Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Особенно ощутимым изъяном  в финансировании инновационной  деятельности  в малом предпринимательстве является отсутствие единой цепочки (системы) для всего инновационного цикла, а не только отдельных его элементов.

Практически все малые  предприятия начинают свою деятельность как «компании одного продукта» - того продукта, ради продвижения которого на рынок они и создавались. Естественно, для этого продукта предпринимателями  должна быть проработана маркетинговая стратегия, которая основывалась бы на знании работниками как сущности производства, так и круга потребителей продукта и их возможностей. Круг этот для научно-технической продукции (особенно производственно-технического назначения) весьма узок и в момент старта малого предприятия достаточно проработан.

Однако по мере роста  продаж и заполнения первоначальной ниши малые предприятия сталкиваются с конкурентами и начинают стремиться в новые секторы рынка. В этот момент и возникает проблема обеспечения эффективного маркетинга уже в тех областях, которые работникам малых предприятий не знакомы.

Маркетинг сам по себе является сложной, трудоемкой и дорогой  областью бизнеса. В нашей стране к этому добавляются специфические проблемы:

- до сих пор не  сложилось системы, альтернативной советской распределительной системе, так как нестабильность экономической ситуации пока не привлекает профессионалов в эту сферу, что заставляет малым предприятиям самим вести планирование и исследование рынка;

- большинство малых предприятий, в основном, создает только элементы, узлы или часть технологий, которые должны входить в состав более сложных устройств или технологических комплексов. Однако именно этим малым предприятиям приходится брать на себя разработку целей и стратегий роста для конечных продуктов, планирование и исследование рынка и т.п., так как крупные предприятия, для которых предназначена продукция малых предприятий, нединамичны, а часто и не подготовлены для энергичных нововведений;

- с момента введения свободных рыночных  цен экономическая ситуация в стране еще не стабилизировалась, что многократно приводило к разрушению технологических цепочек создания новой продукции и неплатежеспособности потребителей;

- непредсказуемая государственная  практика оборонного госзаказа приводит к консервации многих предприятий, которые могли бы быть включены в создание сложной продукции гражданского назначения.

В странах с развитой рыночной экономикой на начальных стадиях  инновационного цикла существенную роль играют средства частных инвесторов - физических лиц, близких к инициаторам проектов (так называемые «деньги друзей и родственников»), а на более поздних стадиях - свободные средства людей среднего класса (так называемых «ангелов»). Однако простое воспроизведение этой системы в России невозможно, так как сегодня из-за слабости среднего класса в России эти финансовые институты отсутствуют.

Что же касается венчурного финансирования, то, с одной стороны, в различных странах его доля в финансировании технологической  инновационной деятельности не велика и составляет 15-25% от общего объема, а с другой - для его развития в России отсутствует необходимая законодательная база и методическая основа.

Исходя из вышесказанного необходимо формирование специальных  смешанных (государственных, частных и иностранных) финансовых институтов (фондов, предоставляющих гранты или долговременные беспроцентные ссуды для выполнения начальных стадий НИОКР, гарантийных фондов, позволяющих  получать долговременные кредиты на завершение разработок и развертывание производства, венчурных фондов). Для этого в России и, особенно, в ее регионах есть соответствующие условия и предпосылки.

Так, в стране имеются  политические условия для проведения регионами самостоятельной инновационной  политики, так как, с одной стороны, на федеральном уровне в последние годы приняты важные политические решения, подкрепленные программой инновационного развития страны, определяющие на перспективу задачи в области социальной политики и модернизации экономики, активизацию, поддержку инновационной деятельности, а, с другой,  – в  связи с возрастанием ответственности за состояние дел и развитие региона возникла объективная необходимость в выявлении и формировании регионами собственных приоритетов, интересов и отстаивание их перед федеральными институтами. Кроме того, ряд регионов накопили положительный опыт проведения инновационной политики.  Сама политика приобретает целенаправленный, последовательный характер.

Далее. Позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии страны в последние годы, огромный накопленный инновационный потенциал, подкрепленный историческими условиями размещения по регионам учреждений академической, вузовской, отраслевой науки, ресурсов, производств, высоких технологий, «ноу-хау», специалистов, дают основание для вывода, что инновационные ресурсы страны и регионов могут быть востребованы и вовлечены в хозяйственный оборот, несмотря на то, что стартовые экономические условия проведения инновационной политики во многих регионах крайне стесненные, а поиск инвесторов для инновационной деятельности крайне сложен и рискован.

Однако, несмотря на наличие  политических и экономических условий  и предпосылок для эффективной  региональной инновационной политики в малом предпринимательстве, правовое обеспечение инновационной деятельности в регионах еще не вышло из стадии разработок. В регионах отсутствуют структуры, выражающие их приоритеты и интересы в сфере инноватики, координирующие работу всех институтов региона, субъектов хозяйствования, усилия инноваторов в рамках региональной инновационной политики. Охарактеризованный выше опыт ведения инновационной деятельности в малом предпринимательстве в таких субъектах как гг. Санкт-Петербург, Москва, а также серьезные наработки в таких республиках, как Татарстан, Башкортостан, Московской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Ульяновской, Самарской, Свердловской, Томской, Иркутской областях скорее оттеняют начальную стадию работ по инновационному развитию во многих регионах, чем опровергают наше утверждение.

Все указанные предпосылки  и условия должны учитываться  при создании институционального обеспечения инновационных процессов в малом предпринимательстве региона. На примере конкретного региона необходимо разработать институциональную модель, обобщающая ценность которой состоит в том, что аналогичный подход может быть применен и для других регионов.

Для преодоления причин низкой активности инновационной деятельности в малом предпринимательстве как объективного, так и субъективного характера, необходимо обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и малого предпринимательства в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Для этого необходимо:

- создание благоприятной экономической  и правовой среды;

- построение инновационной инфраструктуры;

- совершенствование механизмов  государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных  разработок.

Это, в свою очередь, потребует решения  следующих основных задач:

1) совершенствование механизмов государственной поддержки инновационной   деятельности и взаимодействия между участниками инновационного процесса в целях продвижения новых технологий в малое предпринимательство;

2) проведение действенной  экономической  политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий дли развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты малого предпринимательства;

3) создание и развитие объектов  инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Рассмотрим перечисленные задачи более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве