Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема развития умственных способностей очень важна. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
Сущность умственных способностей 4
Развитие умственных способностей 5
Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста 6
Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка 9
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
Понятие ОНР 11
Характеристика дошкольников с ОНР 13
Преодоление ОНР у дошкольников 15
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Характеристика и виды дидактических игр 17
Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР 21
Заключение 26
Список литературы 28
Курсовая работа на тему:
«Использование дидактических игр в развитии умственных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
CST, 2009
Содержание
Введение
1. Развитие умственных способностей старших дошкольников 4
2. Психолого-педагогическая
характеристика детей с общим
недоразвитием речи 11
3. Дидактические
игры - начальное средство развития старших
дошкольников с ОНР 17
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
Для современной
образовательной системы
Один из ведущих специалистов в области умственного развития дошкольников Н. Н. Поддъяков справедливо подчёркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного развития.
В «концепции дошкольного образования» так же большое место уделяется проблеме развития умственных способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения. Под обучением понимается передача знаний, умений и навыков.
Взрослые предлагают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими ведёт к развитию специфических человеческих способностей.
Умственные способности и их развитие зависят от комплекса социальных и биологических факторов. В настоящий момент доказана взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. Одним из факторов, влияющих а развитие умственных способностей, можно считать развитие речевых способностей, и наоборот.
Поэтому важно в дошкольном возрасте проводить мероприятия по развитию умственных способностей детей. Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) данная работа осложняется тем, что развитие умственных способностей необходимо осуществлять с оглядкой на уровень их речевого развития.
В этом случае наиболее подходящим представляется использование дидактических игр на занятиях со старшими дошкольниками с ОНР. Применение дидактических игр способствуют комплексному развитию умственных способностей и преодолению нарушений словообразования старших дошкольников с ОНР.
В первой главе данной работы рассматриваются определение сущности умственных способностей и развитие умственных способностей у дошкольников, приводится описание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка
Во второй главе рассматривается вопрос общего недоразвития речи дошкольников и характеристика детей с ОНР.
В третьей главе данной курсовой работы описываются виды дидактических игр и приводится анализ их влияния на развитие умственных способностей старших дошкольников с ОНР...
1. Развитие
умственных способностей
1.1. Сущность умственных способностей
Многие
психологи при определении
1.2. Развитие умственных способностей
. Становление
умственных способностей
Итак, первое условие успешного развития умственных способностей -ранее начало, например, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения. То есть условия для овладения речью были обеспечены заранее, они опережали развитие речи. То есть нужно самим родителям предлагать своим детям с младенчества благоприятные условия для развития.
Второе, чрезвычайно важное условие - условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.
Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел. Это представленная свобода не только не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых - вот последнее (четвёртое) условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превратить свободы в безнаказанность, а помощь в подсказки. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространённая форма, помощи детям, но они только вредят.
1.3. Особенности
развития умственных способностей у детей
дошкольного возраста а
K cтapшeмy дошкольному вoзpacтy
дeти пpиoбpeтaют cпocoбнocть
cвязывaть мeждy coбoй, cиcтeмaтизиpoвaть имeющиecя
y ниx мнoгoплaнoвыe
знaния, что cвидeтeльcтвyeт об oвлaдeнии ими
oбщecтвeннo выpaбoтaнными
cpeдcтвaми пoзнaния. Taкими cpeдcтвaми являются
в oблacти вocпpиятия -
ceнcopныe этaлoны, в oблacти мышлeния - ^глядные
мoдeли и знaчeния,
выpaжeнныe в знaкoвoй фopмe. Oвлaдeниe этими
cpeдcтвaми пoзнaния
пpoиcxoдили в дeятeльнocти peбёнкa, нaпpaвляeмoй
нa peшeниe
пoзнaвaтeльныx зaдaч...
Уpoвeнь paзвития yмcтвeнныx cпocoбнocтeй пoвышaeтcя в пpaктичecкиx видax деятельности, доступных детям: cpaвнeниe, пpeoбpaзoвaниe, peinefflie paзвивaющиx зaдaч и головоломок. Эти виды деятельности xapaктepны для мaтeмaтичecкoгo paзвития peбeнкa. Пoзнaниe peбeнкoм мнoгooбpaзия мaтeмaтичecкиx отношений объектов ocyщecтвляeтcя caмocтoятeльнo чepeз вocпpиятиe и ocмыcлeниe их в обыденной пpaктичecкoй дeятeльнocти, чepeз ocвaивaeмыe ими игpы, игpoвыe отношения, peшeниe лoгичecкиx и apифмeтичecкиx зaдaч и головоломок, дидактические игpы.
1.4. Взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка
. В
формировании высших
Онтогенетический путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями. .
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие ОНР
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных нарушениях речи — алалии и афазии. Общее недоразвитие речи может также отмечаться при фонационных расстройствах, когда диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.
2.2. Характеристика дошкольников с ОНР
Для характеристики дошкольников с ОНР обычно применяют описание на основе клинической и психолого-педагогической типологии.
Клиническая типология дошкольников с ОНР основана на взаимосвязи физических недостатков детей и нарушений речи.
Довольно часто причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. Прямой результат нарушения слухового восприятия — недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.
Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы.
ОНР может
быть вызвано и социальными
2.3. Преодоление ОНР у дошкольников
Коррекционная работа при общем недоразвитии речи должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию звуковой культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка — от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов.
3. Дидактические игры - начальное средство развития старших дошкольников с ОНР
3.1. Характеристика и виды дидактических игр
Основная
особенность дидактических игр
определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми в
целях воспитания и обучения детей.
Но для играющих детей воспитательно-
Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.
При подборе
игр важно учитывать наглядно-
Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.
3.2. Дидактическая игра как средство умственного развития старших дошкольников с ОНР
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети с ОНР легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать: 1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками — подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание; 2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма); 3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; 4) загадывание и отгадывание загадок; 5) выполнение определенной роли; б) соревнование (индивидуальное или коллективное); 7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговари-вание вслух, имитация действий.