Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55
Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра педагогики и психологии детства
Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности
Курсовая работа
по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»
профиль подготовки «Психология и педагогика начального образования»
(2012-2013 учебный год)
___________________ (подпись)
Омск, 2013
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной
деятельности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………
1.4. Возможности формирования
самооценки у младших
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38
Глава 2. Эмпирическое исследование
формирования самооценки у младших школьников
в учебной деятельности………………………………………...
2.1. Описание методики
исследования формирования самооценки
у младших школьников……………………………………………………
2.2. Анализ уровня сформированности
самооценки у младших школьников……………………………………………………
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.
Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности, её возможностей, направленности, а принятые личностью ценности составляют ядро самооценки. Важно подчеркнуть, что самооценка является основным компонентом самосознания; она является стержнем этого процесса, показателем индивидуального уровня развития.
Проблема формирования самооценки у детей наиболее полно разработана в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, В.С. Мухиной и других и зарубежных ученых У. Джеми, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других.
В исследованиях Р.С. Немова, В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева отмечается, что именно младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Этот возраст важен для предупреждения возникновения мотива избегания неудачи, формирования адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребёнка [31, с.171].
Самооценку можно успешно формировать именно в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте у детей происходит смена ведущего вида деятельности - на смену игровой деятельности приходит учебно-познавательная. Учебная деятельность является эффективным средством формирования уровня самооценки детей младшего школьного возраста, т.к. именно в учебной деятельности дети могут наиболее полно реализовать себя и раскрыть свои возможности, что способствует повышению уровня собственной самооценки.
Вместе с тем, анализ методической литературы позволяет отметить следующее противоречие: учителя начальной школы не всегда учитывают индивидуальные и возрастные особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы и, соответственно, не в полной мере используют потенциал учебной деятельности для формирования у детей данного возраста адекватной, достаточно высокой самооценки.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каким образом учебная деятельность влияет на формирование самооценки учащихся младших классов.
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
На основе теоретического обобщения данных изученной литературы и прогнозирования дальнейшего совершенствования педагогического процесса нами сформулирована гипотеза: учебная деятельность будет являться эффективным средством формирования самооценки у детей младшего школьного возраста при соблюдении следующих условий её организации:
- систематическая постановка и реализация задач по формированию самооценки на каждом уроке (учить детей соотносить учебную цель и результат учебной деятельности, учить самооценке путем переноса взаимооценки в самооценку, учить давать себе адекватную самооценку, учить рассказывать о своей деятельности, сравнивать ее с образцом и др);
- соблюдение этапов учебной деятельности (первый этап - совместная деятельность учителя и ребенка, в которой учитель передает образцы развернутых словесно-оценочных суждений и соотносит их с оценочной меркой; второй этап - оценивание ребенком учебных действий сверстников, в котором ребенок соотносит оценку товарища и свою собственную, реализуя механизм перевода оценки в самооценку; третий этап - самостоятельное оценивание выполняемого учебного действия на основании соотнесения собственной оценки с оценкой одноклассника и учителя своевременное поощрение любых проявлений произвольности познавательных процессов, саморегуляции поведения у детей;
- использование на уроках специальных приёмов по формированию самооценки (индивидуальные беседы с использованием модели самооценки и др.);
- тактичность при оценивании результатов учебной деятельности детей (умение встать на позицию ребёнка, не снижать его уверенность в способности к учебной деятельности и чувства собственного достоинства).
Задачи исследования:
4. Разработать практические рекомендации по формированию самооценки у младших школьников в учебной деятельности.
В исследовании применён комплекс методов, соответствующих его задачам: анализ, систематизация и обобщение материалов психолого-педагогической и методической литературы, диагностика уровня сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста: методика «Оцени себя» авт. Е.А. Панько (1-я часть – проблемная ситуация, 2-я часть – беседа), игровая тестовая методика авт. Е.А. Панько, И.С. Позднякова, методика «Лесенка» авт. Т.Д. Марцинковская.
Этапы исследования:
1 этап – определение направления курсового исследования;
2 этап - теоретическое исследование проблемы формирования самооценки у младших школьников в процессе учебной деятельности;
3 этап – подбор и апробация диагностических методик исследования уровня сформированности самооценки у младших школьников;
4 этап – анализ, обобщение и оформление результатов исследования.
Структура курсовой работы: работа имеет вводную часть, включающую описание методологических основ исследования; основная часть работы выполнена в соответствии с двумя главами, включающими теоретическое и эмпирическое исследование проблемы; в заключительной части работы в обобщённом виде представлены выводы по материалам теоретической и эмпирической глав; приведён список литературы и представлено приложение к курсовой работе.
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки младших школьников посредством учебной деятельности
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
В основе самооценки личности лежит её самосознание. В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях; самовосприятие человека, когда ещё в раннем детстве формируется у ребёнка целостное представление о своём физическом теле, о различении себя и всего остального мира [37, с.72].
Существует противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание – высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности [32, с.86].
Третье направление науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе [37, с.236].