Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:19, контрольная работа
Что касается государственно-общественного характера управления системой образования, я считаю, что будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, чуткое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм учебного заведения, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.
Введение
1. Становление низших форм поведения и психики
Список используемой литературы
2. Государственно-общественный характер управления системой образования
Список используемой литературы
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Контрольная работа
по дисциплине: «Психология и педагогика»
(наименование учебной дисциплины)
тема (вариант): №17 «Становление низших форм поведения и психики».
«Государственно-общественный характер управления системой образования».
по специальности: Социально-культурный сервис и туризм
(наименование специальности)
Выполнил (а)
______________________________
(подпись) (ФИО студента)
группа
зач. книжка №
Принял (а) (подпись) (ФИО преподавателя)
г. Волгодонск
2011 г.
План
Введение
1. Становление низших форм поведения и психики
Список используемой литературы
2. Государственно-общественный характер управления системой образования
Список используемой литературы
Заключение
Введение
Общеизвестно, что развитие психологии как науки протекало постепенно и поэтапно так же, как и сама психика развивалась с постепенным развитием эволюции всего живого. «Психология», как целая наука, в наш век позволяет нам понять и рассказать о всех процессах психического развития существа, становления и открытия новых форм психики.
Общий подход к процессу психического развития характеризуется особенностями теоретического и практического разрешения вопроса возникновения и развития психики. Проблема возникновения, т. е. генезиса психики и ее развития тесным образом связаны между собой.
Что касается государственно-общественного характера управления системой образования, я считаю, что будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, чуткое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм учебного заведения, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. По первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже к простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, например: способность к реагированию на изменения внутренних и внешних состояний, память. Психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Сначала живое вещество обладало только биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
Первые же признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.
Позднее в процессе эволюции у живых существ появляется специальный орган – нервная система, функция которого является в управлении развитием, а также поведением и воспроизводством. По мере развития нервной системы и усложнения и совершенствования, отделение и обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур. Также оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой. Дальше происходило усложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела. В дальнейшем шло развитие форм поведения (деятельности). Наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, а также представление, мышление, сознание, рефлексия и т.д.
Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Важным стимулом к развитию явилось усложнение условий жизни, которое требовало изменения строения организма, лучше ориентироваться в нем.
Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных?
Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией - или системой взглядов Леонтьева – Фабри.
Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл.1).
Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший высший и наивысший.
Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуется определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.
Стадия элементарной
сенсорной психики
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в одной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)
Стадии и уровень психического отражения, его характеристика. |
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем. |
Виды живых существ, достигших этого уровня развития. |
1. Стадия элементарной
сенсорной психики. |
А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. |
А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. |
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. |
Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. |
Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные. |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". |
Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. |
Б. Высшие позвоночные |
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно - исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно - следственных связей между явлениями в практических действиях. |
В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. |
В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины). |
Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения.
Стадия элементарной
сенсорной психики
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в развитом виде представлена раздражимость - способность живых существ реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологические свойства среды еще отсутствует.
Список используемой литературы
1. Алферов А.Д Рецензент
– докт. пед. наук Общая психология:
Курс лекций для первой
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: 1999. – 944 стр.
2. Государственно-общественный
характер управления
системой образования
Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города и района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области и города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет
собой целенаправленное, сознательное
взаимодействие участников целостного
педагогического процесса на основе познания
его объективных закономерностей с целью
достижения оптимального результата.
Взаимодействие участников целостного
педагогического процесса складывается
как цепь последовательных, взаимосвязанных
действий или функций: педагогического
анализа, целеполагания и планирования,
организации, контроля, регулирования
и корригирования.
Основными признаками государственного управления образовательными системами (одна из отличительных особенностей современной системы образования) является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.
Основная идея государственно-общественного
управления образованием состоит в
том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования,
предоставить учителям, учащимся, родителям
больше прав и свобод в выборе содержания,
форм и методов организации учебного процесса,
в выборе различных типов образовательных
учреждений. Выбор прав и свобод личностью
делает человека не только объектом образования,
но и его активным субъектом, самостоятельно
определяющим свой выбор из широкого спектра
образовательных программ, учебных заведений,
типов отношений.
Государственный характер системы образования
означает прежде всего, что в стране проводится
единая государственная политика в области
образования, зафиксированная в законе Российской Федерации
"Об образовании", принятом в
1992 г. В соответствии с законом сфера образования
в Российской Федерации провозглашается
приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической,
политический, международной сферах связываются
с успехами в системе образования. Приоритетность
сферы образования предполагает также
первостепенное решение материальных,
финансовых проблем системы образования.
Организационной основой государственной
политики в области образования является
Федеральная программа развития образования,
принимаемая высшим органом законодательной
власти — Федеральным Собранием РФ на
определенный промежуток времени.
Информация о работе Контрольная работа по «Психология и педагогика»