Сиротство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6
1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6
1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11
1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14
Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22
2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22
2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30
2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

сиротство как социальная проблема.docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Социальное сиротство в современной России: понятие, причины, масштабы. 6

1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России 6

1.2. Последствия сиротства для человека и общества 11

1.3. Основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам 14

Глава 2. Социальная защита и поддержка детей - сирот в современной России 22

2.1 Государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот 22

2.2 Основные формы жизнеустройства детей – сирот. Компаративный анализ 30

2.3 Актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот 36

Заключение 45

Список использованной литературы 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных  условиях развития общества проблема социального сиротства становится всё более распространённой. И  рассматривается не в отдельных  случаях, а как особое явление  современного социума. В последнее  время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно  увеличиваются. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

В сегодняшнем  обществе происходят сложные и неоднозначные  процессы. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший  Россию, привел к увеличению числа  семей с тем или иным уровнем  социальной, психологической или  структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения  вызвало такое явление, как отказ  от ребенка в связи с отсутствием  возможности его прокормить. Кризисные  явления в российском обществе вызвали  рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Спектр причин детского неблагополучия весьма широк. В числе существенных факторов можно выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций; рост числа разводов и количества неполных семей; асоциальный образ жизни ряда семей, что, в свою очередь, стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской среде; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Специалисты утверждают, что за последние сто  лет наша страна переживает третью волну сиротства. Первая пришлась на период после первой мировой и  гражданской войн в начале 20 в.; вторая захватила страну во время и после Великой Отечественной войны. Третью волну мы наблюдаем сейчас. Если в 1945 г. в России было около 678 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то сегодня их число в два раза превышает общее количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войн. По числу детей-сирот (в т.ч. социальных), приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире.

В нашей стране, вместе с ростом количества круглых (потерявших обоих родителей) сирот  и полусирот (лишившихся либо никогда не имевших одного из родителей) получило распространение социальное сиротство, выражающееся в устранении родителей от выполнения обязанностей по отношению к своим детям. Если в 2005 году в России общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 654 тыс. человек, то в 2011 только социальных сирот, по утверждениям некоторых исследователей, насчитывалось более 685 тыс. человек.

Социальное  сиротство оставляет тяжелый  след в психологической жизни  ребенка. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и  в большей изоляции он находится  в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Проблемы психологического характера детей-сирот определяются недостатком родительской ласки  и любви, ранней депривацией неформального  общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток  на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой  депривации механизмов идентификации  становится причиной эмоциональной  холодности, агрессивности и в  то же время повышенной уязвимости воспитанника дома ребенка. Основным приобретенным  дефектом оказывается задержка и  искажение интеллектуального и  личностного развития вследствие социальной депривации. Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной.

Теоретическая значимость исследования заключается  в осмыслении социального сиротства  как формы социальной депривации, а также теоретической разработке вопросов, связанной с основными  направлениями изучения социального  сиротства, причинами его возникновения, особенностями и методами решения  проблемы социального сиротства.

Практическая  значимость исследования состоит в  возможности использования его  материалов, основных положений и  выводов для работы по социальной работе с детьми-сиротами, в разработке социальных программ адаптации социальных сирот.

Методологической  основой исследования в курсовой работе явились труды таких авторов, как Алексеенкова Е.Г., которая полно отразила  понятие и сущность социальной депривации в учебном пособии «Личность в условиях психической депривации». Генезис и развитие явления «социальное сиротство» рассмотрены посредством научных трудов  Дробышевской Н.А. «Семья. Воспитание детей. Демографическая ситуация: проблемы и пути их решения», Кедяровой Р.Н. «Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема» и Лиханова А.М. «Дети без родителей», которые дали глубокий анализ данной проблеме. Причины социального сиротства более широко раскрыты в «Психологии детей-сирот» Шипицыной Л.М.  Осипова И.О., . Варывдин В.А., Панов А.М., Магульская Е.Е. и Кучер И.В. в своих работах исследовали особенности социального сиротства и проблемы детей-сирот в России. В работах Васильева А.Ю., Коробейникова И.А. и Поспеловой Н.С. подробно исследованы пути решения проблемы социального сиротства.

Цель работы заключается в исследовании сиротства как социальной проблемы.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить понятие сиротство и причины его роста распространения в России;

2. Рассмотреть последствия сиротства для человека и общества;

3.         Выявить основные этапы становления социальной помощи детям – сиротам;

4.         Рассмотреть государственно – правовые аспекты защиты детей – сирот;

5. Проанализировать актуальные проблемы и перспективы социальной защиты детей – сирот.

Объект исследования – социальные сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей. Предмет исследования – социальная работа в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

Глава 1. Социальное сиротство  в современной России: понятие, причины, масштабы.

1.1 Понятие сиротство и причины его роста распространения в России

 

Социальное  сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[5, c.47].

Понятие «социальное  сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей - отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19,8% от числа новорожденных), безработица родителей приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Более 50% подростков, совершающих правонарушения, из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитывались без отца.

Детей-сирот  стали усыновлять иностранные граждане. С 1992 г. в России иностранцы усыновили 12 тыс. ребят. Уничтожение детских  домов и создание школ-интернатов, перевод в школы-интернаты детей-сирот  ухудшило их положение. В большинстве  школы-интернаты переполнены и  неблагоустроенны. Детские дома были небольшими, и в них воспитатели  пытались дойти до каждого воспитанника. Школы-интернаты не справляются  с решением социальных проблем детей-сирот. Нетрудоустроенные, без жилья, вытолкнутые  в ПТУ, не подготовленные к самостоятельной жизни выпускники школ-интернатов встают на путь нарушения закона.

Рост числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - устойчивая тенденция современной России. По данным Главного контрольного управления при Президенте РФ, если в 1994 г. было учтено 496 тыс. 300 таких детей, то на 1 января 2008года - уже 867 тыс.

В России рост числа детей-сирот (а к ним мы относим и детей, оставшихся без  попечения родителей в силу различных  обстоятельств) обусловлен, прежде всего, социально-экономическими проблемами. По данным исследования ИСЭПИ РАМ, в  настоящее время в зоне социального  неблагополучия находятся 50% россиян. Причем, если 20% из них - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, 7% - просто неимущие, для которых проблемой  является даже поддержание физиологических  стандартов питания, то 10% - это «социальное дно» (андекласс) - люди, отвергнутые от общества.

Впервые за многие годы (после Великой Отечественной  войны) смертность превысила рождаемость  на большей части территории страны. В целом по России, по данным переписи населения 2002 г., в 1999 г. смертность превысила рождаемость в 1,7 раза, в 2001 г. - в 1,6 раза. Например, в округе Муром Владимирской области, в 2008г. смертность превысила рождаемость в 1,4 раза (на 1272 родившихся - 1770 умерших).

Увеличивается алкоголизация населения. По данным Министерства здравоохранения России, в 2004 г. в стране насчитывалось около 20 млн. алкоголиков. Растет количество людей, злоупотребляющих наркотиками. В 1998 г., согласно словарю-справочнику  под редакцией Е.И. Холостовой, в России насчитывалось около 1,5 млн. наркоманов. В 2008,по экспертным оценкам, наркоманией страдали уже около 5млн. россиян, причем 2/3 из них - молодые люди в возрасте до 30 лет. Обострилась проблема детской инвалидности: тысячи детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. За год, в среднем, регистрируется, около 6 тыс. обращений в органы опеки по поводу защиты прав детей в семье[18, c.22].

Ежегодно  растет число родителей, лишенных родительских прав. Если в 1995 г. их было около 20 тысяч, то в течение одного только 2000 г. 42917 отцов и матерей по решению  суда лишены родительских прав, у родителей  отобраны 53073 ребенка. Более 169 тыс. родителей  привлечены к административной ответственности  и поставлены на учет в органы милиции  на ненадлежащее исполнение своих материнских  и отцовских обязанностей, возбуждено более 9 тыс. уголовных дел в отношении  указанной категории родителей. Увеличивается и число детей, рожденных вне брака: в 1988 г. из 677 тыс. новорожденных 100 тыс. были внебрачными, в 2000 г. - 354 тыс. новорожденных, или 28 % от общего числа родившихся. Почти 22 тыс. детей родилось у матерей, не достигших  совершеннолетия. По информации неправительственных  правозащитных организаций, в 2003 г. около 14 млн. детей росли в неполных семьях.

По данным Министерства образования России, каждый год выявляются около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть из них направляется в учреждения интернатного типа. Столько же детей, т.е. около 100 тыс., признаются нуждающимися в опеке.

Проведенный О. Прохоровой анализ причин, по которым  дети лишились родителей в 2002 г., позволяет  утверждать, что только 16,4% из них - объективные, социально неизбежные. К ним относятся  смерть родителей, предельно низкий социально-экономический уклад семьи, тяжелые заболевания родителей. Так, например, у 68% воспитанников школ-интернатов, родители лишены родительских прав, 8% детей воспитывали одинокие родители, от 7% детей отказались родители.

В то же время, при возросшем количестве детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, с 1991 по 2003 гг. постоянно  сокращалось число усыновителей из числа российских граждан. В 1991 г. их было 15964, в 1997 г. - 8500, в 1999 г. - 6500 усыновителей. С 2002 г. наблюдается ежегодное увеличение отечественных усыновителей (в среднем  на 500-600 в год), но пока этот показатель равен чуть более 7000 тыс. усыновлений  в год. В 2008г. году усыновителями  стали 8331 человек. Одновременно с этим активизировалось иностранное усыновление  российских детей. Если в 2003 г. иностранные  граждане усыновили 7852 российских детей, то в 2008 г. этот показатель превысил 10 тыс.

Статистика  сиротства в России чрезвычайно  запутана и неточна. Различные ведомства, учреждения и организации называют разные цифры,   поэтому мы вынуждены  говорить о некоторых «средневзвешенных» показателях, хотя в этой сфере неточности даже и в единицу непростительны. Особенно разнятся мнения и цифры  до 2006-2007 года.

«Парламентская  газета»   от 23.11.2007   так описывает проблемы учета сирот и беспризорников: «Данных о количестве сирот, а также беспризорных и безнадзорных детях в России на сегодняшний день нет. Разные источники называют разные цифры. Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров недавно сообщил о 3-5 млн., министр образования и науки Андрей Фурсенко приводит цифру от 100 до 500  тысяч, подведомственное ему министерство -  760   тысяч (без учета беспризорников),   независимые эксперты говорят о 4 млн.».

К 2009-2010 году все же складывается некоторый приблизительный консенсус оценок экспертов и представителей власти.

Начиная с 2009 года, в качестве общего числа несовершеннолетних в России официально называется цифра меньше 30   млн. -   около 29-28   млн. и признается факт значительного уменьшения количества детей в России по сравнению даже с 90-ми годами. Для сравнения, на начало 2002 года в России было 31,6 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет, в 2000 году - 34,6,  в 1995 – 38 млн., а в 1991 – 40,2 млн. детей.

Информация о работе Сиротство как социальная проблема