Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………... 2

1.Теоретические  основы развития познавательных  интересов младших школьников  на уроках математики…………………………………………….5

1.1Познавательный интерес  и его место в системе мотивации.……….………..5

 

1.2Организация развития  познавательного интереса на  уроках математики………………………………………………………….……………...38

 

2Опытно - экспериментальная  работа по развитию познавательных  интересов младших школьников  на уроках математики.……………..….49

 

2.1 Методы развития познавательного  интереса на уроках математики……..49

 

2.2 Итоги опытно – экспериментальной  работы по развитию познавательного  интереса…………………………………………………………………………….58

 

Заключение………………………………………………………………...……..64

 

Литература................................................................................................................65

 

Приложение…………………………………………………………………….…68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность:

Педагогической наукой доказана необходимость  теоретической разработки   проблемы познавательных интересов  и осуществление её практикой обучения.Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Эта тяга к познанию может быть  сама  обращена  в  средство педагогического  воздействия,   в   частности,   в   средство   формирования познавательных  интересов  младших  школьников,  в   средство формирования потребности учиться, получать знания. В законе об образовании, в требованиях к ученику, говорится, о качестве знаний исходя из этого, можно сказать если у детей, будет хорошо развит познавательный интерес, то соответственно будет хорошее качество знаний [1].Над этой проблемой работали казахстанские ученые В.К. Дьяченко[1].Российские ученые, В.Б. Бондаревский, А.А. Зимановская, Н.Ф. Талызина, Н.Б. Истомина, Л.И. Божович[2]. Зарубежные ученые Д. Локк, Ж.Руссо, Ж. Пиаже[3]. Исходя  из актуальности  проблемы,  мной   выбрана   тема   курсовой работы   «Познавательный интерес младших школьников на уроках математики».

Объект исследования:

       Процесс  обучения младших школьников  в общеобразовательной школе..

Предмет  исследования:

Развитие познавательного  интереса у младших школьников в  процессе обучения.

Цель исследования:

Определить пути развития познавательного интереса у младших  школьников на уроках математики.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
  2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
  3. Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Гипотеза исследования: Если на уроках применять нетрадиционные методы, формы обучения, игры, то качественно повышается уровень познавательных интересов и мотивация учения у младших школьников.

Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись

  • Анализ литературы по проблеме;
  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анализ результатов деятельности.
  • Эксперимент
  • Метод экспертных оценок

База исследования: Средняя школа № 41 аула Кабанбай батыра.

Структура дипломной  работы:

Дипломная работа состоит  из  введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на нормативные  документы:

 

  1. Закон об образовании Республики Казахстан то 27 июля 2007 г.№319
  2. Государственный общеобразовательный стандарт среднего образования Р.К. в начальное общее образование// Алматы РОНД, 2003.
  3. Учебная программа по математике для 1-4 классов  

 общеобразовательной  школы Алматы РОНД 2003 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы развития познавательных  интересов младших школьников  на уроках математики

 

1.1 Проблема познавательного  интереса как   актуальная проблема психолого -  педагогической науки

 

Существенной стороной обучения является активная познавательная деятельность учащихся, проявление или потребности  в знаниях и стремление к их овладению. В последние   годы проблема развития познавательной деятельности учащихся становиться одной из основных проблем педагогики и психологии. Еще немецкий педагог-демократ А.Дистерверг писал: « Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением ...»[4]. Несколько в иной форме эту же мысль выразил известный русский психолог и педагог Л.В. Занков: « Всестороннее развитие, духовное богатство, -   писал он, - не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается   тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству »[5].Обучение есть своеобразное внешнее воздействие  на учащихся, имеющее целью вызвать у них как положительную, так и отрицательную реакцию. При положительной  реакции школьник в процессе обучения проявляет высокую активность и необходимое стремление к овладению знаниями. Если же его внутренняя настроенность к обучению оказывается отрицательной, ученик проявляет равнодушие к учебной работе и умственную пассивность. Для воспитания потребности и интереса к знаниям и возбуждения познавательной активности учащихся важное значение имеет создание противоречия между знанием и незнанием. Для этого необходимо так поставить вопросы, чтобы вывести учащихся за пределы   имеющихся у них знаний. Противоречие между знанием и незнанием, утверждал известный отечественный дидактМ.А.Данилов, является важнейшей движущей силой учения, стимулирующей познавательную деятельность учащихся[6].Это противоречие возникает, когда учитель ставит перед учащимися познавательные вопросы, создаёт проблемные ситуации.

Усвоить учебный материал можно при достаточном развитии познавательных психических процессов и активном психическом состоянии. Психика не зеркальное, а активное отражение действительности. Отражая внешний мир, и всё глубже постигая причины и следствия происходящих явлений, люди  успешнее противостояли стихийным силам природы, улучшали условия своей жизни. Отсюда следует, что познавательная деятельность людей с самого начала обусловливалась их потребностями. Потребность в раскрытии причин, происходящих в природе и в обществе явлений, выступает как побудительная сила познания. Вопрос о развитии познавательной деятельности  школьников актуален в наши дни.

Существенный вклад в  развитие познавательной деятельности школьников внесли работы педагогов  и психологов М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина[7]. Исследования, связанные - мотивацией учения, воспитанием у школьников познавательных потребностей, нашли своё отражение в работах Г.И. Щукиной, Г.И.Морозовой и др[8].

Необходимым компонентом  развития познавательной активности учащихся является воспитание стойкого познавательного  интереса, который должен обеспечить систематическую активность учащихся при овладении ведущими способами  деятельности. Познавательный интерес  имеет огромную побудительную силу: он заставляет активно стремиться к  познанию, активно искать способы  и средства удовлетворения возникающей  у него жажды знаний.

Интерес (в том числе  и познавательный) может определить как эмоционально-познавательное отношение к предметам или непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально - познавательную направленность личности. Из этого определения вытекает, что учитель пробуждает активность учеников, побуждает и искать ответ. И так от урока к уроку. Переживание обобщается, становиться эмоционально-познавательным отношением к предмету, которое побуждает учащихся интересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как прозвенел звонок с урока. Г.И. Щукина указывает также на то, что интерес выступает как «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной »[9]. 

В настоящее время проблема познавательного интереса активно  изучается педагогикой. Исследование проблемы показало, что под влиянием познавательного интереса учение протекает плодотворнее, быстрее и с большими результатами. На наличие мотивационного компонента в формировании стремления ученика к познанию указал М.С. Каган[10]. Он раскрыл его сущность и указал, что главная задача учителя состоит в выработке у школьников внутренней мотивации учения, так как она является основой их познавательной активности. В связи с этим он утверждал, что в основе формирования познавательного мотива лежит познавательная потребность, которая является стимулятором познавательной деятельности человека. Сама потребность формируется в деятельности. Последующий этап формирования познавательного мотива заключается в том, что познавательная потребность синтезируется в познавательный интерес, который связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, больше всего привлекающей его.

 Мотивация учения - это  не стихийно возникающий процесс,  его нужно специально формировать,  развивать, стимулировать. Особенно широкие возможности имеются в этом плане в начальной школе, где ученики более откровенны в высказываниях, суждениях. Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённых потребностей, совокупность внутренних психологических условий, вызывающих человеческие действия и управляющих поступками. Мотивы, заложенные в самом процессе обучения, называют познавательными. Познавательные мотивы тесно взаимодействуют с мыслительным процессом[11].

В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные  точки зрения на функцию мотивов. Одни учёные отмечают, что процесс  успения знаний и умений возбуждает познавательную потребность тем более, чем больше школьник осознаёт их общественную значимость, лично заинтересован  в них.

Другие учёные отмечают, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивационной сферы  нашего сознания. Мотив - побудитель мышления, его регулятор.

Интерес является одним из компонентов познавательной активности школьников. Само понятие интерес  трактуется в психолого-педагогической литературе по-разному. Одни отождествляют  его с направленностью личности в целом, другие сближают с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Так, например, интерес есть не более чем явление, сущность и основание которого ещё должны быть найдены. Следовательно, мотивация есть основа, источник в познании, а интерес - следствие и проявление процессов, происходящих в ней. Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным вилам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и нередко их профессиональной направленности.

Воспитание у младшего школьника в процессе обучения активного  познавательного отношения к  знаниям коренным образом перестраивает его отношение к самому процессу учения. Благодаря этому учение становится приятным, плодотворным, приносит радость и удовлетворение и ученику и учителю. Интерес, и особенно познавательный интерес, психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Одни из исследований посвящены изучению психологической природы интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Психология утверждает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека. Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, внимания, воображения). Интерес как бы « согревает своим участием » все процессы сознания, сообщает « особую теплоту » их протекания, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину[12].

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики