Приемная семья: сущность, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.
И наконец, усыновление (удочерение) - это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей».

Содержание

Введение 3
1. Понятие приемной семьи 4
2. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 7
3. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье 10
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное право реферат.docx

— 77.90 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при правительстве РФ»

 

 

Кафедра  Гражданского права

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Семейное  право»

На тему «Приемная семья: сущность, проблемы и перспективы развития».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы Ю3-1

Барам А.Д.

Проверила

 Беседкина Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2013 

Оглавление

Введение 3

1. Понятие приемной семьи 4

2. Некоторые проблемы приемной  семьи как формы семейного  воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей 7

3. Проблемы правового регулирования  отношений в приемной семье 10

Заключение 16

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела  особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о  правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право  жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного  семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены  три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации  воспользовались предоставленным  им правом и предусмотрели возможность  передачи таких детей в патронатные  семьи.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Причем такое  устройство предполагает возникновение  длительных, более того, пожизненных  отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) - это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при  которой обеспечиваются условия  жизни, равные с условиями жизни  родных детей».

 

 

 

 

 

1. Понятие приемной  семьи

 

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, на основании договора о  передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки  и попечительства и приемными  родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).1

Граждане (супруги  или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. 2

На воспитание в  приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей3:

- дети-сироты;

- дети, родители  которых неизвестны;

- дети, родители, которых  лишены родительских прав, ограничены  в родительских правах, признаны  в судебном порядке недееспособными,  безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители  которых по состоянию здоровья  не могут лично осуществлять  их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся  без попечения родителей, находящиеся  в воспитательных, лечебно-профилактических  учреждениях, учреждениях социальной  защиты населения или других  аналогичных учреждениях.

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных  судом недееспособными или ограниченно  дееспособными;

- лиц, лишенных  по суду родительских прав  или ограниченных судом в родительских  правах;

- отстраненных от  обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных  на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено по  их вине;

- лиц, имеющих  заболевания, при наличии которых  нельзя взять ребенка (детей)  в приемную семью.

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет  право и обязаны4:

- воспитывать ребенка,  находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о  его здоровье, физическом, психическом,  духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно  определять способы воспитания  ребенка, с учетом мнения ребенка  и рекомендаций органа опеки  и попечительства, а также при  соблюдении требований, предусмотренных  Семейным Кодексом.

Они являются законными  представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права  и интересы, в том числе в  суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей  в образовательные учреждения на общих основаниях.

Общее число детей  в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья  образуется на основании договора о  передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом  опеки и попечительства и приемными  родителями по форме. Устройство детей  в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Лица, желающие взять  ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и  попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными  родителями. К заявлению прилагаются  следующие документы:

- Справка с места  работы с указанием должности  и размера заработной платы  либо копия декларации о доходах,  заверенная в установленном порядке;

- Характеристика  с места работы;

- Автобиография;

- Документ, подтверждающий  наличие жилья у лица (лиц), желающего  взять ребенка (детей) на воспитание  в приемную семью (копия финансово-лицевого  счета с места жительства и  выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого  помещения в государственном  и муниципальном жилищном фонде  либо документ, подтверждающий право  собственности на жилое помещение);

- Копия свидетельства  о заключении брака (если состоят  в браке);

- Медицинская справка  лечебно-профилактического учреждения  о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на  воспитание в приемную семью  (ссылка на приказ минз. о мед. освид.).

На основании  заявления и акта обследования условий  жизни лиц (лица), желающих взять  ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления  со всеми необходимыми документами  готовит заключение о возможности  стать приемными родителями.

Безусловно, при  подготовке заключения орган опеки  и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять  на воспитание ребенка в семью  их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения  с другими членами семьи, проживающих  совместно с ними.

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять  на воспитание ребенка с ослабленным  здоровьем, больного ребенка, ребенка  с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у  приемных родителей (опекуна или  попечителя) было наличие необходимых  условий для этого.

2. Некоторые  проблемы приемной семьи как  формы семейного воспитания детей,  оставшихся без попечения родителей

 

К сожалению, не все  нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что  больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие  порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию. Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная  семья - носят срочный характер и  являются временным устройством  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью5.

Приемная семья  является самостоятельной формой семейного  воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять  чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся  друг о друге и о своих близких  лица, которые осознают свою ответственность  за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность  своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными  родителями, а также между приемными  родителями и приемными детьми в  будущем могут стать моделью  семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают  супруги, имеющие своих детей. Поэтому  приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить  свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни6.

В приемную семью  можно передавать сразу несколько  детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие  друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются  и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся  недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге  и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у  ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или  сестер. Такие качества очень важны  в жизни ребенка. И для каждого  человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его  любят и всегда ждут. Каждый ребенок  хочет жить в таких условиях, в  которых живет большинство его  сверстников.

Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно  дольше в отношениях с приемными  родителями, не менял этих родителей  и тем самым имел надежду, что  существующие связи сохранятся в  будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными  родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение  срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение  правовых отношений между приемными  родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические  связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными  родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным7.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей  в приемной семье имеет большое  значение. В такой семье воспитывается  полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка  обходится гораздо дешевле, чем  содержание детей в государственных  детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного  обслуживающего персонала таких  учреждений. Увеличение приемных семей  в какой-то мере способствует решению  такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Поэтому  Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей  детских домов семейного типа»  отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи  недостаточно только придания ей правового  статуса. На примере этих семей, впервые  решивших стать приемными, можно  убедиться, что успех (или неуспех) подобного начинания зависит  от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, от предоставления им соответствующих  льгот и преимуществ.

Информация о работе Приемная семья: сущность, проблемы и перспективы развития