Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

ОАО «ЦУМ Минск», как базовое  торговое предприятие учебных заведений  торговли г. Минска, предоставляет  условия для прохождения производственной практики студентам и учащимся  БГЭУ,  МГТК,  МГПТК торговли,  МГК ТД ЛП, МТК Белкоопсоюза и др. учебных заведений.

Организация и обеспечение  рациональной расстановки кадров достигается  путем перемещений и переводов  работников. В  2011 году  было осуществлено 206 переводов на другие должности, в том  числе на  вышестоящие – 44 чел. При этом  44 чел. были переведены на новые должности в связи с присвоением им очередных квалификационных разрядов или должностных категорий.

В соответствии с требованиями Указа Президента  Республики  Беларусь № 354 от 26.07.2004  «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций»  ежегодно обновляются списки резерва выдвижения на вышестоящие должности.  Всего в состав  этого резерва на 2011 год было включено 97 чел, назначено на вышестоящие должности из резерва 37 работников.

В универмаге организован процесс повышения квалификации работников, в учебных заведениях вне предприятия в 2011г. повысили квалификацию  19 работников, в том числе ГИПКП Министерства торговли Республики Беларусь – 8 человек, в других учебных центрах («Центр знаний», «Белорусская медицинская академия последипломного образования», «Республиканский учебный центр Минприроды», «Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Республики Беларусь») – 11 человек. Прошли переподготовку – 3 человека. Прошли переподготовку на семинарах по абонементной форме обучения в ГИПКП Министерства торговли Республики Беларусь – 7 работников. На семинарах и других учебных центрах – 15 работников универмага.

В течение отчетного периода было проведено обучение продавцов работе на кассовом аппарате в соответствии с «Типовыми правилами эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем Министерства торговли Республики Беларусь» с выдачей удостоверений кассиров – 281 чел.

На предприятии действует  контрактная система найма, которая  регулируется соответствующим Положением и коллективным договором. На условиях контрактов работают 1406 чел., что составляет 99,9 %  от общей численности работающих на предприятии (по состоянию на 27.12.2011г.). 

В организации применяется  повременно-премиальная система  оплаты труда.  Должностные оклады утверждены штатным расписанием. Структура  штатного расписания, названия должностей, тарифные коэффициенты установлены  в соответствии с Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь.

По состоянию на 27.12.2012г. в списочном составе ОАО «ЦУМ Минск» числилось 1407 работников.

В целом за 2011 год фонд заработной платы с учетом всех выплат составил 34585,4 млн. руб., в том числе  за счет издержек 28695,4 млн. руб. 

Среднемесячная заработная плата 1 работника в 2011 году составила 2478 тыс. руб. и возросла против предыдущего  года на 60 % (в сопоставимых ценах – на 0,3 %). Средняя заработная плата 1 продавца составила 2070 тыс. руб.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ-Минск» за 2010-2011гг. отражены в соответствии с таблицей 2.1. (Приложение В, Приложение Г, Приложение Д).

 

Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за 2010-2011гг.

 

Показатели

2010г.

2011г.

+/- 2011г. к 2010г.

Темп роста, %

Темп роста в соп. цен., %

I=1,5956

План по Бизнес Плану

Факт

1

2

 

3

 

4

5

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

220822

253023

395890

175068

179,28

112,35

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов), млн р.

187251

214576

335280

148029

179,05

112,21

Расходы на реализацию, млн р.

32029

36716

54534

22505

170,26

106,70

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

10655

11569

26036

15381

244,35

153,14

Операционные доходы за вычетом  расходов, млн р.

355

414,2

977

622

275,21

172,48

Внереализационные доходы за вычетом  расходов, млн р.

101,3

123,6

865

763,7

853,89

535,15

Внереализационные расходы, млн р.

3670

 

8028

4358

218,74

137,09

в т.ч. расходы на потребление

 

3270

 

 

5950

 

2680

 

181,95

 

114,03

расходы на другие цели

400

 

2078

1678

519,50

325,58

Налог от прибыли, млн р.

2544

 

6868

4324

269,96

169,19

Чистая прибыль, млн р.

4898

4750,1

12983

8085

265,06

166,12

Среднесписочная численность всего, чел

 

1163

 

1194

 

1164

 

1

   

в т.ч. продавцов

556

577

547

-9

   

Фонд заработной платы с учетом всех выплат, млн р.

21635

21085

34585

12950

159,85

100,18

Среднемесячная выплата на 1 работника, млн р.

 

1,54

 

 

2,48

 

0,93

 

161,03

 

100,92

в т.ч. на 1 продавца

1,35

 

2,07

0,71

153,33

96,09

Товарооборот на одного работника, млн р.

 

183,90

 

211,80

 

339,70

 

155,80

 

184,71

 

115,76

в т.ч. на одного продавца

391,20

438,40

710,60

319,40

181,64

113,84

             

Окончание таблицы 2.1

           

Товарооборот на 1 м. кв., млн р.

21,50

25,50

39

17,50

181,39

113,68

Прибыль на одного работника, млн р.

9,20

9,70

22,40

13,20

243,47

152,59


 

Примечание – Источник: собственная разработка на материалах ОАО «ЦУМ Минск».

 

Оценивая экономические результаты ОАО «ЦУМ-Минск» за 2010-2011гг., необходимо признать, что все параметры прогноза социально-экономического развития успешно выполнены.

Главный показатель –  выручка от реализации товаров и  услуг – составила 395890 млн. руб. и увеличилась в сопоставимых ценах на 12,4 %.

Доход от реализации составил 80570 млн. руб. доходов, их уровень составил 22,4 % к товарообороту, что выше уровня прошлого года на 3,1 процентных пункта, рост по отношению к 2010 году в сопоставимых ценах составил 118,3 %.

Расходы на реализацию составили 54534 млн. руб., (доля в объеме товарооборота – 13,8 %), их уровень к товарообороту увеличился на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.

Прибыль от реализации товаров увеличилась на 15381 млн. руб. и составила 26036 млн. руб. (в сопоставимы ценах выросла на 53,1 % по сравнению с 2010г.), ее уровень в 2011 году составил 6,58 % к товарообороту.

Чистая прибыль отчетного периода значительно выросла и составила 12983 млн. руб. и увеличилась на 66,1 процентных пункта в сопоставимых ценах по отношению к 2010 году.

Товарооборот на 1м2 торговой площади за 2011 год увеличился на              13,7 % в сопоставимых ценах и в сумме составил 39 млн. руб., что свидетельствует об эффективном использовании торговой площади универмага.

 Производительность  труда работников за 2011 год составила 339,6 млн. руб., в том числе на 1 продавца 710,6 млн. руб., что на 155,8 млн. руб. больше 2010 года, в том числе на 1 продавца на 319,4 млн. руб.

Прибыль на одного работника  за 2011 год составила 22,4 млн. руб., за 2010 год – 9,2 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах – 152,6 %.

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «ЦУМ», рассчитанные за периоды 2010-2011 гг., свидетельствуют о выполнении  принятых обязательств. В течение 2011 года в торговой организации постоянно проводилась активная, целенаправленная работа по увеличению объема товарооборота, что обеспечило высокие темпы прироста этого показателя.

 

Проведенный анализ основных финансово-хозяйственных показателей  деятельности ОАО «ЦУМ» свидетельствует  о стабильном и устойчивом развитии торговой организации. Все показатели хозяйственной деятельности имеют  положительную динамику, организация работает с прибылью.

 

2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск»

 

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения ОАО «ЦУМ Минск» является отдельно стоящим пятиэтажным зданием, есть подвальный этаж, который используется для размещения складских и технических помещений.

Фундамент здания ленточного типа из бетонных блоков, материал несущих стен – кирпич. Тип крыши – плоская мягкая кровля.

В здание предусмотрены пять входов: четыре для посетителей и служебный вход с торца здания. Прилегающая к магазину территория благоустроена, озеленена. Подъездные пути и пешеходные дорожки доступны к входу, удобны, пешеходный тротуар и прилегающая территория асфальтирована, есть парковочные места. Вход в магазин в вечернее время освещен, имеется вывеска с необходимыми реквизитами: тип предприятия, принадлежность, информация о режиме работы.

Внутренняя отделка стен помещений – штукатурка с нанесением краски. Высота торговых залов от 3 до 5 метров. Материал, используемый для пола – натуральный камень (гранит). Освещение искусственное – потолочные люминационные лампы, также торговые залы оснащены системой кондиционирования.

Торговый процесс в  основном здании ОАО «ЦУМ Минск» осуществляется в 6 товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению,   на  4-х  торговых  этажах (Таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Расположение секций в ОАО «ЦУМ Минск»

1этаж

2 этаж

4 этаж

5 этаж

- часы и ювелирные изделия;

- мужская одежда;

- мужское белье;

- женская одежда;

- женское белье;

- ткани;

- ковры;

- радиотовары и бытовая техника

- мужская обувь;

- детская обувь;

- женская обувь;

- женская парфюмерия;

- постельные принадлежности;

- посуда;

- игрушки;

-  женские чулочно-

- тюлегардинные

- косметика, бытовая химия;

- галантерея;

-товары для спорта и

носочные изделия;

- товары для детей; 

изделия;

- товары для шитья

- канцелярские товары;

туризма;

- товары для 

и рукоделия;

- супермаркет.

- мужские чулочно-

новорожденных;

- обои,

 

носочные изделия;

- сувениры;

- детские чулочно-носочные изделия;

сантехническое оборудование;

 

- товары для охоты и

- салон головных уборов

- инструменты,

 

рыболовства;

- мужские головные

и меховых изделий;

- корсетные изделия;

электроосветительная арматура.

 

уборы.

- «Серж».

 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

В целях развития материально-технической  базы и технической оснащенности, совершенствования организации  торгового процесса в 2011 году ОАО  «ЦУМ Минск» провело реконструкцию 1-го этажа здания универмага. В связи  с реконструкцией на предприятии изменилась технология размещения товарных групп, проведена замена инженерных коммуникаций, установлено новое современное торгово-технологическое оборудование для улучшения выкладки и показа товаров. В дальнейшем запланирована реконструкция 2 этажа универмага.

В настоящий момент на 2 этаже ОАО «ЦУМ Минск» по потребительскому назначению сформировано 7 секций: «Мужская одежда», «Мужское белье», «Мужская обувь», «Галантерея», «Товары для спорта и туризма»,  «Детская обувь»,  «Игрушки» и относящиеся к ним бригады «Сувениры», «Товары для охоты и рыболовства», «Мужские чулочно-носочные изделия», «Мужские головные уборы».

Торговый зал 2 этажа  универмага имеет 4 основных входа, к  двум из которых подъем покупателей  осуществляют эскалаторы. Основной покупательский поток входит на 2 этаж со стороны выхода из метро на станции «Площадь Якуба Колоса». В связи с этим движение покупательского потока направлено против часовой стрелки от секции «Мужское белье» до секции «Детская обувь».

Основным методом реализации товаров в секциях 2 этажа является самообслуживание. Продажа товаров через прилавок осуществляется только в дополнительных к секциям бригадах  «Сувениры», «Мужские чулочно-носочные изделия», «Мужские головные уборы» и «Товары для охоты и рыболовства». Метод продажи товаров является определяющим при выборе и установке торгового оборудования.

Так, к примеру, в секциях  самообслуживания универмага основной торговой мебелью являются горки (пристенные, островные), вешала, прилавки, витрины, примерочные кабины, мягкие пуфы, в то время как для организации секции, реализующей товары через прилавок, необходимы только пристенные горки, прилавки и витрины.

Планировка секций на этаже боксовая, она представляет собой разбивку всей площади торгового  зала на изолированные друг от друга секции (боксы). Выбор данного вида планировки оправдан тем, что в большинстве секций 2 этажа реализуются товары, требующие примерки (обувь, одежда).

 Единственным недостатком  является то, что каждая секция  имеет собственный узел расчета.  Это делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждой секции и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации