Шпаргалки по дисциплине "Гендерная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Гендерная психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhogenetika_moy_osnovnoy_variant.docx

— 149.38 Кб (Скачать файл)

Психогенетика

1. Предмет, задачи и место психогенетики в изучении психологии человека

2. История развития психогенетики как науки

3. Современный этап развития психогенетики. История развития психогенетики в отечественной науке

4. Механизмы и носители наследственности

5. Законы Менделя

6. Болезнь Гентингтона (хорея Гентингтона) как пример доминантного наследования

7. Фенилкетонурия как пример рецессивного наследования

8. Неменделевская генетика. Болезнь Дауна как пример хромосомныхаббераций

9. Наследование, сцепленное с полом. Цветовая слепота

10. Импринтинг как механизм наследования. Синдромы Прадера-Вилли и Энгельмана

11. Наследование сложных поведенческих признаков

12. Популяции. Генетическая структура популяций как фактор передачи наследственных признаков

13. Популяции в состоянии покоя. Закон Харди-Вайнберга

14. Генетические механизмы эволюционных процессов в популяции: мутации, миграция и дрейф генов, естественный отбор и подстановка генов

15. Инбриндинг и ассортативное скрещивание, их роль в эволюции популяций

16. Генеалогический метод в психогенетических исследованиях

17. Метод приёмных детей

18. Метод близнецов. Факторы, ограничивающие метод близнецов

19. Разновидности метода близнецов

20. Статистические методы психогенетики

21. Исследования генотип-средовой детерминации когнитивных функций и интеллекта

22. Генотип-средовая детерминация вербального и невербального интеллекта и когнитивных стилей

23. Генотип-средовые соотношения в развитии свойств темперамента

24. Движения как объект психогенетических исследований. Генотип-средовая обусловленность сложных поведенческих навыков

25. Генотип-средовая детерминация признаков, изучающихся в двигательных тестах. Физиологическое обеспечение движений

26. Предмет и задачи генетической психофизиологии. Уровни анализа ЦНС в генетической психофизиологии

27. Взаимодействие нервной и эндокринной систем в регуляции генетических процессов

28. Генетическая изменчивость метаболизма ЦНС и индивидуально-психологические различия

29. Элетроэнцефалография (ЭЭГ) как метод исследования ЦНС

30. Роль генотипа в формировании индивидуальных особенностей ЭЭГ, параметров ЭЭГ. Межзональные различия в наследуемости параметров альфа-ритма ЭЭГ

31. Генетическая природа индивидуальных особенностей спектра ЭЭГ в покое и при изменениях функционального состояния человека

32. Вызванные потенциалы (ВП) как метод изучения функциональной активности мозга.Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД)

33. Генотип-средовые соотношения в изменчивости показателей вегетативных реакций: кожно-гальванические реакции, изучение показателей сердечно-сосудистой системы

34. Развитие функциональной асимметрии в онтогенезе: обзор основных концепций

35. Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии. Модели, объясняющие леворукость

36. Филогенез функциональной асимметрии

37. Особенности функциональной асимметрии у близнецов

38. Представления об онтогенезе в генетике развития

39. Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков

40. Стабильность психологических признаков в онтогенезе

41. Возрастные аспекты генетической психофизиологии: ЭЭГ, ВП, ПМСД

42. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза. Аутизм

43. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Психогенетические аспекты СДВГ

44. Неспособность к обучению. Дислексия. Психогенетические аспекты неспособности к обучению

 

 

 

 

 

 

1. Предмет, задачи  и место психогенетики в изучении психологии человека.

 психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. Предметом психогенетики является природа индивидуальных различий человека.

Задачи: • Объяснить или изучить наследственно-средовую детерминацию, дисперсии индивидуальных различий;

 • Изучить влияние  индивидуальных различий на общее  различие личности, достижения личности  в разных видах деятельности, а также возможность правильно  объяснить наблюдаемые различия  в деятельности разных людей;

 • Поиск законов  объясняющих действие наследственности  на выраженность у тех или  иных индивидуальных различий.

 

 

 2. История развития психогенетики как науки.

1)  ЭТАП 1865 – 1900гг. Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий связано с именем Ф.Гальтона.В 1865 он опубликовал статью «Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по наследственности у ч-ка.        Зарождение генетики поведения человека. Огромную роль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы Ф.Гальтона. Его работы посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственности поведения человека, но и разработке основных методических приемов для изучения наследования психологических характеристик. На этом этапе были определены основные подходы и понятия генетики поведения человека.

2). II ФАЗА – до конца 30-х годов нашего столетия замечательна успехами в

 методологии  психогенетического исследования. Главное здесь:

      -- Появление  надежных способов диагностики  зиготности близнецов, благодаря чему стало возможным оформление современного близнецового метода как сопоставления моно – и дизиготных пар.

      -- Развитие  статистических способов оценки  сходства м\у родственниками.

 В те же десятилетия  появилась и стала развиваться  психологическая диагностика.

Становление генетики поведения человека как самостоятельной научной дисциплины. Этот этап характеризуется созданием концепции множественных факторов, которая объединила подходы генетиков и биометриков. Концепция множественных факторов опирается на представление о том, что менделевский механизм дискретного наследования применим и к непрерывно распределенным сложным признакам. Фундаментальное положение концепции заключается в том, что полигенные различия между индивидами могут приводить к фенотипическим различиям.

3). Этап накопления эмпирического  материала. На этом этапе были  разработаны достаточно надежные  методы идентификации зиготности близнецов, что повлекло за собой значительное увеличение близнецовых исследований. В это же время впервые были использованы методы приемных детей и разлученных близнецов. Этот этап с 20-х по 60-е годы характеризуется разработкой основных методов генетики поведения и накоплением обширного эмпирического материала.

4). С 1960 года, с момента  создания «Ассоциации генетики  поведения» можно начинать отсчет  четвертого современного этапа  развития генетики поведения. С  этого момента начинается бурное  развитие генетических исследований  разнообразных психологических  признаков. В начале 80-х годов  интерес исследователей привлекают  возможности генетики поведения  для изучения среды. В эти же  годы центральное место в генетике  поведения занимает проблема  развития. Появляются и новые  методы исследования.

 

 

 3. Современный этап развития психогенетики. История развития психогенетики в отечественной науке.

 Современный этап развития психогенетики требует параллельного решения многих юридических, этических и социальных вопросов.

Геномика - комплексная наука, изучающая геномы. В конце 80-х годов XX века был заложен международный проект «Геном человека», призванный расшифровать нуклеотидные последовательности ДНК человека. Генетика поведения в этом проекте явилась одним из важных направлений исследования. В 2000 году усилиями ученых всего мира удалось «прочитать» геном человека.

Разделы геномики:

- структурная геномика - содержание и организация геномной информации;

- функциональная геномика - реализация информации, записанной в геноме, от гена - к признаку;

- сравнительная геномика - сравнительные исследования содержания и организации геномов разных оргВ настоящее время молекулярные исследования в психогенетике являются ведущими. Благодаря этому психогенетика, опиравшаяся ранее лишь на вариационно-статистические методы, получила мощный методический аппарат для исследования глубинных механизмов наследования поведенческих и психологических характеристик человека.

Генетика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в России в 10-х годах XX столетия. Первые психогенетические исследования в России были связаны с развитием евгенических идей. В конце 20-х годов евгеническое направление теряет свою популярность. Основным центром психогенетических исследований становится Медико-генетический институт в Москве, где начали проводиться широкомасштабные близнецовые исследования.

В связи с политическими репрессиями в СССР в конце 30-х годов отечественные исследования по психогенетике были прерваны вплоть до 1972 года. В 1972 году в стенах старейшего в России Психологического института Российской академии образования была открыта первая самостоятельная лаборатория психогенетики под руководством И.В. Равич-Щербо.

 

 

 4.Механизмы и носители наследственности.

 Наследованием называется передача генетической информации от одного поколения организмов к другому. В основе наследования лежат процессы удвоения, объединения и распределения генетического материала.

 Обычно наследование  подразделяют на аутосомное (наследуемые гены располагаются на аутосомных хромосомах) и сцепленное с полом (наследуемые гены располагаются на половых хромосомах). Кроме того, различают доминантное (полное и промежуточное) и рецессивное наследование; наследование, зависимое от пола, и наследование, контролируемое (ограниченное) полом; наследование моногенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями одного гена) и наследование полигенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями нескольких генов).

 Понятия «генотип» и «фенотип» связаны с понятиями «наследственность» и «среда», но не идентичны им. Эти понятия ввел Иоганнсен. Понятием «генотип» обозначается сумма всех генов организма, наследственная конституция организма, совокупность всех наследственных задатков данной клетки или организма, т.е. набор генов, состоящих из молекул ДНК и организованных в хромосомный ряд. Генотип организма является результатом слияния двух гамет (яйцеклетки и оплодотворяющего ее спермия). Понятием «фенотип» обозначаются любые проявления живущего организма — его морфологические, физиологические, психологические и поведенческие особенности. Фенотипы не наследуются, а формируются в течение жизни; они — продукт чрезвычайно сложного взаимодействия генотипа и среды.

 Существуют единичные  признаки, фенотип которых полностью  определяется их генетическими  механизмами. Примеры таких признаков  — полидактилия (наличие добавочного  пальца) или группа крови человека.

 В узком смысле генотип  есть совокупность аллелей гена  или группа генов, контролирующих  развитие и проявление анализируемого  признака у данного организма.

 Ген представляет собой  единицу генетического материала. Гены выполняют несколько функций, одна из которых заключается в кодировании белка. В основе формирования молекулы любого белка лежат всего 4 хим в-ва (аденин — А, гуанин — G, тимин — Т и цитозин — С). В организме эти азотистые основания — нуклеотиды — образуют ДНК, а гены представляют собой участки ДНК, различающиеся порядком расположения этих оснований.

 У всех живых организмов  сходные системы осуществляют  сначала транскрипцию (переписывание), а затем трансляцию (перевод) генетической  информации, хранящейся в генах.

 Ген может существовать  в нескольких структурных состояниях (аллелях).

Хромосомный набор (число, размер, форма хромосом) человека называется его кариотипом. Каждый ген имеет свои хромосомные координаты. Для удобства обозначения этих координат хромосомы поделены на специальные единицы, называемые локусами. Локусы неодинаковы по своей длине. Насколько сегодня известно, большая часть хромосом состоит из последовательностей нуклеотидов, вообще ничего не кодирующих.

 

 

 

 

 

 

5. Законы Менделя.

 

1-й закон единообразия  индив.первого поколения, потомство имеет признаки одного из родителей.

2-й закон расщепления, особи 2 поколений будут нести признаки родителей так и предков объясняя наследование некоторых заболеваний.

3-й закон независимого  комбинирования признаков- каждая пара альтернативных признаков в любом поколении ведет себя независимо  среди потомков 1-го поколения, в определенном соотношении появляются с новыми комбинированными признаками.

Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя)  Данный закон утверждает, что скрещивание особей, различающихся по данному признаку (гомозиготных по разным аллелям), дает генетически однородное потомство - все особи которого гетерозиготны. Все гибриды F могут иметь при этом либо фенотип одного из родителей (полное доминирование), как в опытах Менделя, либо, как было обнаружено позднее, промежуточный фенотип (неполное доминирование). В дальнейшем выяснилось, что гибриды первого поколения F могут проявить признаки обоих родителей (кодоминирование). Этот закон основан на том, что при скрещивании двух гомозиготных по разным аллелям форм (АА и ad) все их потомки одинаковы по генотипу, а значит, и по фенотипу.

Информация о работе Шпаргалки по дисциплине "Гендерная психология"