Стратегическое планирование на примере ОАО «Ардатовский светотехнический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования на исследуемом предприятии.
Методы исследования: абстрактно-логический метод, статистический анализ, сравнения.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятии
1.3 Понятие и структура стратегического планирования на предприятии
2. Анализ стратегического планирования на предприятии (на примере ОАО "Ардатовский светотехнический завод")
2.1 Характеристика стратегического планирования на предприятии
2.2 Организация стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.3 Проблемы стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3. Совершенствование стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по менеджменту.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и науки РФ

 

Брянский государственный  технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра “Экономика, организация производства, управление”

 

Курсовая  работа по дисциплине: «Менеджмент»

 

на тему: «Стратегическое  планирование на примере ОАО «Ардатовский светотехнический завод»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. 12-АУ

Медвинский  А.С.

 

Проверил

проф. Панченко В.М.

 

 

 

 

Брянск 2012

Объект исследования: процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод».

Цель работы – изучить теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования на исследуемом предприятии.

Методы исследования: абстрактно-логический метод, статистический анализ, сравнения.

Полученные  результаты: изучены теоретические  аспекты процесса стратегического  планирования предприятия, проанализировано планирование в ОАО «Ардатовский светотехнический завод» и разработаны  практические рекомендации по повышению  эффективности стратегического планирования на исследуемом предприятии.

Область применения – в  практической деятельности ОАО «Ардатовский светотехнический завод»

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты процесса  стратегического планирования на  предприятии

1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии

1.2 Процесс стратегического  планирования на предприятии

1.3 Понятие и структура стратегического  планирования на предприятии

2. Анализ стратегического планирования  на предприятии (на примере ОАО "Ардатовский светотехнический завод")

2.1 Характеристика стратегического  планирования на предприятии

2.2 Организация стратегического  планирования в ОАО "Ардатовский  светотехнический завод"

2.3 Проблемы стратегического планирования  в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"

3. Совершенствование стратегического  планирования в ОАО "Ардатовский  светотехнический завод"

3.1 Рекомендации по совершенствованию  процесса стратегического планирования  в ОАО "Ардатовский светотехнический  завод"

3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"

Заключение

Литература

 

Введение

 

Стратегическое  управление организацией опирается, прежде всего, на постоянное и системное  планирование. Но при переходе России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. Между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование любой организации. Многолетний опыт зарубежных компаний и российских предприятий убеждает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное практическое осуществление зачастую приводит к огромным, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете - к банкротству.

Стратегическое  планирование в современном менеджменте  является одним из ключевых вопросов для рассмотрения. Тому есть свои причины. Во-первых, стратегическое планирование охватывает всю деятельность предприятия в пространственном и временном аспектах. Стратегическое планирование (СП) деятельности предприятия начинается на этапе определение бизнеса и сопровождает все стадии развития организации, охватывая все ее подразделения и функциональные области. Во-вторых, стратегическое планирование, будучи ориентированным в будущее, аккумулирует, синтезирует и генерирует наиболее передовые идеи менеджмента и пограничных наук. Каждый процесс СП является сугубо индивидуальным, а поэтому требует особого, творческого подхода, свободы мышления, по сути дела являясь инновационным процессом. В-третьих, стратегическое планирование напрямую зависит от организационной культуры, находится в тесной взаимосвязи с вопросами работы с персоналом, характеристики которого являются ключевым ограничением СП. Последние также определяют особенности стратегического планирования на данном предприятии, в данном регионе, данной стране.

В Российской Федерации  стратегическое планирование формируется  в условиях переходного периода: нестабильности макро-, и микросреды, неподготовленности организационной культуры предприятия. Главным препятствием в России для стратегического планирования является проблема менталитета, усугубленная принципиально иным прежним подходом к планированию - перспективным экстраполяционным планированием государственного масштаба по принципу «из прошлого в настоящее и будущее». На предприятиях прежняя система планирования конфликтует с зарождающимся стратегическим планированием, пока доминируя над последним.

Планирование - не просто умение предусмотреть все  необходимые действия. Это также  способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и находить оптимальные возможности  с ними справляться.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Правильное определение целей является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление, снижение работоспособности и производительности. Все сказанное относится к организации в целом и к исполнителям — ее членам.

Им необходимо сконцентрировать свое внимание на стоящих  перед ними целях с тем, чтобы  внести максимальный вклад в успешное достижение целей организации.

В условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности.

Реализация  такого пути связана с разработкой  стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

В тоже время, в  настоящее время в переходных экономиках представляется уникальный шанс произвести своеобразный селекционный отбор в области методологии, дополнить известные, импортируемые методы стратегического планирования имеющимися, доставшимися в наследство от прежней системы планирования. Прежде всего, в этом смысле имеются в виду организационные и экономико-математические методы и модели.

Поэтому главной  проблемой в области СП для  российского предприятия является не только собственно внедрение, переход  к системам СП, но и бережное сочетание, а затем и гармоничное соединение двух систем в единую систему.

Цель работы – изучит теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»

Задачи данной работы:

1. Изучить сущность и содержание современного СП в системе менеджмента.

2. Рассмотреть  процесс СП на промышленном  предприятии.

3. Исследовать  формирующуюся систему и процесс  СП на конкретном промышленном  предприятии, в контексте сформировавшейся  модели стратегического планирования.

4. Оценить эффективность  СП в ОАО «АСТЗ» и разработать  рекомендации по ее повышению.

5. Дать экономическое  обоснование предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования является процесс стратегического  планирования в ОАО «АСТЗ».

Предметом исследования является система теоретических и методологических подходов к стратегическому планированию на предприятии.

Теоретико-методологической базой данного исследования являются труды теоретиков менеджмента, публикации в периодических изданиях, сборники научных трудов, статистические данные, годовая отчетность предприятия, а также система методов менеджмента, основанных на экономическом анализе, экспертных оценках, специфических методах стратегического планирования (матричные и эмпирические модели), а также экономико-математическом моделировании.

 

1. Теоретические  аспекты процесса стратегического  планирования на предприятии

 

1.1 Понятие и  основное назначение стратегического  планирования на предприятии

 

Стратегическое  планирование вышло на передний план совсем недавно, лишь в 70-х годах, когда стало очевидно, что внутрифирменное управление должно обеспечивать в первую очередь ясное видение перспективы, что оно должно быть нацелено на прогнозирование состояния внешней для организации среды, на поиск возможностей долгосрочного и адаптивного роста.

Стратегическое  планирование - это одна из функций  менеджмента, которая представляет собой процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является той базой, на которой строятся все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия [15, с. 50].

В деловой жизни  под стратегией понимается общая  концепция того, как достигаются  цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

План должен разрабатываться скорее с точки  зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко  когда основатель фирмы может  себе позволить сочетать личные планы  со стратегий организации.

Стратегический  план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

Стратегические  планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного  времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления членами организации.

Функция планирования предполагает решение вопроса о  том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и  ее члены для их достижения. По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком  состоянии организация находится  в настоящее время? Руководители  должны оценивать ее слабые  и сильные стороны, возможности  и опасности для неё в таких  важных областях, как финансы, маркетинг, производство, НИОКР, трудовые и материальные ресурсы и т. д., чтобы определить ее реальные возможности.

2. В каком  направлении хочет двигаться  организация? Оценивая такие возможности  и опасности в своей окружающей  среде, как конкуренция, законы, клиенты, политические и экономические условия, социальные и культурные (изменения, НТП и т. д., организация намечает, какими должны быть ее цели и что может помешать их достижению.

3. Каким образом  организация собирается сделать  это? Ее руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь ее целей.

Именно посредством  планирования руководство организации  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. Планирование — это одна из основ, с помощью которой руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. [15, с. 102]

Информация о работе Стратегическое планирование на примере ОАО «Ардатовский светотехнический завод»