Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 08:56, курсовая работа
Запасы, управление запасами и стратегии оптимального управления – на сегодняшний день эти понятия являются атрибутами многих систем логистики, особенно в производственной сфере. Любое предприятие стремящееся к эффективности своей деятельности и представляющее свой результат в виде ощутимой чисто прибыли, сталкивается с такими проблемами как: выбор моментов подачи заказов на пополнение запаса; выбор объема партии заказа для пополнения запаса и т. д
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ……….......5
1.1 Основные понятия управления запасами и его сущность…………..5
1.2 Необходимость управления запасами в производстве…………….11
1.3 Классификация экономико-математических методов и моделей управления запасами, используемых в производственной логистике…….....14
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ ОАО «Нидан Соки»……………………………………………...29
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Нидан Соки»……………...29
2.2 Анализ эффективности системы управления запасами ОАО «Нидан Соки»……………………………………………………………………………..37
2.3 Построение оптимизационной модели управления запасами и разработка рекомендаций по совершенстованию механизма управления запасами ОАО «Нидан Соки»………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Положительной считается тенденция к снижению коэффициента финансовой зависимости. Каждая компания должна стремиться увеличивать долю собственных средств с целью повышения стабильности функционирования. Позитивно следует оценивать увеличение общего размера финансовых ресурсов за счет привлечения дополнительного, относительно недорогого заемного капитала.
Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита.
Однако, и слишком большая доля собственных средств также невыгодна предприятию, так как если рентабельность активов предприятия превышает стоимость источников заемных средств, то за недостатком собственных средств, выгодно взять кредит. Поэтому каждому предприятию, в зависимости от сферы деятельности и поставленных на данный момент задач необходимо установить для себя нормативное значение коэффициента.
Норма данного показателя колеблется от 1,5 до 3. В 2008 году ОАО «Нидак Соки» имело определенные риски с платежеспособностью, и в связи с этим, тем более во время разгара экономического кризиса, компания старалась сократить количество заемных средств, наращивать резервные фонды. В итоге, на конец 2010 года, значение показателя уже составляло – 5,5. Это говорит о положительной тенденции в области коэффициента финансовой зависимости. Хотя 5,5 – это еще довольно далеко до идеальной ситуации, но можно предположить, что ОАО «Нидан Соки» обладает дешевыми заемными средствами, которые влияют на ситуацию не столь проблемно.
Вероятно не с одним показателем у компании не обстоят дела так как с коэффициентом маневренности собственных средств, при норме от 0,2 до 0,5.
Коэффициент маневренности собственных средств показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников. Смотря на значения 0,58 в 2009 году и 0,38 в 2010 году можно сказать, что ОАО «Нидан Соки» обладает приличной финансовой устойчивостью, и в случае непредвиденных проблем может гибко реагировать на них[1].
4. В практике финансового анализа показатели деловой активности используются для оценки эффективности использования предприятием своих средств. Показатели деловой активности, пожалуй, являются важным аналитическим инструментом в экономической характеристике предприятия, поскольку в зависимости от анализа этих коэффициентов судят об эффективности использования и управления активами и капиталом предприятия.
Показатели деловой активности представлены в таблице 7.
Таблица 7 – показатели деловой активности ОАО «Нидан Соки»
Показатели рентабельности |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Коэффициент оборачиваемости активов |
3,7 |
4,8 |
4 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
3,8 |
3,6 |
4,6 |
Показатели деловой активности определяют скорость превращения активов в денежную форму.
Коэффициент оборачиваемости активов показывает количество полных циклов обращения продукции за анализируемый период. Другими словами сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов или иначе показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период.
Сложно что-то сказать положительная или негативная тенденция наблюдается исходя из показателя оборачиваемости активов, так этот показатель очень специфичен для различных отраслей, и также требуется подобный анализ двух или трех конкурентов. В 2008 году значение показателя составляет 3,7, а в 2010 – 4, это говорит о стабильности оборачиваемости активов.
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности показывает насколько эффективно компания организовала работу по сбору оплаты за свою продукцию. Взглянув на значения показателя мы видим, что ОАО «Нидан Соки» никогда не испытывала проблем со сбором оплаты. Более того, исходя значения за 2010 год, видно, что наблюдается ощутимая положительная тенденция по этому показателю.
