Государственное регулирование занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.
Данная тема актуальна и в наши дни, так как в нашей стране уровень безработицы стоит на первом месте. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности.
Цель данной курсовой работы - показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рынок труда и его структура
1.1. Сущность, структура и специфика рынка труда…………………………...5
1.2. Роль рынка труда в современных условиях и его особенности…………...9
1.3. Особенности рынка труда…………………………………………..............11
1.4. Возникновение рыночного равновесия на рынке труда………………….14
Глава 2. Причины и формы безработицы
2.1. Сущность и виды безработицы…………………………………………….22
2.2. Виды и формы безработицы……………………………………………..…23
2.3. Причины безработицы…………………………………………………..….26
2.4. Организационно – финансовые основы рынка труда………………….....26
2.5. Социальные последствия безработицы в России………………………....34
Глава 3. Государственное регулирование занятости
3.1. Государственная политика по регулированию рынка труда …………....37
3.2. Федеральная служба занятости России………………………………..…..38
3.3.Биржа труда…………………………………………………………...……...39
Выводы и предложения………………………………………………………41 Список использованной литературы………………………………………...…44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.67 Кб (Скачать файл)

 Обратимся к графику (рис. 5). При уровне цены в 2 р. величина спроса будет измеряться отрезком OQ2, а величина предложения - QQ1, т. е. объем спроса превысит равновесное количество ( OQ2 > OQ0), а объем предложения будет ниже его (QQ1 <QQ0). Образуется дефицит в размере Q1Q2.

 
                            Рис. 5. «Потолок» цен и образование дефицита»

 

Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4р., а государственная цена равна 2р., то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.

В этой ситуации государство вынуждено либо смириться с тем, что мясо исчезло с прилавков магазинов, за ним постоянно выстраиваются большие очереди, и немалая часть населения отправляется за мясом и колбасой в столичные города, куда оно поступает в первую очередь. Возникает спекуляция - неизбежный спутник дефицита.

Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема. Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.

Минимальная цена и излишек товаров. Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируют и правительства большинства стран с развитой рыночной экономикой. Но ситуация   здесь прямо противоположная.

Уровень   производства сельскохозяйственной продукции в США, западноевропейских странах таков, что ее хватает не   только для того, чтобы накормить население стран-производителей. Значительная часть этой продукции экспортируется.

Высокое предложение приводит к установлению  довольно низкой   равновесной цены. Если бы фермеры продавали свою продукцию по рыночным ценам, то значительная их часть, имея высокие   издержки, была бы обречена на разорение, что привело бы к росту безработицы, социальным конфликтам.

 

Рис. 6 «Пол» цены и образование избытка

 

Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приводит к образованию избытка товаров. Если цена равновесия равна P0, а цена, установленная государством, должна быть не ниже, чем Р1, то возникает излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

Государства развитых стран, не желая допустить разорения большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «пол» цены, т. е. фиксируют цену на уровне выше равновесной. К чему это приводит, можно проследить, обратившись к графику (рис. 6).

При цене выше равновесной величина предложения составит QQ2, а величина спроса - QQ1, т. е. объем предложения превысит объем спроса, и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

При таких обстоятельствах государство вынуждено скупать этот излишек продукции у фермеров или выплачивать им дотации за то, что они сокращают объем посевных площадей. И в том и в другом случае деньги берутся из карманов налогоплательщиков. 

Таким образом, часто разгораются жаркие споры, надо ли проводить политику регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию или лучше тратить деньги налогоплательщиков на переквалификацию разоряющихся фермеров и их трудоустройство. Проблема эта выходит за рамки развития только одной отрасли. Поддержание платежеспособности фермеров обеспечивает гарантированный спрос на промышленную продукцию для сельского хозяйства и услуги для села, а, следовательно, занятость в смежных отраслях и сохранение социально-политической стабильности в странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Причины и формы безработицы

2.1.Сущность и виды безработицы

 

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

• потерявшие работу в результате увольнения;

• добровольно оставившие работу;

• пришедшие на рынок труда после перерыва;

• впервые пришедшие на рынок труда.

 Существует несколько  концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории безработицу  обычно связывают с процессом  накопления капитала, при котором  потребность в живом труде (переменном  капитале) растет медленнее, чем  в машинах и оборудовании (постоянном  капитале). В западной экономической  науке господствует точка зрения, согласно которой безработица  в своей основе отражает экономическую  целесообразность использования  ресурсов, подобно тому как, степень  загрузки производственных мощностей  отражает целесообразность и  эффективность использования основного  капитала. Об этом говорит так  называемый естественный уровень  безработицы, отражающий структурные  диспропорции на рынке труда (между  структурой спроса и предложения  рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и  иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.

2.2 Виды и формы безработицы

 

Изучая рынок труда, экономисты выделяют три основных вида безработицы:

• фрикционную,

• структурную,

• циклическую.

Кроме этого, можно добавить институциональную и добровольную безработицу.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве.

В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным , но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения. В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Для расчета показателей безработицы по методике, разработанной международной организацией труда (МОТ) производится сбор данных на основе выборочных опросах населения. Вопросы касаются следующих проблем:

1) имел ли тот или  иной индивид работу на прошлой  неделе;

2) пытался ли он найти  работу;

3) сколько времени он  уже потратил на трудоустройство;

4) какие действия он  предпринимал с этой целью.

Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе. Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы (то есть экономически активного населения). Многие люди из этой категории могут трудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме. Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих на действительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском секторе экономики, эта категория экономически активного населения не учитывается, что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы для гражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных в численности совокупной рабочей силы и численности рабочей силы данного сектора соответственно. Расхождение между величинами составляет около десятой доли процента, и в публикациях чаще встречается последний показатель.

 

2.3. Причины безработицы

 

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:

• структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

• экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

• политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

• сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

• изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

 

2.4. Организационно - финансовые  основы рынка труда

 

 Рынок труда является  органической частью экономики  и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений  и отделов кадров, учебных и  исследовательских центров, а также  социальных служб корпораций  аналогичных подразделений государственных  учреждений, некоммерческих организаций и т.д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

 Государственная политика  рынка труда в западных странах  исходит из того, что активная  жизненная позиция, стремление к  развитию и самоутверждению, присущая  корпорации, предприятию и любому  трудящемуся, возникает не под  влиянием директивных указаний  со стороны и не под давлением  каких-то внешних сил. Напротив, подобные  устремления зарождаются не только  как следствие внутренних побуждений  и реализуются путем самостоятельных  решений и действий. Для этого  необходима конкурентная среда  и наличие для всех примерно  равных возможностей достижения  наилучших результатов. Задача государства  состоит в обеспечении наиболее  благоприятных экономических, в том числе налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны.

Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации. В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат, так или иначе, практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны. О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.

Информация о работе Государственное регулирование занятости