Физическое воспитание в пожилом и старческом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель: охарактеризовать особенности физического воспитания в пожилом и старческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Основные особенности лиц пожилого и старческого возраста 6
1.2 Задачи и средства физического воспитания лиц пожилого и старческого возраста 10
1.3 Виды оздоровительной физической культуры 12
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ, СРЕДСТВ И МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1 Методические рекомендации к занятиям оздоровительной физической культурой 19
2.2 Применение тренажеров для занятий лиц пожилого возраста 22
2.3 Лечебная физическая культура в пожилом и старческом возрасте 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!Физвоспит в пож и старческом возрасте.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. В.И. ВЕРНАДСКОГО 

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра физической реабилитации

 

 

 

 

 

 

Христьянко Оксана Валерьевна

 

Физическое воспитание в пожилом и старческом возрасте

 

Курсовая работа

Специальность 6.01.02.03 «здоровье человека»

 

 

 

Курс 4

Группа 41 ЗЛЗ

 

 

Научный руководитель:

Доцент кафедры 

физической реабилитации к.м.н.  Щекин Денис

Витальевич

 

 

 

Севастополь 2011

РЕФЕРАТ

Христьянко Оксана Валерьевна «Физическое воспитание в пожилом и старческом возрасте». Работа изложена на 31 странице машинописного текста, содержит 2 раздела включающих в себя 6 параграфов. Список использованных источников состоит из 20 источников.

В первом разделе курсовой работы рассматривается сущность физического воспитания в пожилом и старческом возрасте. Здесь уделено внимание изучению основных особенностей лиц пожилого и старческого возраста, сущности и особенностям процесса старения, видам оздоровительной физической культуры которые применимы к исследуемой категории лиц, а так же рассмотрены задачи и средства физического воспитания лиц пожилого и старческого возраста. К основным задачам физического воспитания относят: сохранение или восстановление здоровья содействие долголетию, недопущение регресса жизненно важных двигательных умений и навыков. К числу основных средств сохранения и восстановления функций двигательного аппарата в пожилом и старческом возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастики

Второй раздел посвящен исследованию методов, средств и методик физического воспитания людей в пожилом и старческом возрасте, здесь даны методические рекомендации к занятиям оздоровительной физической культурой, описана методика применения тренажеров для занятий лиц пожилого возраста, а так же углубленно рассмотрено применение средств лечебной физической культуры в пожилом и старческом возрасте.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ, СТАРЕНИЕ, ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ГИМНАСТИКА, ХОДЬБА, БЕГ, УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНАЖЕРЫ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Использование средств физического воспитания в пожилом и старческом возрасте имеет давнюю историю. Наиболее важным результатом использования средств физической культуры при старении организма является их способность предотвратить развитие своеобразного «порочного круга» многообразных нарушений в организме, пусковым фактором которых является гипокинезия. Конечным итогом формирующихся под влиянием двигательной активности благоприятных изменений является повышение адаптационных способностей и резервных возможностей организма, выход на новый, более высокий уровень жизнедеятельности, снижение биологического возраста.

В работе мы рассматриваем одну из проблем пожилых людей - это сниженная  двигательная активность. Ведь не секрет, что с возрастом организм человека претерпевает сильные изменения. Человек начинает замечать, что он стал быстрее, чем раньше, уставать, появляется беспричинная сонливость, увеличивается вес, меняется походка, шаг укорачивается, появляется сутуловатость. Начинают тревожить суставы. И в связи с этими изменениями, их начинают тревожить всевозможные заболевания.

Актуальность этой проблемы определяется особенностью использования средств и методов физического воспитания у пожилых людей и состоит в его естественно-биологическом содержании, так как в профилактических и лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму – функция движения.

Значительный вклад в развитие, научное обоснование и разработку методов физического воспитания людей пожилого и старческого возраста внесли Д. Н. Гаврилов, П. И. Готовцев, А. Д. Субботин, В. П. Селиванов, Л. В. Козлова, А. К. Мышкина, Н. Н. Никитушкина, О.В. Тиунова и другие.

Объект исследования – физическое воспитание людей пожилого и старческого возраста.

Предмет исследования – физические упражнения как элемент системы физического воспитания людей пожилого и старческого возраста.

Цель: охарактеризовать особенности физического воспитания в пожилом и старческом возрасте.

Цель работы достигается путем  решения следующих задач:

    • рассмотреть основные особенности лиц пожилого и старческого возраста;
    • изучить задачи и средства физического воспитания лиц пожилого и старческого возраста;
    • рассмотреть виды оздоровительной физической культуры;
    • исследовать методические рекомендации к занятиям оздоровительной физической культурой;
    • изучить возможность применения тренажеров для занятий лиц пожилого возраста;
    • охарактеризовать использование ЛФК в пожилом и старческом возрасте.

Практическое  значение: результаты работы, возможно, использовать при дальнейшей организации процесса физического воспитания людей пожилого возраста в системе реабилитации.

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Основные особенности лиц  пожилого и старческого возраста

Людям всегда хотелось жить вечно. Но у кого раньше, у кого позже включается механизм старения и наступает, как принято считать, не самая лучшая пора жизни. Английский писатель Джонатан Свифт заметил: "Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым" [4, 87]. Прошло более двухсот лет, а это изречение не потеряло своей актуальности и в современном мире.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), пожилой возраст начинается с 65 лет, это связано с тем, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст устанавливается именно в этот период, а не в 60 лет, как у нас. В Украине принята следующая классификация по определению возрастных границ: к пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий возраст (75-90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями [12, 112].

В современном мире растет доля людей  пожилого возраста в населении большинства  стран. Украина не исключение: число лиц пенсионного возраста составляет 20,6%, и тенденция увеличения доли пожилых людей в общей массе населения сохраняется. Это отражается на всех сферах общественной жизни: рынке труда, здравоохранении, обеспечении старости и т. п. [18, 52].

Возрастное развитие человека заключается  во взаимодействии двух основных процессов: старения и витаукта. Старение — универсальный эндогенный разрушительный процесс, проявляющийся в повышении вероятности смерти. Витаукт (лат. vita — жизнь, auctum — увеличивать) — процесс, стабилизирующий жизнеспособность и увеличивающий продолжительность жизни.

Старение –  это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся  с возрастом. Старение приводит к  ограничению приспособительных  возможностей организма, снижению его  надежности, развитию возрастной патологии, то есть к старости. Старость – это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека. Старение не является болезнью, это один из этапов развития организма [12, 116].

Существует старение естественное (физиологическое), преждевременное (ускоренное) и замедленное (ретардированное).

Для естественного старения характерно постепенное появление  старческих изменений, развивающихся  в определенной последовательности в соответствии с возрастом.

При преждевременном старении эти изменения наступают раньше и выражены ярче, чем у здоровых людей соответствующего возраста. Ускоренному старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, стрессы, вредные привычки.

И, наконец, мечта большинства  людей – замедленное старение, при котором возрастные изменения наступают значительно позже, чем в целом по популяции. Этот вид старения ведет к долголетию, увеличению продолжительности жизни [11;87].

Общеизвестно, что большинство  даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя по-разному. Различают возраст календарный и биологический. Календарный – это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту. Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни.

Чем больше календарный возраст  индивидуума опережает биологический, тем медленнее темп его старения и тем больше лет жизни у  него в запасе.

Ускоряют старение малоподвижный  образ жизни, длительные или повторные  стрессовые ситуации, нерациональное питание, хронические заболевания, вредные привычки, наследственная предрасположенность.

Наиболее частыми признаками ускоренного старения являются быстрая  утомляемость, раннее поседение, снижение трудоспособности, раннее снижение памяти, репродуктивной способности.

Витаукт — (целостные процессы, направленные на стабилизацию жизнеспособности организма. Современные геронтологи считают, что в соответствии с адаптационно-регуляторной теорией наряду со старением развивается  процесс Витаукт. Это представление определило тактику и стратегию решения данной проблемы — замедлить темп старения и максимально оптимизировать процесс Витаукт, используя адаптационные возможности организма [12, 42].

Не являясь  болезнью, старение создает предпосылки развития возрастной патологии. Процесс старения — непрерывный постепенный переход от этапа к этапу: оптимальное состояние здоровья — наличие факторов риска развития заболеваний — появление признаков патологии — потеря трудоспособности — летальный исход.

Темп старения может быть выражен количественно  с помощью показателей, отражающих снижение жизнеспособности и увеличение повреждаемости организма. Одним из таких параметров является возраст.

Патологические изменения, характерные  для людей пожилого и старческого возраста, начинают проявляться уже с 40-50 лет.

1. Инволюционные (связанные с обратным развитием) функциональные и морфологические изменения со стороны различных органов и систем. Например, с возрастом снижаются показатели жизненной емкости легких, бронхиальной проходимости, величина клубочковой фильтрации в почках, увеличивается масса жировой ткани и уменьшается мышечная масса (включая диафрагму).

2. Наличие двух и более заболеваний у одного пациента. В среднем при обследовании пациента пожилого или старческого возраста у него выявляют не менее пяти болезней. В связи с этим клиническая картина заболеваний «смазывается», снижается диагностическая ценность различных симптомов. С другой стороны, сопутствующие заболевания могут усиливать друг друга.

3. Преимущественно хроническое течение заболеваний. Прогрессированию большинства хронических заболеваний способствуют возрастные неблагоприятные эндокринно-обменные и иммунные сдвиги.

4. Нетипичное клиническое течение заболеваний. Нередко выявляют более медленное и замаскированное течение болезни (пневмонии, инфаркта миокарда, туберкулеза легких, неопластических процессов, сахарного диабета и др.).

5. Наличие «старческих» болезней (остеопороза, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, болезни Альцхаймера, старческого амилоидоза и др.).

6. Изменение защитных, в первую очередь иммунных, реакций.

7. Изменение социально-психологического статуса. Основными причинами социальной дезадаптации выступают выход на пенсию, утрата близких и друзей в связи с их смертью, одиночество и ограничение возможностей общения, трудности самообслуживания, ухудшение экономического положения, психологическое восприятие возрастного рубежа старше 75 лет независимо от состояния здоровья.

На этом фоне нередко развиваются  такие нарушения, как тревожные состояния, депрессии, ипохондрический синдром (патологически преувеличенное опасение за свое здоровье, убежденность в наличии того или иного заболевания при его фактическом отсутствии).

Таим образом, главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная.

1.2 Задачи и средства физического воспитания лиц пожилого и старческого возраста

Основные задачи направленного  использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте заключаются в:

  1. содействии творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья: задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение работоспособности;
  2. недопущении регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;
  3. пополнении и углублении знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания, последовательно воплощать эти знания в практические умения;
  4. организации разнообразного и полноценного досуга.

Частные и дополнительные задачи определяются в зависимости от возраста, характера  трудовой деятельности, функционального  состояния и приспособительных  возможностей организма, уровня физической подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта, имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В пожилом и старческом возрасте используются многие из средств физического воспитания, применяемые в зрелом возрасте. Однако предпочтение все больше следует отдавать гигиеническим и естественным факторам оздоровления, а также тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко могут быть точно дозированы по нагрузке [19, 84].

К числу основных средств сохранения и восстановления функций двигательного аппарата в пожилом и старческом возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастики. Специальные комплексы гимнастических упражнений, методически разработанные для людей этого возраста, позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, восстанавливать совершенные формы координации движений, поддерживать нормальную осанку. Существенно при этом, что гимнастические упражнения без снарядов, с предметами, специальными устройствами и на снарядах могут быть точно дозированы как по направленности, так и по степени нагрузки.

Информация о работе Физическое воспитание в пожилом и старческом возрасте