В таблице 7 должна присутствовать еще одна строчка – это показатель оборачиваемости запасов. Но, так как следующий пункт работы будет полностью посвящен непосредственно анализу показателей эффективности управления запасами в компании ОАО «Нидан Соки», то мы решили разобрать данный показатель в следующем пункте[3].
2.2 Анализ эффективности системы управления запасами ОАО «Нидан Соки»
Для того чтобы постоянно повышать качество управления запасами, необходимо использовать систему специальных показателей. При этом показатели, как индикаторы определенных процессов, нужно не только правильно рассчитывать, их также необходимо правильно понимать и анализировать.
Итак, вернемся к показателю оборачиваемости запасов - показатель, характеризующий скорость потребления или реализации сырья или запасов. На практике часто складывается ситуация, когда руководители, опасаясь возможной нехватки товара, создают избыточные запасы, чтобы подстраховаться, и не задумываются, что это приводит к излишним расходам, «замораживанию» средств и сокращению прибыли. Рассчитаем данный показатель с помощью информации из бухгалтерских отчетов ОАО «Нидан Соки»[12]:
2008 год:
Об.z
2009 год:
Об.z
2010 год:
Об.z
Взглянув на данные результаты, мы видим, что компания как нельзя лучше адаптировалась и очень гибко среагировала на рыночные изменения связанные с экономическим кризисом – об этом говорят 4,7 оборотов как за 2008 год, так и за 2009 год. Можно предположить, что ОАО «Нидан Соки» осуществило точное прогнозирование спроса на 2009 год, что конечно позитивно отразилось на размере заказа и соответственно уровне запасов.
В 2010 году компания смогла повысить данный показатель до 5,5 оборотов в год. Конечно, можно предположить, что предприятия через чур сократило свои запасы и это может привести к дефициту. Но если анализировать данные цифры на фоне показателей оборачиваемости активов, то можно сказать, что компания ОАО «Нидан Соки» придерживается правильной политики в области количества запасов и смогла определить для себя как оптимальное количество запасов, так и интервал между заказами.
Для большей информативности оборачиваемости запасов рассмотрим результаты этого же показателя у одного из главных конкурентов - ОАО «НПГ Сады Придонья»[13].
2008 год:
Об.z
2009 год:
Об.z
2010 год:
Об.z
Исходя из данных вычислений становится явным тот факт, что одного главного конкурента «качает» довольно ощутимо по сравнению с ОАО «Нидан Соки». Резкое понижение данного показателя с 7,5 оборотов в 2009 году до 3,7 в 2010 году говорит о том, что есть проблемы как с реализацией запасов, так и их количеством. Разница в чистой прибыли между ОАО «Нидан Соки» и ОАО «НПГ Сады Придонья» составляет 732391 руб., и это при том что в ОАО «Нидан Соки» численность персонала примерно на 650 человек меньше. На фоне всех выше приведенных фактов, явно, что деятельность по управлению запасами в ОАО «Нидан Соки» успешнее, чем у одного из его главных конкурентов ОАО «НПГ Сады Придонья».
Вторым важнейшим показателем в анализе эффективности управления запасами служит показатель текущей ликвидности товарно-материальных запасов. Формула данного показателя образовалась в результате модификации формулы коэффициенты текущей ликвидности, и адаптирована конкретно для анализа деятельности связанной с запасами. В числителе находится средний объем запасов за рассматриваемый период, а в знаменателе текущие обязательства перед поставщиками. Результаты оказались такими:
2008 год:
Тл.z
2009 год:
Тл.z
2010 год:
Тл.z
Практически он характеризует, насколько фирма может выдержать изменения рыночной среды, например, задержку платежей. С логистической точки зрения данный показатель дает информацию о том в какой степени материальные ценности покрывают текущие обязательства предприятия перед поставщиками. Это в свою очередь отражается на отношениях с поставщиками, для которых данный показатель компании также очень важен[15].
Результаты наших расчетов показывают положительную тенденцию способности запасов ОАО «Нидан Соки» продаться по рыночной стоимости. Норматив текущей ликвидности запасов в разных источниках колеблется от 0,6 до 1 или от 0,8 до 1,2 в зависимости от деятельности предприятия. Мы видим, что по сравнению с 2008 годом ОАО «Нидан Соки» смогло снизить в 2010 году задолженность перед поставщиками на 382710 руб. и достигнуть значения 0,86 показателя ликвидности запасов, что соответственно на 29% лучше чем в 2008 году. Тем самым можно говорить о том, что компания очень надежно чувствует себя на рынке и готова гибко реагировать на негативные рыночные изменения.
Компаня ОАО «Нидан Соки» производит соковую продукцию, а соки относятся к пищевой продукции, следовательно встает вопрос о периоде хранения запасов. Рассчитаем период хранения запасов, который находится по формуле (8):
Тх.z (8)
2008 год:
Тх.z
2009 год:
Тх.z
2010 год:
Тх.z
Из полученных цифр видно, что средний период времени хранения запасов продукции составляет 60 – 70 дней, что для соковой продукции является абсолютно нормальным явлением, срок годности одного пакета сока выпущенного ОАО «Нидан Соки» составляет один год, это означает, что полученные цифры более чем приемлемы. Не стоит забывать, что ОАО «Нидан Соки» также выпускает серию элитного сока «Caprice», и можно сказать, что скорее всего данный вид сока компания хранит в среднем меньше чем 60 дней, к сожалению нет информации с помощь которой можно было бы это проверить.
Также результаты данного показателя можно проверить и абсолютно практическим путем. Были выбраны три наиболее популярные розничные сети города Казань, и в каждой из них, в день поставки соков компании ОАО «Нилан Соки», была зафиксирована дата производства сока. Тем самым была рассчитана разница между датой поставки и датой производства, в среднем она составила 44 – 70 дней. Стоит отметить, что ОАО «Нидан Соки» имеет филиалы в крупнейших точках России: Казани, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Воронеже. Это дает возможность лучше координировать логистическую деятельность компании, связывать восточную и западную часть страны.
Последним показателем в анализе эффективности управления запасами будет доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Это рядовой показатель в анализе управления запасами, он показывает в какой степени материальные запасы покрыты собственными средствами и не нуждаются в привлечении в привлечении заемных[1].
2010 год:
Дсос
Норматив данного показателя составляет от 0,5 до 0,8. И мы видим, что здесь дела обстоят практически идеально. Значение 0,67 сообщает о том, что компания ОАО «Нидан Соки» не нуждается в привлечении еще каких-либо заемных средств, так как запасы покрываются собственными средствами. Также этот показатель говорит о правильной политике в области краткосрочных обязательств.
Подводя итог по анализу эффективности системы управления запасами складывается такое ощущение, что компания выстроила очень грамотную стратегию, которая эффективно работает. Ситуация с запасами со всех сторон является очень устойчивой, показатели ликвидности также не несут никаких опасений и размышлений на тему оптимизации, напротив, результаты близки к идеальным значениям.
С этим в связи, можно сделать вывод, что ОАО «Нидан Соки» не имеет уязвимых мест в системе управления запасами. Но нет предела совершенству, поэтому попытаемся дать рекомендации по совершенствованию механизма управления запасами на рассматриваемом предприятии.
2.3 Построение оптимизационной модели управления запасами и разработка рекомендаций по совершенстованию механизма управления запасами ОАО «Нидан Соки»
С экономико-математической точки зрения модель управления запасами, которой придерживается ОАО «Нидан Соки» является очень эффективной, а где-то даже почти идеальной.
Компания имеет свои филиалы и складские мощности в 8 крупнейших городах России, и соответсвенно в целях совершеннствования системы управления запасами требуется высокая степень координированности в точках, где пересекаются бизнес - процессы транспорного отдела и склада. Этих точек две: приемка товара и его отгрузка.
1) Приемка товара. В процессе приёмки товара, основные точки напряжённости возникают из-за долгой отработки складом груза, итогом чего может стать простой транспорта. Существуют две возможные причины: