Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

1.Понятие культуры. Основные определения понятия  «культура»

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных  областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

 

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых  разных проявлениях, включая все  формы и способы человеческого  самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом  навыков и умений. Культура предстает  также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и  знаний).

 

Культура  представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без  которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

 

Культура  — это набор кодов, которые  предписывают человеку определенное поведение  с присущими ему переживаниями  и мыслями, оказывая на него, тем  самым, управленческое воздействие. Поэтому  для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной  точке исследования в этой связи. Многообразие существующих в мире философских  и научных определений культуры не позволяет сослаться на это  понятие как на наиболее очевидное  обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как…

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]

«исторически  определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах  и формах организации жизни и  деятельности людей, а также в  создаваемых ими материальных и  духовных ценностях» (БСЭ);

«общий  объём творчества человечества» (Даниил Андреев);

«продукт  играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

«вся  совокупность внебиологических проявлений человека»[3];

признанный  значимый уровень в областях изящных  искусств и наук — элитарная культура[источник не указан 445 дней].

набор знаний, верований и поведений, который  основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных  маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д[источник не указан 445 дней].

«Культуру, в том числе наиболее блистательные  и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую  систему приспособлений и устройств  для отслеживания параметров среды.»(Э. О. Уилсон);

 

2.Место культурологии  в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии

Культурология является частью обширного комплекса  знаний, методов научных исследований, научно-практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки - это науки о человеке, а общественные науки - науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении  общественных наук культура занимает особое место, то есть она изучается  рядом наук.

 

Если  говорить о культурологии, то её можно  отнести как к социальным, так  и к гуманитарным наукам, так как  культура имеет большое значение не только в жизни отдельного человека (индивида), который является предметом  изучения гуманитарных наук, так и  для общества, которое является предметом  изучения общественных наук. Поэтому  культурологию относят к так  называемым «социогуманитарным» наукам. Среди других наук такой является история.

 

Общественные  науки - это сложная и постоянно  развивающаяся система, причём различные  области этой системы развиваются  неравномерно. То одна, то другая гуманитарная наука переживает своего рода «научную революцию» - период радикального пересмотра своего теоретического арсенала и фактической  базы. Как правило, такие серьёзные  перемены не ограничиваются рамками  одной научной дисциплины или  научной школы, а стимулируют  развитие нетрадиционных подходов к  проблемам других общественных наук.

 

Таким образом, в сфере гуманитарного  знания возникают новые и перестают  существовать старые тенденции, меняется «конфигурация» этой сферы, меняются и  отношения между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское  и постепенно обособившееся направление  исследований (зачастую оно скоро  становится отдельной наукой), сама начинает испытывать воздействие «дочерней» науки. Всё это в полной мере относится  и к культурологии.

 

Культурология как наука формировалась путём  интеграции таких дисциплин, как:

 

1) Культуроведение - описание достижений  той или тиной культуры. Оно  охватывает всю сферу познания  класса явлений культуры, в том  числе и достаточно узкие, специализированные  знания (искусствоведение, театроведение,  музыковедение и т.д.);

 

2) Культурогенез - учение о происхождении  культур;

 

3) Философия культуры (культурфилософия) - учение о смысле и возможных  перспективах развития культуры, философское познание сущности  и значения культуры;

 

4) Социология культуры - рассматривает  культуру с точки зрения её  функционирования в эмпирически  данной системе общества.

 

Культурология занимает значительное место среди  социальных наук. Чтоб понять это, следует  выяснить связь культурологии с  такими общественными науками, как  история, социология и политология, а также - в первую очередь - с философией и другими гуманитарными науками.

Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого  общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно  лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая  изучает человеческое общество.

  В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика (научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы), и многими другими.

 

Однако  от других гуманитарных наук культурологию  отличает то, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Культурология  является многоплановой научной  дисциплиной, изучающей сложные  социокультурные процессы в человеческом обществе.

 

Несмотря  на то что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей наука гуманитарная. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

 

Цели  и задачи культурологии заключаются  в изучении культурных пластов человеческого  сообщества в целом, культур отдельных  цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического  исследования является понимание как  собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит  в том, чтобы не только объяснить  историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и  управлять им. С помощью культурологии  можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик  личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически  конкретном обществе.

 

Среди основных задач культурологии особо  выделяются следующие

- анализ культуры как системы  культурных феноменов

- исследование ментального содержания  культуры

- выявление типов связей между  элементами культуры

- исследование типологии культур  и культурных единиц

- разрешение проблем социокультурной  динамики

- исследование культурных кодов  и коммуникаций

 

3.Культура как специфически  человеческий способ бытия. Материальная  и духовная культура в жизни  общества.

культура  – это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы  ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих  построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта  совместной жизни через систему  воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность  в культурно-историческом развитии общества.

Материальная  культура

 

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые  позволяют людям оптимальным  способом приспособиться к природным  и социальным условиям жизни.

 

Предметы  материальной культуры создаются для  удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются  в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие  конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие  артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших  народов, о которых не остаюсь  упоминаний в письменных источниках.

 

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три  основных элемента.

Собственно  предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы  создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет  эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение  как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в  практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная  культура

 

Духовная  культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и  права и т.д. Иногда к этой категории  относят деятельность образования  и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют  разрозненные элементы общественного  и личного сознания в цельное  мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и  объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой  степени — искусство.

Субъективная  духовность представляет собой преломление  объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его  багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

 

Соединение  духовного и материального формирует  общее пространство культуры как  сложной взаимосвязанной системы  элементов, постоянно переходящих  друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

 

Качество  каждого из этих элементов, а также  тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге  — культурного развития любого общества.

 

4.Становление развитие  культурологического знания. Историческое  развитие представлений о культуре.

 

Слово «культура» является многозначным и  одним из самых часто употребительных  в науке и обиходе.

 

Термин  «культура» произошел от латинского глагола «colere», который имел множество  значений: населять, обрабатывать, почитать и прочие, некоторые из них со временем превратились в самостоятельные  слова.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"