Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение законов спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- дать понятия спроса на рынке и показать его динамику и основные тенденции;
- изучить ценовые и неценовые факторы, влияющие на величину спроса и предложения;
- охарактеризовать взаимосвязь спроса и предложения и его роль в механизме достижения рыночного равновесия;

Вложенные файлы: 1 файл

Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.doc

— 854.50 Кб (Скачать файл)

               5. Цены на другие товары.

 Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового фактора .

         С учетом  неценовых факторов  спроса функция спроса может быть представлена ​​формулой: QD = f ( P , ND ) , где ND - неценовые детерминанты спроса.

         

 В соответствии с динамикой спроса в зависимости от динамики доходов различают три вида товаров:

1. Нормальные товары - это товары, спрос на которые растет с ростом доходов потребителей, кривая спроса смещается вправо. Абсолютное большинство товаров являются нормальными благами. Графически рост дохода для нормальных товаров означает сдвиг кривой спроса вправо (Рис.  1.1.2)

2. Низкие товары - это товары, спрос на которые сокращается  с ростом дохода, а кривая спроса  смещается влево. (рис 1.1.2) Это товары низкой потребительской ценности, которые потребитель вынужден покупать, поскольку его доходы не позволяют приобрести лучшие и дорогие товары. К таким товарам можно отнести немодные наряды, высококалорийные, с низким содержанием витаминов продукты, а также товары низкого качества. Кривая спроса на низшие товары с ростом дохода смещается влево (D1 на D2). 

Следует заметить, что разделение товаров на нормальные и ниже достаточно условно, поскольку один и тот же товар для разных потребителей может быть: нормальным для - одного, ниже - для другого. Например, состоятельная семья будет считать жирную свинину ниже товаром, предпочитая высшим сортам мяса или рыбным продуктам. Бедная семья может считать жирную свинину нормальным товаром.

3. Нейтральные товары - это  товары, спрос на которые не изменяется с изменением дохода потребителей. Изменения в доходе не приведут к смещению кривой спроса. К таким товарам относятся товары первой необходимости: соль, спички и другие, потребление которых остается относительно стабильным независимо от уровня дохода.

 Цены соединенных товаров  оказывают взаимное влияние относительно  спроса в зависимости от вида  этих товаров. Различают два вида  соединенных товаров:

        1. Товары - субституты или взаимозаменяемые товары - это пары товаров, для которых рост цены одного вызывает рост спроса на другой товар, и наоборот.   Например, мясо и рыба - взаимно заменимые товары.   При прочих равных условиях с повышением цены мяса спрос на   рыбу  возрастет и наоборот.

         2. Товары - комплементы или взаимодополняющие товары - это пары товаров, для которых рост цены одного приводит к уменьшению спроса на другой товар, и наоборот. Эти товары потребляются одновременно, например, бензин и шины или другие запасные части к автомобилю. С повышением цены бензина спрос на шины сократится, поскольку владельцы автомобилей будут ездить меньше. Графически сокращению спроса на шины вследствие повышения цены бензина соответствует смещение кривой спроса влево (Рис. 1.1.2).

 Товары, которые нельзя отнести к этим двум типам, являются независимыми в потреблении, т.е. изменение цены одного никак не повлияет на спрос на другие товары. Так, повышение цен на компьютеры в коем случае не скажется на спросе на сливочное масло.

              

          В заключении параграфа хочется так же отметить, что закон спроса не действует в следующих случаях:

 -  Парадокс Гиффена.  Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода. ( Данный парадокс впервые был описан в монографии английского экономиста Роберта Гиффена (1837–1910).)

  • Когда цена является показателем качества в этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса
  • Эффект Веблена связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам"
  • Эффект ожидаемой динамики цен если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот
  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя как спрос, а со стороны продавца.

    1. Предложение товара на рынке. Закон предложения.

Неценовые факторы предложения

 

               Предложением  называется  количество   товара   или   услуги,   которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

               Если  спрос  является  качественной  характеристикой  потребления,   то предложение — категория, с помощью которой можно ответить на  вопрос:  что  же определяет количество любого товара, которое  будет  произведено  фирмами  и предложено ими на продажу.

         

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации ее на рынке по определенным ценам. Такое определение описывает предложение и отражает ее суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется своей величиной и объемом.

Объем, величина предложения - это количество продукта (товара, услуг), продавец (изготовитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или продуктивными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определенной цене.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Из определения следует прямая связь между ценой и предложением товара, изобразим его кривой предложения, которая обозначается S. Для этого на оси абсцисс отложим объем предложения, а на оси ординат - цену (P). В табличном виде эта зависимость будет выглядеть (таблица 1.2)

Предложение йогурта индивидуальным производителем (данные произвольные)

Таблица 2

Изменение предложения на цену

Цена за 1 упаковку руб.

Предложение за неделю

5

1100

4

700

3

400

2

200

1

100


Табличная информация в графическом изображении приобретает вид кривой предложения (Рис. 1.2)

 

Рис.1.2 Кривая предложения

Кривая предложения - показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить. Основным фактором, влияющим на объем предложения является цена.

          Закон предложения гласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).  Иными словами: объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.     

      1. Изменение предложения и объёма предложения

        Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

  1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)  Рис 1.2.1
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых факторов при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2) Рис.1.2.1

 

Рис.2.2.1 Изменение предложения [19]

Q — кол-во продукции, которое  готов предложить производитель

S — предложение

При таких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием неценовых факторов.

      1. Неценовые факторы предложения

К неценовым факторам предложения относятся: цены ресурсов; технологии производства; количество продавцов на рынке; налоги и дотации; изменения цен других товаров; ожидания изменения цен.

• Цены ресурсов оказывают влияние на предложение через издержки производства. Снижение цен ресурсов позволяет производить больше продукции. Например, если цены энергоносителей или материалов снизятся, фирма при прочих равных условиях сможет закупить больше ресурсов и выработать больше продукции. Кривая предложения сместится вправо от S до S1 (Рис.1.2.1). Рост цен на факторы производства приводит к сокращению предложения при неизменных ценах товаров, кривая предложения сдвигается влево от S до S2. (Рис. 1.2.1).

• Более совершенные технологии производства позволяют фирме производить больше с теми же самыми ресурсами. Кривая предложения сдвинется вправо. (Рис. 1.2.1).

• Увеличение числа продавцов на рынке приводит к росту предложения, кривая предложения смещается вправо, и наоборот, уменьшение числа продавцов сместит кривую предложения влево. (Рис. 1.2.1)

• Налоги сокращают предложение, если рассматриваются производителями как увеличение издержек производства.

• Дотации (субсидии), наоборот, покрывают часть расходов производителя, вследствие чего предложение становится. Налоги сдвигают кривую предложения влево, дотации - направо. (Рис. 1.2.1).

• Изменения цен других товаров оказывают влияние на предложение через изменения в структуре производства. Если, например, фермер выращивает два вида сельскохозяйственной продукции - морковь и лук, и цены на морковь растут, фермеру будет выгодно увеличить угодья под морковью за счет уменьшения площадей под луком. Предложение лука уменьшится, хотя ее цена осталась неизменной. Кривая предложения лука смещается влево.

• В ожидании изменения цен поведение продавцов прямо противоположно поведению потребителей. Если производители ожидают роста цен в будущем, они уже сегодня сократят предложение, рассчитывая продать свой товар впоследствии дороже. Кривая предложения сместится влево.  (Рис. 1.2.1).

С учетом неценовых факторов функция предложения может быть представлена ​​формулой: QS = f ( P, NS ), где NS - неценовые детерминанты предложения.

Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке

 

1. 3 Эластичность спроса и предложения

 

Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся  переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какие были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. в предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.

1.3.1 Эластичность спроса.

Измерение ценовой эластичности спроса осуществляется для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%-ного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.

              В микроэкономике применяется много различных показателей эластичности в зависимости от факторов, вызывающих изменение исследуемого явления - спроса, предложения или производства. Относительно спроса различают следующие виды эластичности:

1. Эластичность  спроса по цене 

2. Перекрестную  эластичность спроса

3. Эластичность  спроса по доходу

 Эластичность  спроса по цене - это процентное  изменение объема спроса, вызванное  однопроцентного изменением цены данного товара: .

        В практике могут иметь место, по меньшей мере, пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

 

1. Спрос эластичный, если , когда данное процентное изменение цены вызывает большее процентное изменение величины спроса. Например, если снижение цены на 2% приводит к увеличению величины спроса на 4%, то спрос эластичный. Отображается более покатой линией (Рис 1.3.1)

Информация о работе Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены