Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа
Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.
Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва
ОАО «ЦУМ Минск», как базовое
торговое предприятие учебных заведений
торговли г. Минска, предоставляет
условия для прохождения
Организация и обеспечение рациональной расстановки кадров достигается путем перемещений и переводов работников. В 2011 году было осуществлено 206 переводов на другие должности, в том числе на вышестоящие – 44 чел. При этом 44 чел. были переведены на новые должности в связи с присвоением им очередных квалификационных разрядов или должностных категорий.
В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь № 354 от 26.07.2004 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» ежегодно обновляются списки резерва выдвижения на вышестоящие должности. Всего в состав этого резерва на 2011 год было включено 97 чел, назначено на вышестоящие должности из резерва 37 работников.
В универмаге организован процесс повышения квалификации работников, в учебных заведениях вне предприятия в 2011г. повысили квалификацию 19 работников, в том числе ГИПКП Министерства торговли Республики Беларусь – 8 человек, в других учебных центрах («Центр знаний», «Белорусская медицинская академия последипломного образования», «Республиканский учебный центр Минприроды», «Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Республики Беларусь») – 11 человек. Прошли переподготовку – 3 человека. Прошли переподготовку на семинарах по абонементной форме обучения в ГИПКП Министерства торговли Республики Беларусь – 7 работников. На семинарах и других учебных центрах – 15 работников универмага.
В течение отчетного периода было проведено обучение продавцов работе на кассовом аппарате в соответствии с «Типовыми правилами эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем Министерства торговли Республики Беларусь» с выдачей удостоверений кассиров – 281 чел.
На предприятии действует контрактная система найма, которая регулируется соответствующим Положением и коллективным договором. На условиях контрактов работают 1406 чел., что составляет 99,9 % от общей численности работающих на предприятии (по состоянию на 27.12.2011г.).
В организации применяется
повременно-премиальная
По состоянию на 27.12.2012г. в списочном составе ОАО «ЦУМ Минск» числилось 1407 работников.
В целом за 2011 год фонд заработной платы с учетом всех выплат составил 34585,4 млн. руб., в том числе за счет издержек 28695,4 млн. руб.
Среднемесячная заработная плата 1 работника в 2011 году составила 2478 тыс. руб. и возросла против предыдущего года на 60 % (в сопоставимых ценах – на 0,3 %). Средняя заработная плата 1 продавца составила 2070 тыс. руб.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ-Минск» за 2010-2011гг. отражены в соответствии с таблицей 2.1. (Приложение В, Приложение Г, Приложение Д).
Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за 2010-2011гг.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
+/- 2011г. к 2010г. |
Темп роста, % |
Темп роста в соп. цен., % I=1,5956 | |
План по Бизнес Плану |
Факт | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
220822 |
253023 |
395890 |
175068 |
179,28 |
112,35 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов), млн р. |
187251 |
214576 |
335280 |
148029 |
179,05 |
112,21 |
Расходы на реализацию, млн р. |
32029 |
36716 |
54534 |
22505 |
170,26 |
106,70 |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
10655 |
11569 |
26036 |
15381 |
244,35 |
153,14 |
Операционные доходы за вычетом расходов, млн р. |
355 |
414,2 |
977 |
622 |
275,21 |
172,48 |
Внереализационные доходы за вычетом расходов, млн р. |
101,3 |
123,6 |
865 |
763,7 |
853,89 |
535,15 |
Внереализационные расходы, млн р. |
3670 |
8028 |
4358 |
218,74 |
137,09 | |
в т.ч. расходы на потребление |
3270 |
5950 |
2680 |
181,95 |
114,03 | |
расходы на другие цели |
400 |
2078 |
1678 |
519,50 |
325,58 | |
Налог от прибыли, млн р. |
2544 |
6868 |
4324 |
269,96 |
169,19 | |
Чистая прибыль, млн р. |
4898 |
4750,1 |
12983 |
8085 |
265,06 |
166,12 |
Среднесписочная численность всего, чел |
1163 |
1194 |
1164 |
1 |
||
в т.ч. продавцов |
556 |
577 |
547 |
-9 |
||
Фонд заработной платы с учетом всех выплат, млн р. |
21635 |
21085 |
34585 |
12950 |
159,85 |
100,18 |
Среднемесячная выплата на 1 работника, млн р. |
1,54 |
2,48 |
0,93 |
161,03 |
100,92 | |
в т.ч. на 1 продавца |
1,35 |
2,07 |
0,71 |
153,33 |
96,09 | |
Товарооборот на одного работника, млн р. |
183,90 |
211,80 |
339,70 |
155,80 |
184,71 |
115,76 |
в т.ч. на одного продавца |
391,20 |
438,40 |
710,60 |
319,40 |
181,64 |
113,84 |
Окончание таблицы 2.1 |
||||||
Товарооборот на 1 м. кв., млн р. |
21,50 |
25,50 |
39 |
17,50 |
181,39 |
113,68 |
Прибыль на одного работника, млн р. |
9,20 |
9,70 |
22,40 |
13,20 |
243,47 |
152,59 |
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах ОАО «ЦУМ Минск».
Оценивая экономические результаты ОАО «ЦУМ-Минск» за 2010-2011гг., необходимо признать, что все параметры прогноза социально-экономического развития успешно выполнены.
Главный показатель – выручка от реализации товаров и услуг – составила 395890 млн. руб. и увеличилась в сопоставимых ценах на 12,4 %.
Доход от реализации составил 80570 млн. руб. доходов, их уровень составил 22,4 % к товарообороту, что выше уровня прошлого года на 3,1 процентных пункта, рост по отношению к 2010 году в сопоставимых ценах составил 118,3 %.
Расходы на реализацию составили 54534 млн. руб., (доля в объеме товарооборота – 13,8 %), их уровень к товарообороту увеличился на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.
Прибыль от реализации товаров увеличилась на 15381 млн. руб. и составила 26036 млн. руб. (в сопоставимы ценах выросла на 53,1 % по сравнению с 2010г.), ее уровень в 2011 году составил 6,58 % к товарообороту.
Чистая прибыль отчетного периода значительно выросла и составила 12983 млн. руб. и увеличилась на 66,1 процентных пункта в сопоставимых ценах по отношению к 2010 году.
Товарооборот на 1м2 торговой площади за 2011 год увеличился на 13,7 % в сопоставимых ценах и в сумме составил 39 млн. руб., что свидетельствует об эффективном использовании торговой площади универмага.
Производительность труда работников за 2011 год составила 339,6 млн. руб., в том числе на 1 продавца 710,6 млн. руб., что на 155,8 млн. руб. больше 2010 года, в том числе на 1 продавца на 319,4 млн. руб.
Прибыль на одного работника за 2011 год составила 22,4 млн. руб., за 2010 год – 9,2 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах – 152,6 %.
Результаты финансово-
Проведенный анализ основных
финансово-хозяйственных
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск»
В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения ОАО «ЦУМ Минск» является отдельно стоящим пятиэтажным зданием, есть подвальный этаж, который используется для размещения складских и технических помещений.
Фундамент здания ленточного типа из бетонных блоков, материал несущих стен – кирпич. Тип крыши – плоская мягкая кровля.
В здание предусмотрены пять входов: четыре для посетителей и служебный вход с торца здания. Прилегающая к магазину территория благоустроена, озеленена. Подъездные пути и пешеходные дорожки доступны к входу, удобны, пешеходный тротуар и прилегающая территория асфальтирована, есть парковочные места. Вход в магазин в вечернее время освещен, имеется вывеска с необходимыми реквизитами: тип предприятия, принадлежность, информация о режиме работы.
Внутренняя отделка стен помещений – штукатурка с нанесением краски. Высота торговых залов от 3 до 5 метров. Материал, используемый для пола – натуральный камень (гранит). Освещение искусственное – потолочные люминационные лампы, также торговые залы оснащены системой кондиционирования.
Торговый процесс в основном здании ОАО «ЦУМ Минск» осуществляется в 6 товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на 4-х торговых этажах (Таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Расположение секций в ОАО «ЦУМ Минск»
1этаж |
2 этаж |
4 этаж |
5 этаж |
- часы и ювелирные изделия; |
- мужская одежда; - мужское белье; |
- женская одежда; - женское белье; |
- ткани; - ковры; |
- радиотовары и бытовая техника |
- мужская обувь; - детская обувь; |
- женская обувь; - женская парфюмерия; |
- постельные принадлежности; |
- посуда; |
- игрушки; |
- женские чулочно- |
- тюлегардинные |
- косметика, бытовая химия; |
- галантерея; -товары для спорта и |
носочные изделия; - товары для детей; |
изделия; - товары для шитья |
- канцелярские товары; |
туризма; |
- товары для |
и рукоделия; |
- супермаркет. |
- мужские чулочно- |
новорожденных; |
- обои, |
носочные изделия; - сувениры; |
- детские чулочно-носочные изделия; |
сантехническое оборудование; | |
- товары для охоты и |
- салон головных уборов |
- инструменты, | |
рыболовства; - мужские головные |
и меховых изделий; - корсетные изделия; |
электроосветительная арматура. | |
уборы. |
- «Серж». |
Примечание – Источник: собственная разработка.
В целях развития материально-технической базы и технической оснащенности, совершенствования организации торгового процесса в 2011 году ОАО «ЦУМ Минск» провело реконструкцию 1-го этажа здания универмага. В связи с реконструкцией на предприятии изменилась технология размещения товарных групп, проведена замена инженерных коммуникаций, установлено новое современное торгово-технологическое оборудование для улучшения выкладки и показа товаров. В дальнейшем запланирована реконструкция 2 этажа универмага.
В настоящий момент на 2 этаже ОАО «ЦУМ Минск» по потребительскому назначению сформировано 7 секций: «Мужская одежда», «Мужское белье», «Мужская обувь», «Галантерея», «Товары для спорта и туризма», «Детская обувь», «Игрушки» и относящиеся к ним бригады «Сувениры», «Товары для охоты и рыболовства», «Мужские чулочно-носочные изделия», «Мужские головные уборы».
Торговый зал 2 этажа универмага имеет 4 основных входа, к двум из которых подъем покупателей осуществляют эскалаторы. Основной покупательский поток входит на 2 этаж со стороны выхода из метро на станции «Площадь Якуба Колоса». В связи с этим движение покупательского потока направлено против часовой стрелки от секции «Мужское белье» до секции «Детская обувь».
Основным методом реализации товаров в секциях 2 этажа является самообслуживание. Продажа товаров через прилавок осуществляется только в дополнительных к секциям бригадах «Сувениры», «Мужские чулочно-носочные изделия», «Мужские головные уборы» и «Товары для охоты и рыболовства». Метод продажи товаров является определяющим при выборе и установке торгового оборудования.
Так, к примеру, в секциях самообслуживания универмага основной торговой мебелью являются горки (пристенные, островные), вешала, прилавки, витрины, примерочные кабины, мягкие пуфы, в то время как для организации секции, реализующей товары через прилавок, необходимы только пристенные горки, прилавки и витрины.
Планировка секций на этаже боксовая, она представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга секции (боксы). Выбор данного вида планировки оправдан тем, что в большинстве секций 2 этажа реализуются товары, требующие примерки (обувь, одежда).
Единственным недостатком
является то, что каждая секция
имеет собственный узел расчета