В результате созданы и широко выведены на рынок мощные светодиоды видимого и инфракрасного диапазонов излучения. На их основе создана целая гамма приборов - от пожарных датчиков до полноцветных светофоров - успешно конкурирующих с продукцией мировых лидеров.

Большая часть проблем, стоящих  перед структурами, занимающимися  инновационной деятельностью, носит  глобальный характер и должна решаться на федеральном уровне. К ним относятся налоговые проблемы, законодательные гарантии инвестиций, а также вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность. Однако региональные власти могут внести эффективный вклад в развитие  технологической инновационной деятельности. Ее решение возможно путем создания инновационно -  промышленных комплексов (ИПК), которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства.

В рамках ИПК, созданных в 1999 году на базе ИТЦ в Санкт-Петербурге, Москве и Зеленограде, в настоящее время реализуется 11 проектов. В их реализацию вложено государственных средств на безвозвратной основе 13,8 млн. рублей, на возвратной основе - 31,3 млн. рублей. Привлечено средств из негосударственных источников на 72,4 млн. рублей.

Только за первый год работы ИПК  малые предприятия, входящие в их состав, увеличили объем выпуска  продукции более чем в два  раза. Так, за 2000 год общий объем  выпуска продукции на ИПК «Светлана» (г. Санкт-Петербург) увеличился с 77 до 176 млн. рублей, а численность работающих с 350 до 400 человек.

Однако, финансирование инновационной деятельности со стороны  государства сегодня исключительно скудно. Малые предприятия могут получить кредиты на выполнение НИОКР практически только в рамках «Программы поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы», в Российском фонде технологического развития (при наличии гарантий или поручительств третьих лиц), а на развитие производства - в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ни один из этих источников, конечно, не удовлетворяет потребностей всех малых предприятий; кроме того, ряд проектов имеет явную региональную направленность, что требует привлечения не только федеральных, но и местных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве