УРАЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
кафедра
социально-политических и психологических
дисциплин
Контрольная
работа по дисциплине «Философия»
Студент Боголюбов
Д.В.
Вариант
контрольной работы № 1.
Вариант
№ 1. А-Б
1. Что такое мировоззрение? В
чем специфика философского мировоззрения?
Назовите основные типы и формы
мировоззрения. Чем мировоззрение
отличается от мироощущения и
миропонимания?
Великий
мистик, индийский духовный лидер Ошо
говорил, что не существует людей, которые
бы видели окружающий мир одинаково, ведь
это просто невозможно. Каждый человек
вынужден двигаться со своего собственного
места, из своего собственного жизненного
пространства. Это говорит о том, что каждый
человек обладает собственным мировоззрением,
исходя из которого, строит свою жизнь
и взаимодействует с другими людьми.
Мировоззрение
вмещает в себя взгляды человека на окружающий
мир, общество и на самого себя. Его можно
сопоставить с понятиями миросозерцания
и менталитета, где мировоззрение обладает
наиболее обширным значением.
Миросозерцание
отображает эмоциональные переживания,
менталитет является продуктом мыслительной
деятельности и зависит от культурного
развития человека, а мировоззрение объединяет
в себе все эти компоненты, создавая целую
структуру, гамму представлений личности
об окружающей действительности. Человек
наделен свободой, которая предполагает
выбор, а каждый выбор исходит из определенных
взглядов на мир.
Очевидно,
что все компоненты мировоззрения имеют
огромное значение в успешной жизнедеятельности
человека на разных уровнях. Мировоззрение,
его формы и виды создают целостное представление
о мире и обществе, ориентирует личность
на достижение целей, сохранение ценностей,
а также объединяет людей.
Понятие
мировоззрения очень неоднозначное, его
структура включает сложные компоненты,
которые у каждого человека проявляются
индивидуально. В общем виде его структура
представляет собой взаимодействие трёх
компонентов, которые в своей совокупности
создают внутренний мир, прочно стоящий
на фундаменте действительности, ценности
и смысла:
- Индивидуальная картина мира. Это устойчивые
представления человека об окружающей
действительности, которые формируются
на основе знаний и опыта исторического
прошлого в связи с настоящим. Человек
не может контролировать влияние этого
компонента, ведь нельзя выбрать эпоху
своего рождения.
- Индивидуальные оценки. Это совокупность
взглядов и суждений, исходящих из общей
ценностной ориентации, а также жизненных
идеалов человека.
- Личные смыслы. Сюда входят представления
человека о смысле его существования,
на основе которых формируются социальные
установки и строятся конкретные жизненные
цели.
Мировоззрение
личности формируется в процессе социализации
и постепенного становления личности
на основе знаний и личного жизненного
опыта.
Чтобы прийти
к пониманию мировоззрения современного
человека, следует проанализировать основные
исторические формы мировоззрения, которые,
в то же время, являются этапами его развития
в разные периоды жизни общества в ходе
истории, а в определенной форме сохраняются
в наше время.
- Мифологическое. Зародилось еще в первобытном обществе,
свое распространение получило в античности.
В то время миф был полноценной частью
сознания человека, служил инструментом,
который мог доступно объяснить те явления,
которые человек осознать еще не мог в
силу недостатка точных научных знаний.
В таком мировоззрении человек и природа
выступают единым целостным организмом,
части которого равны. Не существовало
также границ между выдумкой и реальностью,
где понятие сверхъестественного всегда находило свое обоснование. В современном мире это мировоззрение существует в отдельных аспектах. Например, когда компьютеры и разные технические устройства наделяют качествами живых существ.
- Религиозное. Развивается в Средневековье,
когда отношения человека и природы стают
более отчужденными, а на первый план выходят
представления об идеальном существе,
в сравнении с которым человек – существо
более низкого уровня развития. Человек
преклоняется перед богом, святыми предметами
и вещами. Мир стает двойным: греховным земным и идеальным небесным. Человек видит мир более узко, строит собственные рамки в виде разделения на добро и зло, которые находятся в вечном единстве. В наше время такой тип мировоззрения не утрачивают своей популярности в определенных кругах людей.
- Научное. Стремительное развития науки
оказало сильное влияние на понятие мировоззрения
человека, сделав его более реалистичным,
фактическим и аргументированным. Здесь
основную роль играет объективная реальность
окружающего мира и взаимоотношений. Внимание
заслуживают конкретные рациональные
факты, лишенные субъективной окраски.
Такой тип мировоззрения лидирует в современном
мире, оставляя далеко позади, в историческом
прошлом, мифы и религию.
- Философское. Этот тип мировоззрения
включает в себя отдельные элементы мифологического,
религиозного, научного мировоззрения.
Своими корнями уходя в мифы и религию, использует теоретические научные данные. Главным моментом, который отличает эту форму мировоззрения от религии и мифов является его свобода от иллюзий, фантазий, идеализации, предполагая полное «подчинение» логике, объективной действительности. В то же время, философия раздвигает рамки науки, пытаясь дать более глубокое и многомерное понятие «сухим» научным фактам, которые часто не способны составить целостную картину мира.
Что же представляет
собой мировоззрение современного человека?
Ответ на этот вопрос лежит через понятие
и осмысление основных видов мировоззрения,
которые можно назвать основными его направлениями.
К их числу принадлежат
такие основные виды:
- Обыденное мировоззрение. Его также называют
жизненно-практическим либо просто жизненной
философией. Присуще каждому человеку,
ведь является отображением его повседневного
опыта и строится на основе, так называемого,
«трезвого» подхода к жизни. Этот вид мировоззрения
отображает общие настроения в обществе,
являясь элементом массового сознания.
В то же время, это мировоззрение очень
индивидуально, потому отражает культурные,
профессиональные, интеллектуальные и
даже национальные различия людей.
Главный недостаток
такого мировоззрения – смешивание стереотипов,
предрассудков и научных данных, к которым
можно добавить излишнюю эмоциональность.
Все это в совокупности запутывает человека,
приводит к неаргументированным, а порой
и неадекватным суждениям.
- Теоретическое мировоззрение. Этот тип
мировоззрения представляет собой «набор»
из логической рациональной аргументации
собственной точки зрения, принципов,
знаний, идеалов и целей. Ядром или основой
такого мировоззрения является именно
философское осмысление окружающей действительности.
Как вы уже поняли, философское мировоззрение
позволяет оценивать вещи и явления жизни
более глубоко и многогранно, опираясь
на конкретные теоретические знания, не
делая поспешных выводов, не впадая в скептицизм
науки.
Мировоззрение
формируется на основе знаний о мире и
обществе, накопленные человечеством
в процессе исторического развития и личного
опыта; составляет ядро общественного
и индивидуального сознания, носителями
которых соответственно являются социальная
группа и личность; характеризует различные
ступени развития общества по степени
их зрелости; имеет огромное практическое
значение, в решающей степени влияя на
жизненные устремления, трудовую деятельность
и быт, всю сферу человеческой экзистенции.
Описывая
понятие видения мира, его сущность и структуру,
важно выделить его интеллектуальную
и эмоциональную составляющие:
- миропонимание – интеллектуальная сущность
мировоззрения, которая охватывает устойчивые
знания в виде разных теорий, принципов
и законов;
- мироощущение – эмоциональная сущность
мировоззрения, состоящая из широкой гаммы
эмоций, чувств, настроений, которые помогают
составить целостное глубокое представление
о предмете или ситуации.
В результате продуктивного взаимодействия
этих компонентов формируются основные
компоненты мировоззрения: целостный
комплекс четких убеждений, действий,
поступков личности, которые стают основой
для самовыражения. Теперь очевидно, что
именно видение мира является тем фоном,
на котором выступают все поведенческие
реакции и поступки человека, на котором
проявляется его духовная направленность.
2.
Назовите характерные черты и
особенности средневековой философии.
Средние века называют «темными», «мрачными».
Отношение к средневековой культуре амбивалентно:
от признания ее грубой и бесчеловечной
до прославления за ее религиозно-мистические
порывы. «Могло ли средневековье вообще
быть сплошным адом, в котором человечество
пробыло тысячу лет и из которого это бедное
человечество извлек Ренессанс?» — задавался
вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал:
«Думать так — значит прежде всего недооценивать
человека. Готическая архитектура, лучезарная
поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные
народные фарсы, захватывающие зрелища
— мистерии и миракли… Средневековье
— одна из великих эпох в истории человечества».
Особенности стиля философского мышления
средневековья:
1. Если античное мировоззрение
было космоцентричным, то средневековое
— теоцентрично. Реальностью, определяющей
все сущее в мире, для христианства является
не природа, космос, а Бог. Бог является
личностью, которая существует над этим
миром.
2. Своеобразие философского мышления
средневековья заключалось в
его тесной связи с религией.
Церковная догма являлась исходным
пунктом и основой философского
мышления. Содержание философской
мысли приобрело религиозную
форму.
3. Представление о реальном существовании
сверхъестественного начала (Бога)
заставляет смотреть под особым
углом зрения на мир, смысл
истории, человеческие цели и
ценности. В основе средневекового
миросозерцания лежит идея творения
(учение о сотворении мира Богом
из ничего — креационизм).
Христианство принесло в философскую
среду идею линейности истории. История
движется вперед к Судному Дню. История
понимается как проявление воли Бога,
как осуществление заранее предусмотренного
божественного плана спасения человека
(провиденциализм).
Христианская философия стремится осмыслить
внутренние личностные механизмы оценки
— совесть, религиозный мотив, самосознание.
Ориентация всей жизни человека на спасение
души — это новая, проповедуемая христианством
ценность.
4. Философское мышление средних
веков было ретроспективным, обращенным
в прошлое. Для средневекового
сознания «чем древнее, тем подлиннее,
чем подлиннее, тем истиннее».
5. Стиль философского мышления
средневековья отличался традиционализмом.
Для средневекового философа
любая форма новаторства считалась
признаком гордыни, поэтому, максимально
исключая субъективность из творческого
процесса, он должен был придерживаться
установленного образца, канона, традиции.
Ценилось не творчество и оригинальность
мысли, а эрудиция и приверженность традициям.
6. Философское мышление средневековья
было авторитарным, полагалось на
авторитеты. Самый авторитетный
источник — Библия. Средневековый
философ обращается за подтверждением
своего мнения к библейскому
авторитету.
7. Философия средневековья —
комментаторская философия. В форме
комментария написана значительная
часть средневековых сочинений.
Комментировалось главным образом
Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое
в религии авторитету, высказыванию,
освященному традицией, перед мнением,
изложенным от своего лица, побуждало
к аналогичному поведению и
в сфере философского творчества.
Ведущим жанром философской литературы
в средние века был жанр
комментариев.
8. Как особенность следует отметить
экзегетический характер средневекового
философствования. Для средневекового
мыслителя исходным пунктом теоретизирования
становится текст Священного Писания.
Этот текст является источником истины
и конечной объяснительной инстанцией.
Мыслитель ставит своей задачей не анализ
и критику текста, а только его истолкование.
Текст, освященный традицией, в котором
нельзя изменить ни слова, деспотически
правит мыслью философа, устанавливает
ей предел и меру. Поэтому христианское
философствование может быть понято как
философская экзегеза (толкование) священного
текста. Философия средних веков — это
философия текста.
9. Стиль философского мышления
средневековья отличает стремление
к безличности. Многие произведения
этой эпохи дошли до нас
анонимными. Средневековый философ не
говорит от собственного имени, он рассуждает
от имени «христианской философии».
10. Философскому мышлению средневековья
был присущ дидактизм (учительство,
назидательность). Почти все известные
мыслители того времени были
либо проповедниками, либо преподавателями
богословских школ. Отсюда, как правило,
«учительский», назидательный характер
философских систем.