Обучение технике аппликации на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

       Введение. 

       Актуальность. Сейчас трудно найти человека, который не слышал бы о технологии. Строится ли новый дом, спускается на воду современный лайнер или готовится к запуску космический корабль, идут ли поиски создания автомобиля будущего, высокоточных станков, новых моделей одежды и необходимых в быту и повседневной жизни человека приборов, приспособлений, качественных товаров и экономических чистых продуктов – во всех делах, великих и малых, всюду и везде в различных формах и проявлениях реализуется технология.

       Возможности современной технологии  так расширились, что еще несколько десятков лет  назад трудно было представить себе, какими гигантскими шагами придет развитие этой области преобразования материалов, информации и энергии.

       Но  любое производство (промышленность, строительство, транспорт, связь и др.) строится на фундаменте знаний, интеллекта в технологии. Не усвоив этих знаний, человек не сможет успешно работать во многих областях производства и управления. Не будем преувеличивать сказав, что чем выше будет технологическая культура каждого из нас, тем эффективнее мы сможем создать мощную материально-экономическую и социальную базу нашего государства. Вот почему имеет первостепенное значение глубокое изучение технологии в школе.

       Создание  произведений художественного конструирования связано с процессами восприятия,   познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития. В ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

       Художественное  конструирование – наиболее эмоциональная  сфера деятельности детей. Работа с  бумагой в разной технике расширяет  круг возможностей ребенка, благодаря  своей общедоступности и простоте ее обработки без специального инструмента, представляет собой один из наиболее подходящих материалов для приобретения первоначальных технологических навыков. Работа с ней способствует развитию пространственно-конструкционного и композиционного мышления и художественного вкуса.

       Уже в самой сути маленького человека заложено, стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, тем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

       Открытие  в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать  себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

       Но  для этого необходимы определенные условия. Условия – это прежде всего обстоятельства, от которых  зависит деятельность; обстановка, в которой она осуществляется; принципы, основные исходные положения, на основе которой она осуществляется; разнообразие средств и методов проведения занятий.

       В школе или каком любом учебном  заведении, где все подчинено  учебно-воспитательному процессу, имеют место весьма благоприятные обстоятельства: наличие учебных, наглядных методических пособий, технических средств обучения с соответствующего  оборудования, в определенной степени материалов и инструментов, но самое главное – разнообразие интересов и пытливости самих учащихся.

       Естественно, что от хорошей материальной технической  базы во многом зависит разнообразие художественно-оформительской деятельности. Но в тоже время, благодаря богатому содержанию, вариативности выбора художественно-оформительских объектов и материалов, учитель может организовать деятельность соответственно своим возможностям и способностям.

       Например, только использование художественно-выразительных  свойств бумаги, получившей широкое  распространение в декоративно-оформительском искусстве, дает возможность осуществить деятельность в обычном классе. Этот материал не требует, сравнительно с другими материалами, больших затрат, приобретения сложных инструментов и оборудования.

       Бумага  – материал, обладающий конструктивными  и пластическими свойствами и знаком каждому подростку. Простой и доступный материал для всех, кто стремится к художественному творчеству. Это не только элементарные поделки – копии, но и более сложные трудоемкие пространственные композиции, и проекты архитектурных сооружений, и бумажная скульптура, и оригами, и работа театрального художника с макетом будущего спектакля.

       Конечно, занятие аппликацией предполагают наличие суммы сведений из различных  областей искусства. Умение читать простейшие схемы и чертежи, способность чувствовать пространственную среду, владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании.

       Помимо  перечисленного, занятия конструированием в технике аппликации вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей.

       Работа  с бумагой, пожалуй, наименее хлопотное  дело, в отличии от других видов  деятельности. 

       Проблема: применение методов и приемов обучения учащихся работе с бумагой в технике аппликация 

       Цель  исследования: изучить методику работы с бумагой в технике аппликация.

       Объект  исследования - учебный процесс в контексте раздела «Аппликация из бумаги». 

       Предмет исследования - применение методов и приемов обучения учащихся при   работе с бумагой в технике аппликация. 

       Гипотеза  исследования:

       Трудовое  обучение учащихся технологии по аппликации из бумаги будет эффективным если:

       - учитель будет владеть современной  теорией и практикой трудового обучения учащихся начальных классов.

       - создана хорошая материальная  база для процесса трудового  обучения.

       - труд будет рассматриваться как  средство развития личности учащихся. 

       Задачи  исследования.

       - проанализировать существующие  педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;

       - определить роль и место данного  педагогического объекта в структуре  образовательного процесса обучения  технологии;

       - разработать методические материалы,  позволяющие показать значимость  процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. История возникновения аппликации из бумаги 
     

    1.1 История возникновения аппликации. 

       Аппликация  является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов  быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытно-общинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияния новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.

       Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V- III вв. до н.э.). Произведенные раскопки пяти курганов - могил вождей племен - обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки десяти лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья. Вся внешняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет. Борта колоды были украшены наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи (см. Рис.1). На огромном белом шатре площадью около 30 кв.м из войлока нашиты цветные аппликации - орнаментальные полосы.

       Несмотря  на условность и схематичность изображений, в них с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики. Зверей в древности изображали особенно любовно, проявляя при этом острую наблюдательность:  лось - с мощными широкими и ветвистыми рогами, характерной горбоносой мордой (см. Рис.2); скачущий марал, терзаемый пантерой, - борьба двух зверей (см. Рис.3). Мастерство передачи динамики движений и тонкое декоративное чутье свидетельствует об исключительно высоком уровне художественной культуры племен кочевников.

       Разные  народы используют для аппликации самые  разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника - караганника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы. В Российском Государственном музее этнографии народов бывшего СССР экспонируется шаманская налобная повязка из красного сукна. Лицо выполнено аппликациями из цветной ткани.

       Киргизы, калмыки, монголы декорировали потники  аппликациями. Узорами аппликации в  восточных районах Башкирии орнаментировались в прошлом кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта. Особенно широко применялось искусство аппликации в орнаментации своеобразной женской обуви - сарык и ката. Основными элементами орнамента аппликации были сердцевидные и рогообразные фигуры, волнообразные и пилообразные линии.

       Нанайцы, ульчи, нихви, удэге, и другие малые  народности имеют высокую древнюю  художественную культуру, восходящую к эпохе неолита. Основа этой культуры - богатый красочный орнамент, отражающей в образной форме все многообразие природы их родного края. В современном нанайском доме можно встретить коврики, исполненные в технике аппликации, в которых центром композиции является изображение спутников или кремлевских башен.

       Многие  столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожен II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок - своеобразное применение аппликации.

       Большой известностью пользовались так называемые вырезные сицилийские сукна. Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространились по всей Италии. Особенно славились испанские аппликации - вырезные узоры из бархата на фоне атласа.

       В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации.

       Подлинного  расцвета аппликационные работы достигли в ХVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цвета. Например, герб с изображением скрещивающихся ключей вышит аппликацией по красному бархату желтым шелковым атласом (Германия ХVII в.); чехол для кресла вышит аппликацией по вишневому бархату желтой шелковой тканью (Франция ХVII в ); изображение святого Лаврентия вышито аппликацией по красному бархату желтой тканью с зеленым контуром (Италия ХVII в).

       На  смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она  с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт, как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности VI в. до н.э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось название силуэт.  При дворе Людовика ХV главным котроллером финансов был Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и расходы на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение - вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название «силуэт». Оно дошло до наших дней.

Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии