Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа
Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.
Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва
Как правило, при традиционном подходе к планировке торгового зала выбирается такое размещение отделов, при котором, чтобы попасть в нужные отделы основных приобретений, покупатели вынуждены посетить большое число отделов недорогих товаров импульсивной покупки. Недостатком такой планировки является то, что посетитель может подойти к нужному отделу утомленным и не получить удовлетворение от совершенной покупки;
При распределении площади торгового зала с учетом поведения посетителей, каждому отделу и группе товаров выделяется место:
Мерчандайзинговый подход к планировке торгового зала основывается на выполнении следующих основных требований к последовательному размещению отделов и товарных групп:
1) направление движения потоков покупателей. Поток должен привлекать покупателей в определенные места торгового зала, к определенным прилавкам и витринам;
2) совместное приобретение. Направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку, например, от выкладки чая - к кондитерским изделиям;
3) частота покупок и характер спроса. Товары частого спроса - те, которые покупатель не будет специально искать, должны располагаться в местах интенсивного покупательского потока. Ярко выраженные товары импульсной покупки размещаются, как правило, в передней части магазина или возле кассы. Отделы целевого спроса могут располагаться в отдаленных участках зала;
4) продолжительность отбора товаров. В отдаленных местах зала, в стороне от общего покупательского потока, размещаются товары, требующие времени и спокойного отбора (товары редкого, специального спроса; марки, различающиеся но своим характеристикам). Порой при выборе такого товара необходима длительная индивидуальная консультация;
5) свобода и удобство передвижения покупателей. Нельзя размещать рядом два или несколько отделов, где могут скопиться очереди в вечерние часы или в выходные дни;
6) трудоемкость перемещения товаров из складских помещений.
Если при проектировании размещении отделов не предусмотреть пересечение покупательских и товарных потоков, это может привести к неудобству передвижения и не замедлит сказаться на прибыли.
С точки зрения покупателя, продуманная планировка облегчает процесс покупки, который состоит из поиска требующихся товаров, осмотра и оценки качества товаров, выбора и принятия решения – покупать или не покупать товар [13, с. 243].
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования
Наряду с улучшением планировки и повышением эффективности использования площадей для рациональной организации работы магазина важное значение имеет оснащение его торговым оборудованием, средствами механизации, а также различными приспособлениями, инструментами и инвентарем, с помощью которых осуществляется продажа товаров.
Торговое оборудование для магазинов делится на следующие виды:
Для выполнения различных операций, связанных с приемкой, хранением, подготовкой к продаже, выкладкой и продажей товаров, в магазинах применяется немеханическое торгово-технологическое оборудование (мебель для торговых помещений). Правильно подобранный набор немеханического оборудования позволяет рационально организовать торгово-технологический процесс в магазине, оптимально использовать торговые площади, повысить культуру обслуживания покупателей.
Конструкция оборудования, его качество оказывают влияние на производительность труда работников магазина, архитектурно-художественное оформление интерьера торгового зала. Магазины оснащаются торговым немеханическим оборудованием. Конструирование и производство торгового оборудования ведутся с учетом последних достижений науки. Большое внимание уделяется применению облегченных конструкций с использованием дешевых материалов, универсальности оборудования, унификации узлов и деталей, увеличению его емкости и расширению номенклатуры приспособлений для выкладки товаров [14, с. 49].
Мебель, являясь основным видом оборудования торговой организации, представляет собой горки, вешала, тару-оборудование, прилавки, витрины, стеллажи и другие изделия, необходимые для выполнения основных торговых операций.
Правильно подобранный набор мебели позволяет:
Мебель, применяемую в торговой организации, подразделяют по следующим признакам:
1) по функциональному назначению – для показа товаров (витрины, стенды), для выкладки и продажи товаров (горки, вешала, прилавки), для выкладки, транспортирования, временного хранения и продажи товаров (тара-оборудование), для расчетов с покупателями (кассовые кабины), для хранения товаров (стеллажи, подтоварники), для проверки качества и подготовки товаров к продаже (столы для бракеража товаров, фасования товаров), для оказания дополнительных услуг покупателям (примерочные кабины, столы для упаковывания товаров, прилавки для отборочных корзин и сумок покупателей, тумбочки для контрольных весов) и др.;
2) по месту использования – в торговых залах магазинов, в помещениях для приема, хранения и для подготовки товаров к продаже, в подсобных помещениях;
3) по способу установки – пристенная (устанавливаемая по периметру торгового зала), островная (устанавливаемая в центре зала), навесная и встроенная;
4) по товарному профилю – специализированная и универсальная; специализированная мебель приспособлена для определенной группы или вида товаров (горки для тканей, хлебобулочных изделии), универсальная мебель пригодна для разных групп товаров;
5) по материалу изготовления – металлическая, деревянная, комбинированная, с использованием металла, дерева, стекла, пластмасс и других материалов. Металлические детали мебели изготовляют из труб круглого и прямоугольного сечений, прутка, проволоки, угловой стали, тонколистовой стали, алюминия. Для отделки их поверхностей применяют цинковые, эмалевые и другие покрытия. На деревянные детали расходуют пиломатериалы, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, фанеру;
6) по конструкции – неразборная, сборно-разборная, складная, разборно-складная, секционная, универсально-сборная. Неразборная мебель состоит из деталей, связанных между собой неразъемными соединениями. Детали сборно-разборной мебели соединяют с помощью болтов, винтов, скоб, крючков и других разъемных соединений. Складная и разборно-складная мебель имеет детали с шарнирными соединениями, которые позволяют складывать их, уменьшая тем самым размеры мебели и занимаемый ею объем. Секционная мебель состоит из отдельных секций. Секция представляет собой готовое изделие, оснащенное необходимыми деталями: полками, ящиками, кронштейнами и т. д. Секции устанавливают отдельно или подсоединяют к другим секциям. При этом образуются блоки или линии любой длины. При соединении секций в линию требуется меньшее количество опорных стоек, что уменьшает массу мебели, расходы на ее приобретение и монтаж. Универсально-сборная мебель состоит из унифицированных легален, из которых можно собирать мебель различного функционального назначения и размеров. Пользуясь комбинацией различных деталей, а также сочетанием различных приспособлений для выкладки товаров, можно создать самые разнообразные виды мебели для организации торговли всеми группами продовольственных и непродовольственных товаров;
7) по комплектности – штучные изделия и наборы мебели. Заводы торгового оборудования выпускают как отдельные изделия по заказам торговых организаций, так и наборы мебели. Наборы представляют собой группу различных по функциональному назначению изделий с одинаковым архитектурно-художественным оформлением;
8) по характеру производства – экспериментальная, серийная и массовая. Экспериментальную мебель изготовляют в небольшом количестве для выявления достоинств, недостатков и потребности в ней торговых предприятий. Серийную - выпускают более пли менее крупными партиями (сериями) по результатам изготовления и испытания экспериментальных образцов. Массовую мебель изготовляют в большом количестве в течение длительного времени без изменения конструкции.
К мебели, используемой в торговых организациях, предъявляется следующий ряд требований:
1) эксплуатационные требования. Мебель должна быть удобной и для покупателей, и для работников магазина. К важнейшим эксплуатационным требованиям относятся:
2) экономические требования. Конструкция мебели для предприятия торговли должна быть простой, экономичной в производстве и эксплуатации. Экономичность производства определяется трудоемкостью применения прогрессивной технологии производства, а экономичность эксплуатации – степенью удобства для покупателей и работников магазина, надежностью, функциональной целесообразностью. Мебель не должна занимать много места, но в то же время должна быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров;
3) эргономические требования. Оптимальные размерные соотношения мебели для предприятий торговли (длина, ширина, высота, расстояние между полками и др.) определяются при ее конструировании с учетом антропологических данных – среднего роста и пропорций фигуры человека. Это обеспечивает свободный доступ к товарам, хорошую обозримость для покупателей и минимальную утомляемость обслуживающего персонала при заполнении мебели товарами;
4) эстетические требования. Форма, пропорция и цвет мебели должны соответствовать ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала, подчеркивая единство ансамбля интерьера магазина, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли;
5) санитарно-гигиенические требования. Конструкция мебели торговых предприятий не должна затруднять уборку помещений и самой мебели. Для отделки мебели должны применяться такие материалы, с которых легко удаляются загрязнения. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, острых углов, зазоров и щелей. Для предохранения товаров от пыли и загрязнений должны быть устроены козырьки, навесы, чехлы [15, с. 38].
Учет, распределение
Развитие самообслуживания,
повышение производительности труда,
сокращение численности работников,
улучшение эстетического
Ускорение научно-технического прогресса в торговле предусматривает повышение производительности труда работников (приемщиков, фасовщиков, продавцов), применение измерительных приборов более совершенных конструкций. В торговле уже пользуются быстродействующие электронные весы, применение которых обеспечивает высокую скорость взвешивания, автоматический подсчет стоимости взвешенного товара, документированную регистрацию результатов взвешивания путем печатания на чеке значений массы и цены. Применяются товарные весы документальной регистрацией отвесов и дистанционным способом взвешивания.