Формирование профессиональных способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.

Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;

2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;

3.Исследовать профессиональные способности студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

вся.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

    ВВЕДЕНИЕ

     Тема  данной курсовой работы является формирование профессиональных способностей личности.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в университете, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

     Цель  данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.

     Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;

     2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;

     3.Исследовать  профессиональные способности студентов.

     Объектом  исследования является профессиональные способности студентов.

     Предметом исследования является проблема выявления  взаимосвязи и взаимообусловленности  двух процессов: развития личности и  становления профессионала в  процессе обучения в университете. 
 
 
 

1.СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 

    1.1 Характеристика способностей личности

     

     Отечественная теория способностей создавалась трудами  многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

     Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

  1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2)они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;

3)способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний[17.c 56].

     Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности[24.c 108]. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно, отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности[7.c 138].

     На  основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека[20.c 325].

     Одним из основных принципов отечественной  психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов[15.c 102].

     Проблема  способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

     1)Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.

2)Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.

3)Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны, прежде всего, с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

     Уникальное  сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой  центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства[19.c 214].

     Чаще  всего рассматривается взаимоотношение  направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности  человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются  и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

     Велико  влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремленность, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.

     Сходные представления о способностях высказывают  и зарубежные психологи. Они связывают  их с достижениями в различных  видах Деятельности, рассматривают  как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики[22.c 61].

     Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

     Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

     Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности[12.c 67].

     Чаще  всего соотношение общих и  специальных способностей анализируется  как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

     Теплов  связывал общие способности с  общими моментами в разных видах  Деятельности, а специальные –  с особыми специфическими моментами.

    Виды способностей представлены на рисунке 2.1. 
     

       

     Рис.1.1 Виды способностей

     Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности[18.c 521].

     Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

     Конкретный  пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества[27.c 378].

     Музыкальные способности можно разделить  на две группы:

     - технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение);

     -слуховые (музыкальный слух).

     Музыкальные способности в существующий общей  психологической классификации  относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

     В экстремальных условиях, когда возникает  необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

     Существуют  такие уровни развития способностей, как:

-репродуктивный;

-творческий.

     Рассмотрим  следующие стадии развития способностей:

     1.Задатки —врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

2.Способности

3.Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей.

4.Талант— присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

5.Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей.

     Таким образом, способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности. 

       1.2 Особенности межполовых различий способностей людей

     Причина межполовых различий способностей людей заключается, во-первых, в строении мозга. Хотя, несомненно, существуют причины культурного толка для наших различий в эмоциях и поведении, результаты недавних, поистине феноменальных исследований показали, что корень многих загадочных различий между полами, возможно, следует искать в наших головах. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий - по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 - 15 процентов меньше мужского.

     Женщины используют больше мозга, чем мужчины. Чем бы ни занималась женщина, даже если она просто шевелит большими пальцами рук, активность нейронов у нее распространяется на большем участке мозга, - говорит д-р Марк Джордж, психиатр и невропатолог из Медицинского университета Южной Каролины [23.c 72].  
     Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую мозаику, которая при сканировании напоминает ночные огни города. 
     Одно из возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит в том, что у женщин толще мозолистое тело - совокупность нервных волокон, соединяющая большую часть коры обоих полушарий мозга. Это позволяет эмоционально-интуитивному правому полушарию и рациональному, воспринимающему только факты левому лучше “общаться” между собой. В результате женский мозг может образовывать такие связи, которые мужскому просто не под силу. Ученые полагают, что это отражается на способности женщины быстро "переключаться" между разным отношением к миру, в то время как мужчины работают в одном "режиме".

Информация о работе Формирование профессиональных способностей личности