Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической
готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Введение

  Основной причиной  неуспеваемости большинства учащихся  является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу

обучения. Чрезвычайно  важно своевременное выявление  такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

  Часто считается,  что по достижении 7-летнего (а  теперь даже 6-летнего)

возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам  собой, и родители

бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

  Так как путь  развития каждого ребенка очень  индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать – что из себя представляет современная школа.

  Современная школа  - продукт длительного исторического  развития, в

результате, которого закрепились следующие характеристики.

  1. Общедоступность.  В России все дети имеют  отраженное в законе право  на образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения. Поэтому, обучение в основном ориентировано на «среднего» ученика  ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника. Все перечисленные группы школьников, как правило, в массовой школе переживают некоторые неудобства.

  2. Коллективность  обучения. С 18 века знаменитый  педагог Ян Амос

Коменский разработал классно-урочную систему обучения, и оно утратило

индивидуальный характер. Следовательно, большое значение имеет  обще-

-эмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между детьми.

  3. Объективность оценивания. Отношения школьников и преподавателей

строятся на системе  оценок. Нередко ребенок смешивает  отношение к нему со стороны учителя и оценку, оценку и реальные успехи.

  4. Вербальное обучение. Преподавание опосредовано словом, как подача

материала, так и проверка знаний осуществляется в языковой форме. Это

означает, что необходимой  предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.

  Несмотря на значительные  недостатки, современное начальное  образование в России, по мнению многих специалистов, является более эффективным, чем получившие распространение на Западе игровые методы обучения. Для родителей достаточно лишь быть готовым и к новым требованиям и к тому, что в некоторый момент времени ребенок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы, которая рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго, а именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования, или нет. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Следовательно, психологическая  готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

 Прежде всего, у  ребенка должно быть желание  идти в школу, т.е. мотивация

к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

 Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.

 Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает

различные ситуации - в  одних  лидирует, в других подчиняется, в третьих

осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими  детьми и

взрослыми. В сензитивные периоды развития дошкольник постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказ ходить в школу). Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

 И самое главное  - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  Выявить и изучить  особенности психической готовности  ребенка к школе.

ЗАДАЧИ

а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической

готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.

б) Изучить особенности  психологической готовности ребенка  к школе

в) Выявить условия  формирования психологической готовности ребенка к школе.

  В качестве гипотезы  выступило, что своевременная  диагностика

психологической готовности ребенка к обучению в школе позволяет создать

условия, благодаря которым  успешно развиваются  те показатели

психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми.

  Предметом исследования  является психологическая готовность  ребенка к

школьному обучению.

База исследования: исследование было проведено на базе МДОУ ЦРР детского сада №28 «Родничок» г. Ишимбай. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5- 6 лет Количество 11 человек.

Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

В 1-й главе раскрыты теоретические основы развития познавательных процессов, творческих способностей, навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Во 2-й главе определены план и задачи экспериментального исследования, дано обоснование методов и методик исследования, приведено описание всех этапов и приведены графические данные проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, а также разработаны психолого-педагогические рекомендации. В заключении сформулированы результаты квалификационного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В списке литературы в  алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной квалификационной работы.

  С помощью методов  исследования, таких как эксперимент  и тестирование

докажем что своевременная диагностика в 5-6 летнем возрасте позволяет

выявить те показатели психологической готовности, которые необходимо

развивать, создавая для  этого необходимые условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические исследования психологической готовности

детей к обучению в школе.

    1. Особенности развития познавательных процессов в старшем

дошкольном возрасте.

Внимание

  Под вниманием  понимают направленность психической  деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности

  определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

  Основные виды  внимания - непроизвольное и произвольное. При

непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается  как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без

предварительного намерения. По своему происхождению это внимание

биологическое. Оно может  возникать под влиянием внешних  и внутренних

факторов. Сильный звук, яркий цвет, острый запах, что-то пульсирующее,

движущееся, необычное - это внешние факторы. Чувства, интересы,

потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, - факторы внутренние.

  В отличие от  непроизвольного, произвольное внимание  по своему

происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а

формируется у ребенка  только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно.

  Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.

  Для того чтобы  достигать поставленной цели, ребенку  нужно уметь

контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они

приближают его к  ней. В связи с этим развитие произвольности — это и

формирование умственных действий контроля.

  Произвольное внимание  тесным образом связано с речью.  В 5 лет ребенок

должен научиться подчинять  свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 - 7 лет - овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.

  Для тренировки  произвольного внимания наиболее подходящими являются

задачи, в которых необходимо последовательно анализировать  различные

признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с  особенностями

другого.

  К.Д.Ушинский  подметил, что внимание - это «та дверь, через которую

проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

  Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один

психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.

  К концу дошкольного  периода начинают появляться  зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение - важное психическое новообразование данного возраста. Ребенок еще не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Она может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания.

  Психологические  исследования показали, что:

  - максимальная длительность  одной игры у полугодовалого  ребенка

составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора

часов. В тоже время  установлено, что шестилетние дети способны активно и

продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

  - если в три  года за 10 минут игры ребенок  отвлекается в среднем 4 раза,

то в шесть лет  всего один раз.

  - устойчивость внимания  у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

  Что бы быть  внимательным, нужно иметь хорошо  развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение.

  Концентрация - это  степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

  Устойчивость - это  характеристика внимания во времени.  Она определяется

длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте  или одной и той же задаче.

   Объем внимания - это количество объектов, которое человек способен

воспринять, охватить при  одномоментном предъявлении. К 6-7 годам  ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3х предметов.

  Распределение - это  свойство внимания, проявляющееся  в процессе

деятельности, требующей выполнения не одного, а нескольких действий

одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно

фиксировать какие-то фрагменты  объяснения.

  Переключение внимания - это скорость перемещения фокуса  внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

  В возрасте 5-7 лет  следует развивать у ребенка  способность как можно

дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или  задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Сенсорные способности: восприятие                        

   Сенсорное развитие  ребенка — это развитие его  восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

  Сенсорные способности  — это функциональные возможности  организма,

обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Информация о работе Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста