Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160
Как следует из таблицы
10, структуры поддержки в
На основании данных таблицы 10 составлена таблица 11, где организации проранжированы по степени привлекательности для малых предприятий (чем выше процент утвердительных ответов, тем выше место).
Таблица 11 - Информация о структурах поддержки
малого предпринимательства
МП |
Структуры поддержки |
Знают о существовании организации*/ Обращались в организацию** / Получили поддержку*** (ранг по % ) | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Департамент, комитет, управление, отдел поддержки малого предпринимательства |
5/ 6/ 6 |
6/ 6/ 6 |
4/ 5/5 |
6/ 5/ 6 |
2 |
Территориальное управление МАП России |
8/ 8/ 8 |
7/ 7/ 8 |
11-12/12-13/ 12 |
9/ 7/ 7 |
3 |
Фонды поддержки малого предпринимательства |
4/ 2/ 2 |
5/ 4/ 5 |
5/ 3-4/3 |
4/ 1/ 1 |
Окончание таблицы 11
МП |
Структуры поддержки |
Знают о существовании организации* / Обращались в организацию** / Получили поддержку*** (ранг по % ) | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
4 |
Фонд содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере |
12/ 11-12/ 11-12 |
0/ 0 / 0 |
11-12/ 12-13/ 12 |
11/ 0/ 0 |
5 |
Агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
7/ 4-5/ 4-5 |
4/ 2/ 1 |
6-7-8/ 9/ 8 |
10/ 9/ 9 |
6 |
Торгово-промышленная палата |
3/ 4-5/ 4-5 |
3/ 5/ 4 |
3/ 2/2 |
2-3/ 3/ 3 |
7 |
Служба занятости |
2/ 3/ 3 |
1/ 3/ 2 |
2/ 3-4/4 |
2-3/ 4/ 4 |
8 |
Коммерческие банки |
1/ 1/ 1 |
2/ 1/ 3 |
1/ 1/1 |
1/ 2/ 2 |
9 |
Коммерческие банки, участвующие в программе кредитования малого бизнеса по линии ЕБРР |
9-10/ 9-10/ 9-10 |
12/ 10-11/ 0 |
6-7-8/ 6-7-8/7 |
7/ 8/ 8 |
10 |
Лизинговая компания |
9-10/ 0/ 0 |
9/ 9/ 0 |
6-7-8/ 6-7-8/ 8 |
8/10-11/0 |
11 |
Учебно-деловой центр |
6/ 7/ 7 |
8/ 8/ 7 |
9/ 10/ |
5/ 6/ 5 |
12 |
Маркетинговый центр |
11/9-10/ 9-10 |
10-11/ 10-11/0 |
10/6-7-8/8 |
12/10-11 / 0 |
13 |
Технопарки, бизнес - инкубаторы |
13/11-12/ 11-12 |
10-11/ 0/ 0 |
13/11/10 |
13/ 0/ 0 |
* |
Интервал по % |
4,9 – 86,1 |
1,1– 95,6 |
14,8–78,7 |
1,1 –88,3 |
** |
0,6 –49,0 |
1,7-55,9 |
2,7– 48,6 |
1,6– 45,9 | |
*** |
0,7–38,5 |
4,1–61,2 |
3,1– 50,0 |
1,9– 51,9 |
Данные таблицы 11 подтверждают сведения таблицы 10. Привлекательность структур поддержки в инновационной сфере среди малых предприятий невелика – их место в конце списка.
В таблице 12 организации поддержки проранжированы по средней оценке эффективности (по % положительно оценивших работу организации). Здесь представлены оценки от малых предпринимателей и от самих структур поддержки, которые были вынуждены оценивать по сути дела фактически сами себя.
Таблица 12 - Эффективность деятельности структур поддержки
малого предпринимательства
МП/ СО |
Структуры поддержки |
Ранг МП по средней оценке эффективности (% положительно оценивающих работу организации) / ранг СО по средней оценке эффективности | |||
По трем регионам |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Департамент, комитет, управление, отдел поддержки малого предпринимательства |
6 ( 60 ) / 3 |
6-7( 67 )/6 |
7 ( 60 ) / 1 |
5 ( 50 ) / 5 |
2 |
Территориальное управление МАП России |
13( 25 )/6 |
9 ( 0 ) / 9 |
0(0)/2-3-4 |
3-4(50)/6-7 |
3 |
Фонды поддержки малого предпринимательства |
3 ( 68 ) / 1 |
2 ( 86 ) / 2 |
12(40) / 6 |
1 (65 ) / 1 |
4 |
Фонд содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере |
11-12(0) /10 |
0 (0) / 7-8 |
8-9-10 (0) / 8-9 |
0 (0) / 9 |
5 |
Агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
2 ( 74 ) / 5 |
3 ( 72 ) / 1 |
3-4 (100)/10 |
0 (0) / 11 |
6 |
Торгово-промышленная палата |
8 ( 40 ) / 4 |
5 ( 29 ) / 4 |
11(43)/11 |
6-7 (47) / 4 |
7 |
Служба занятости |
5 ( 64 ) / 2 |
4 ( 67 ) / 3 |
2(89)/2-3 |
8 (33)/2-3 |
8 |
Коммерческие банки |
7 ( 51 ) / 9 |
8 (25)/10 |
5(75)/2-3 |
6-7(58)/6-7 |
9 |
Коммерческие банки, участвующие в программе кредитования малого бизнеса по линии ЕБРР |
9-10 (40)/8 |
0(0)/12-13 |
1 (100) / 5 |
3-4(25)/6-7 |
10 |
Лизинговая компания |
9-10(20)/11 |
6-7(33)/5 |
8-9(0)/12 |
0 (0) / 10 |
11 |
Учебно-деловой центр |
1 ( 86 ) / 7 |
1(100)/7-8 |
3-4(100)/8 |
2(78) / 2-3 |
12 |
Маркетинговый центр |
4(67) / 13 |
0 ( 0 ) / 11 |
6 (67) / 13 |
0 (0) / 13 |
13 |
Технопарки, бизнес-инкубаторы |
11-12(0)/ 12 |
0 ( 0 ) / 12-13 |
8-9-10 (0) / 7 |
0 (0) / 12 |
МП |
Интервал по средней оценке эффективности |
2,8 – 3,9 |
1,8 – 4,0 |
2,8 – 5,0 |
3,5 – 3,8 |
СО |
1,5 – 3,0 |
1,4 – 3,6 |
1,5, – 3,0 |
1,2 - 3,4 |
*- серый цвет – первые места по эффективности по мнению МП
**- жирный шрифт – первые места по эффективности по мнению СО
Результаты, представленные в таблице 12 также свидетельствуют о скептическом отношении предпринимателей к структурам поддержки в инновационной сфере.
Для формирования институциональной системы поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в настоящее время осуществляется реализация нового этапа Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере (на 2001-2003 годы).
Основным акцентом этой программы является создание и развитие деятельности Инновационных технологических центров (ИТЦ).
ИТЦ - имущественный комплекс, использующийся его владельцем (управляющим) для предоставления малым предприятиям научно-технической сферы на выгодных для сторон условиях:
Наличие имущественного
комплекса, включающего отдельное
производственно-
Цель деятельности
ИТЦ состоит в содействии сохранению
и развитию регионального научно-
Деятельность ИТЦ должна быть направлена на решение таких проблем, как:
За прошедшее с начала действия Программы время, при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24 регионах России создано 46 инновационно - технологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно - технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород, Владимир), создано 18 федеральных ИТЦ, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. человек.
Опыт создания ИТЦ в мировой практике довольно богат. Всем известны успехи калифорнийской Силиконовой долины по поддержке деятельности начинающих предпринимателей в условиях глобальной конкуренции. Есть такой опыт и в Европе. Так, в Германии региональная сеть технологических и предпринимательских центров характеризуется следующими данными (рисунок 6) [47].
Рисунок
6 - Число технологических и
в Германии
Технологическая и производственная
ориентация предприятий в рамках
технологических и
- информационно-
- программное обеспечение - 67%;
- экологически чистые технологии - 67%;
- инновационные услуги - 63%;
- система автоматизации - 50%;
- измерительная и контрольная техника - 49%;
- электроэнергетика - 42%.
Цели и целевая классификация
технологических и
- поддержка начинающих
- узловые пункты содействия экономики - 85%;
- узловые центры информации - 68%;
- высокотехнологичные
- создание новых фирм в регионе - 62%;
- передача технологии «наука – производство» - 56%;
- Spin-off из сферы науки - 46%.
Для создания благоприятных условий развития наиболее перспективных направлений инновационной деятельности в малом предпринимательстве и расширения сферы научно-технических услуг в России необходимо создание единой сети существующих и вновь создаваемых ИТЦ, обслуживающих малые предприятия. С помощью такой сети можно решить следующие задачи:
- трансфер зарубежных
технологий в Россию. Уже имеются
примеры подобных операций. Так,
ООО «С.П.Б» освоило
- трансфер технологий
за рубеж. Например, ЗАО «Полупроводниковые
приборы» провело модернизацию
отечественного оборудования
- вертикальный метод
продвижения инноваций. Приверж
- горизонтальный метод продвижения инноваций. Характерный пример представляет собой инновационная цепочка, организованная ЗАО «Инновационная фирма «ИРСЭТ-Центр», соединяющая академические исследования Центра микроэлектроники ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН, собственный инжиниринг и широкомасштабное производство на АО «Светлана» и «ЛОМО» в Санкт-Петербурге и новгородском ОАО «Планета». В результате созданы и широко выведены на рынок мощные светодиоды видимого и инфракрасного диапазонов излучения. На их основе создана целая гамма приборов - от пожарных датчиков до полноцветных светофоров - успешно конкурирующих с продукцией мировых лидеров.
Большая часть проблем, стоящих перед структурами, занимающимися инновационной деятельностью, носит глобальный характер и должна решаться на федеральном уровне. К ним относятся налоговые проблемы, законодательные гарантии инвестиций, а также вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность. Однако региональные власти могут внести эффективный вклад в развитие технологической инновационной деятельности. Ее решение возможно путем создания инновационно - промышленных комплексов (ИПК), которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства.
В рамках ИПК, созданных в 1999 году на базе ИТЦ в Санкт-Петербурге, Москве и Зеленограде, в настоящее время реализуется 11 проектов. В их реализацию вложено государственных средств на безвозвратной основе 13,8 млн. рублей, на возвратной основе - 31,3 млн. рублей. Привлечено средств из негосударственных источников на 72,4 млн. рублей.
Только за первый год работы ИПК малые предприятия, входящие в их состав, увеличили объем выпуска продукции более чем в два раза. Так, за 2000 год общий объем выпуска продукции на ИПК «Светлана» (г. Санкт-Петербург) увеличился с 77 до 176 млн. рублей, а численность работающих с 350 до 400 человек.
Однако, финансирование инновационной деятельности со стороны государства сегодня исключительно скудно. Малые предприятия могут получить кредиты на выполнение НИОКР практически только в рамках «Программы поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы», в Российском фонде технологического развития (при наличии гарантий или поручительств третьих лиц), а на развитие производства - в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ни один из этих источников, конечно, не удовлетворяет потребностей всех малых предприятий; кроме того, ряд проектов имеет явную региональную направленность, что требует привлечения не только федеральных, но и местных ресурсов.