Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа
Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Введение
Дошкольный период – начальный этап экологического воспитания. Психологи и педагоги (Л.С. Выгодский., А. Н. Леонтьев., Д.Б. Эльконин и др) считают этот возраст наиболее сензитивным, восприимчивым к усвоению культурного опыта человечества. Данный возраст - период интенсивного развития ребёнка подготовки его к школе, к будущей жизни.
Как показывают многочисленные исследования в дошкольной педагогике (С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, и др), дошкольный возраст – это возраст усвоения начал экологической культуры.
Методологической основой нашего теоретического исследования воспитания экологической культуры детей являются труды следующих ученых: Н. Ф. Виноградовой, Н.Н. Вересова, С. Н.Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Моровой, Л.С.Выготского А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Игнатиной, А.М.Федотовой, Е.Ф.Терентьевой и др.
П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева, С.А.Веретенникова подчёркивали, что в дошкольном возрасте ребёнок, прежде всего, познаёт окружающий мир вещей, природные объекты и явления. Эти объекты являются самыми близкими и доступными для воспитания и познания ребёнком мира.
Познавая окружающий мир природы, ребёнок, развивается как личность. У него формируется представления о картине мира, развивается психика, формируется эмоционально-нравственные отношения к окружающему миру, умение создавать и охранять условия для жизни живого. (Г.Н.Година, Н.Ф.Виноградова, Н.Н.Вересов, Е.И.Федотова, Л.М.Маневцова и др.).
Доступным и ярким объектом ознакомления с окружающей природой для ребёнка является растительный мир (Е.Золотова, С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, А.М.Матвеева, Г.Кирикэ и др.). Дети познают их разнообразие, различают по внешнему виду, учатся видеть зависимость развития и размножения живого от среды обитания, в зависимости с человеком, уход человека за растениями, природоохранная работа и др. При этом у ребёнка формируется гуманные отношения к растительному миру и нравственное поведение в контакте с растениями (Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.)
В исследованиях Н. Кондратьевой, С. Николаевой, Н. Рыжовой и др., доказываются, что ознакомление с растительным миром дошкольников, в том числе и в уголке природы, как развивающей среде, являются основанием экологического образования, формирование экологического сознания и поведения детей дошкольного возраста. Поэтому актуальной является проблема исследования формирования представлений и навыков у детей старшего дошкольного возраста по уходу за растениями в условиях уголка природы, как компонента развивающей среды.
В условиях севера, при затяжной зиме, ознакомление с растительным миром чаще проходит в уголке природы. М.М.Марковская подчеркивает, что именно в уголке природы, возможно, увидеть в активном контакте с растениями, видеть их особенности питания, учиться ухаживать, создавать и сохранять условия для жизни растения. Е. И. Тихеева подчеркивала, что уголок природы – это естественная среда, где ребенок может наблюдать и ухаживать за растениями. И ценность этого процесса для ребенка неоценима.
В педагогике (П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова, М. М. Марковская и др.) считается, что ознакомление с растениями уголка природы эффективно происходит через наблюдение. С.Н.Николаева разработала циклические наблюдения, которые позволяют постепенно формировать представления о растениях, в том числе и за растениями в уголке природы. Считаем, что наблюдение – это основной метод ознакомления детей с растениями уголка природы. Поэтому, актуальным является формирование представление о растениях уголка природы у детей дошкольного возраста через наблюдение.
Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выдвинуть гипотезу исследования: процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, возможно при учёте следующих условий.
Выдвинутая гипотеза определила следующие задачи исследования:
Нами были проведены следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы) и эмпирические (разработка и проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов; анализ полученных данных ).
Опытно-экспериментальная работа была проведена в МАДОУ Детский сад №107, которое находится по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Карла Макса
Опытно-экспериментальная работа проводилась с января по февраль 2013 года, в старшей группе, количество детей в группе – 18 человек, возраст детей от 5 до 6 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из 3-х глав: в I главе – раскрыты теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение, во II главе – описаны особенности формирования представлений экологического характера о растениях уголка природы, в III главе – представлены педагогические условия формирования представлений о растениях уголка природы через наблюдение.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение
1.1. Психолого – педагогические основы проблемы формирования представления о растениях у детей дошкольного возраста
Дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности (И.П.Подласый). Знания - результат познания, научные познания, научные сведенья; совокупность сведений в какой-нибудь области (С.И.Ожегов).[8; с.190]
В педагогической и психической литературе дошкольное детство рассматривается как период, когда начинаются формироваться фундамент всего развития, когда формируются первичные представления о картине мира. (Д.Б Эльконин, Т.И.Бабаева, Т.А.Маркова и другие)
Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции - умение анализировать, сравнивать, обобщать. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Логинова, Н. Ф.Виноградова и другие)
В педагогических исследованиях, касающихся ознакомления дошкольников с ростом и развитием живых существ, рассматриваются преимущественно зависимости жизни растений от факторов внешней среды. Вопрос о том, как у дошкольников складываются представления о самом процессе изменения живого существа по уходу его роста и развития, изучен недостаточно. [1; с.196]
Важную роль в образовании динамических представлений, как подтверждают исследования, играют мыслительные процессы анализа и соотнесения. Систематическая опора на них во время регулярных наблюдений обеспечивает необходимый уровень наблюдательности детей, вычленение не только изменений объекта, но и их закономерного хода, а в итоге прогнозирование. [3; с.87]
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентъева и др.) и неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно, зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н.Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е.И.Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. [18; с.20]
В исследованиях А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, П.Г.Саморуковой выявили, что для наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности (связь между ростом растений и условиями их существования). В содержание обучения должны входить не только научные определения и факты, но и рассуждения, доказательства, аргументы, позволяющие одновременно с овладением знаний формировать способы познавательной деятельности для получения этих знаний. [12; с.55]
Знания - продукт определённых познавательных действий ребёнка. При формировании новых знаний необходима организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработано определение методов обучения. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога и руководимых им детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении имеет место познавательная и связанная с ней практическая деятельность детей, имеющая образовательное и воспитательное значение. [16; с.241]
Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно - исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает (А.Н.Леонтьев). В целом, проблема методов обучения получила за последние годы существенное развитие. При разработке этой проблемы дошкольные научные работники опирались на теоретические исследования ведущих педагогов Ю.К.Бабанского, И.Д.Зверева, И.Я.Лернера, Г.И.Щукина.
Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследователями: П.Г.Саморуковой, И.А.Комаровой, И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е.Ф.Терентъевой.
Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду - это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. Однако, решающими для умственного развития являются обобщённые знания, усваиваемы в ряде научно-экспериментальных работ (П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, М.Ф. Талызина, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Н.А. Менжинская).[11; с.180]
Знания должны быть доступными всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными.[13; с.167]
Овладение ребёнком определёнными знаниями, его подъём на новую ступень умственного развития позволяет ему осмыслить новые, ещё не совсем ясные горизонты знаний. У него возникают неясные контуры новых связей и отношений в той или иной области действительности, т.е. одновременно возникают неясные знания, догадки, вопросы.[9; с.194]
В дальнейшем всё большее количество сторон явления приобретают для ребёнка отчётливость, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи, и знания выстраиваются в единую, связную систему. У ребёнка образуется целостное представление о явлении. На установлении с детьми связей и отношений между всеми сторонами явления и должно быть сосредоточено главным образом внимание педагога. В результате у дошкольников складываются одновременно и дифференцированные, и обобщённые представления о явлении.
Таким образом, дошкольный возраст – период формирования первичных представлений о природе, в том числе и о растениях, окружающих ребёнка, растения уголка природы. Такое содержание работы развивает ребенка.