Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 187.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОНАХ 9

1.1. Теория особых  экономических зон 9

1.2. История правового  регулирования создания и функционирования  свободных (особых) экономических  зон в Российской Федерации 16

1.3. Законодательство  Российской Федерации об особых  экономических зонах на современном  этапе 22

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЗОНЫ 29

2.1. Понятие особой  экономической зоны и отграничение  ее от смежных категорий 29

2.2. Территория  особой экономической зоны 43

2.3. Правовой  режим предпринимательской деятельности  в особой экономической зоне 46

2.4. Виды особых  экономических зон 52

ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56

3.1. Расчет эффективности  использования оффшоров 56

3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

 

ВВЕДЕНИЕ

Страны  мира, включая и Россию, в сфере  глобальной экономики решают сегодня  задачу увеличения темпов экономического роста. Опыт показывает, что "точками  роста" могут являться свободные  экономические зоны (СЭЗ). С другой стороны, сегодня интенсивно формируется  глобальный рынок высоких технологий и каждая развитая или развивающаяся  страна стремится занять на нем свое достойное место. Россия, обладая  высоким инновационным потенциалом, отстает от развитых стран по уровню той инфраструктуры, которая позволяет  быстро и выгодно для предпринимателей и инвесторов конвертировать этот потенциал  в высокие технологии. Создать  же такую инфраструктуру повсеместно  невозможно, и поэтому формироваться  она должна в тех же свободных  экономических зонах. Значительно  более интенсивный по сравнению  с другими, "обычными", территориями приток в них внешних инвестиций создает необходимые и достаточные  условия для значительного технологического прорыва.

Свободные зоны экспортируют на мировой рынок  наиболее высокотехнологичную и, следовательно, наиболее конкурентоспособную продукцию. Сам же этот технологический прорыв на базе сохраняющихся максимально  благоприятных преференциальных и  инфраструктурных условий продолжает нарастать и с некоторого момента  времени начинает превышать критическое  значение, делая экономически выгодным экспорт из зоны не только собственно высокотехнологичной продукции, но и самих же высоких технологий. Между экспортом высоких технологий и интенсивностью собственного технологического развития зоны устанавливается устойчивая положительная обратная связь. Чем  более высокие технологии она  отдает во внешнюю среду, тем в  больший технологический отрыв  от этой среды она уходит. То же самое  происходит и с инвестициями, которые  она извлекает из внешней среды: чем больше их накапливается в  зоне, тем больше она их способна извлечь.

Исследование свободных экономических  зон провели А. Басенко, Л. Васильев, Л. Вардомский, С. Григорян, Р. Зименков, В. Караваев, П. Мозиас, В. Савин, Н. Смородинская и другие ученые. Прежде всего ими анализируется и обобщается мировой опыт создания и функционирования свободных зон. В результате этого выявляются как общие закономерности, так и особенности отдельных стран. Кроме того, к настоящему времени выработаны и приведены в систему классификационные признаки свободных зон, определены общие требования к их созданию, а также те специфические условия, которые необходимо выдержать при создании СЭЗ в России и ее регионах. При этом можно выделить авторов, специализирующихся в том или ином конкретном аспекте. Так, Ю. Лысенко, Ю. Перевалов, А. Суховей, А. Татаркин занимаются изучением технополисов и технопарков; Н. Швыдак исследует проблемы законодательного обеспечения функционирования свободных экономических зон. Анализ мирового опыта СЭЗ отражен в работах В. Карлусова, А. Лычанина, В. Савина (китайские зоны); Р. Зименкова, В. Мината (зоны США); Л. Вардомского, В. Мягкова, А. Сизоненко (зоны Латинской Америки). Применительно к отечественным зонам основная масса публикаций посвящена Находке и Калининградской области. Иностранные исследования, опубликованные в нашей стране, в основном представляют Китай с его большим, оригинальным и полезным для нас опытом.

В целом же свободные зоны до сих  пор изучаются лишь в двух аспектах - экономико-географическом и экономико-правовом. Системных исследований СЭЗ в  рамках экономической теории недостаточно. Именно экономическая теория должна раскрыть тот колоссальный объективный  потенциал, который до сих пор  скрывает в себе свободная экономическая  зона как крупнейшая институциональная  инновация минувшего века.

Теоретическая и  практическая значимость исследования механизма создания и функционирования свободных экономических зон  с учетом сложившихся тенденций  развития современной экономики  России, а также недостаточная  изученность данной проблемы определяют актуальность темы диссертации. История возникновения свободных и особых экономических зон берет свое начало еще в Древнем мире, когда по крайней мере 2500 лет назад при ведении торговли между странами, в первую очередь Карфагеном, Грецией, Римом и Китаем, появились первые зоны свободной торговли[1,с17]. Так, еще в 166 г. до н. э. в целях содействия торговле власти греческого острова Делос провозгласили свободную зону, где приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей. Подобные зоны свободной торговли функционировали и в средние века. Они возникали в вольных городах и гаванях на побережье Средиземного моря (Венеция, Генуя, Неаполь, Триест и др.), а затем - Балтийского и Северного морей (Гамбург, Гданьск, Дюнкерк, Кенигсберг, Копенгаген и др.).

В настоящее  время свободные (особые) экономические (оффшорные) зоны также получили широкое  распространение в мире. Они функционируют  в Аргентине, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Вьетнаме, Египте, Индии, Индонезии, Ирландии, Испании, Италии, Кении, Кипре, Китае, Колумбии, Литве, Лихтенштейне, Люксембурге, Малайзии, Мальте, Монако, Панаме, Польше, России, Сенегале, Сингапуре, США, Таиланде, Тайване, Тунисе, Турции, Филиппинах, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Южной Корее, Ямайке и др.1. По региональному принципу иногда выделяют четыре основные группы оффшорных зон, которые расположены в странах Карибского бассейна, Европы, Персидского залива и Юго-Восточной Азии[2, с 65].

Как показала практика, свободные экономические  зоны способны обеспечить более высокие  доходы, снизить затраты, способствовать включению экономики в международные  хозяйственные отношения и ускорить либерализацию страны с переходной и слаборазвитой экономикой. В  результате они способствовали модернизации экономик многих развивающихся стран, в частности, Китая, Малайзии, Мексики, Тайваня, Филиппин, Шри Ланки, Южной  Кореи и т.д. К примеру, в Малайзии, являющейся крупным экспортером  полупроводников, 90% продукции электронной  промышленности создается на территории свободных экономических зон[5,с12]. В Мексике в результате их использования удалось сформировать около 500 тыс. новых рабочих мест на 2100 фирмах в 353 зонах и увеличить экспорт продукции на 4,2 млрд. дол. США, что составило около 8% от доходов Мексики[3,с8].

В Китае  еще в 1980 г. было создано пять особых экономических районов: Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также о. Хайнань, являющийся одноименной провинцией страны. Все они продемонстрировали очевидные успехи в привлечении иностранных инвестиций2. К основным причинам их успешного применения относят политику открытости Китая внешнему миру, правильность выбора места организации специальных экономических зон, специальную налоговую политику и создание льготного режима налогообложения, избыток трудовых ресурсов и сравнительную дешевизну труда работников, а также стабильность и преемственность политического курса КНР[4,с26].

В России свободные экономические зоны стали  создаваться в начале 1990-х гг., и до недавнего времени негативный опыт их использования преобладал над  положительным3. При этом в литературе неоднократно отмечалось несовершенство российского законодательства и обосновывалась необходимость принятия базового федерального закона о свободных (особых) экономических зонах многими отечественными учеными-экономистами и юристами[7,с54]. Кроме того, в качестве условий для успешного функционирования зон указывались стабильная политическая обстановка[12,с5], развитая инфраструктура (международный аэропорт, современные средства связи и коммуникации и др.) и т.д. С принятием нового Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и созданием в соответствии с ним особых экономических зон в Российской Федерации тема представленной монографии приобретает особую актуальность.

Цель  автора заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и иностранного законодательства и практики его применения. Объект исследования составляют урегулированные нормами национального права отношения, возникающие вследствие осуществления резидентами свободных (особых) экономических зон предпринимательской деятельности на территории указанных зон в Российской Федерации и других странах СНГ.

Тема  свободных (особых) экономических зон  не является совсем новой, в экономической  и юридической литературе имеются  работы (Н.Р. Баратянц, М.М. Богуславский, А.В. Брызгалин, В.Г. Вишняков, Н.Г. Доронина, Т.Н. Нешатаева, М.К. Сулейменов, Н.Г. Швыдак и др.) и авторефераты кандидатских диссертаций (О.Н. Артемьева, С.И. Бахтин, П.Н. Зубов, М.С. Иванкина, Б.И.Исмаилов, Р.Ф. Кабиров, Н.Н. Попова, Н.В. Сергиевская, В.В. Ушаков, Л.В. Царева и др.), посвященные данной проблематике. Тем не менее в большинстве своем они касаются общих вопросов и посвящены проблемам создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации в начале 1990-х гг. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.

Нормативно-правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации[5,с32] (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", иные Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации (республик Алтай, Бурятия и Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Московской, Новгородской, Свердловской и Томской областей, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) и другие нормативные правовые акты, действующие на территорииРоссийской Федерации, а также законы и иные акты иностранных государств (Беларуси, Казахстана, Китая, Кореи, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Украины). Эмпирической основой исследования является практика Конституционного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.

Объектом  исследования выступают СЭЗ как особые экономико-правовые образования в мировой и российской хозяйственной практике, их разновидности, функциональные особенности и характерные черты.

Предметом исследования являются проблемы и процессы, касающиеся  функционирования и развития СЭЗв РФ, а также – весь комплекс вопросов, связанных с опытом многостороннего международного регулирования их деятельности.

Цель  исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения  имеющихся научных источников, официальных  документов, а также доступных  статистических и фактических данных сформировать системное представления  о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.

Задачи исследования:

    • Рассмотреть причины и историю появления свободных экономических зон
    • Дать оценку механизму функционирования и контроля СЭЗ
    • Выявить роль СЭЗ в привлечении капитала

 

 

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

          1.1. Теория особых экономических зон

Свободные экономические зоны в отличие  от остальной национальной территории открыты для беспрепятственного внедрения иностранного капитала и, кроме этого, выведены из равновесия со своей внешней средой за счет особо благоприятных естественных условий, преференциального правового  режима, развитой инфраструктуры, а  также отрыва от прочих территорий в уровне технологического развития. Отсюда вся совокупность благоприятных  условий, характеризующих свободную  экономическую зону, распределяется по четырем группам: естественные, правовые, инфраструктурные и технологические  условия.

Естественные  условия представляются множеством факторов спонтанного происхождения, не являющихся продуктом сознательной деятельности. Из них для свободной  зоны наиболее важны ее естественные размеры: чем они меньше, тем дешевле  обойдется ее инфраструктурное обустройство и тем больше внешних инвестиций будет приходиться на единицу  площади. Выгодное географическое положение  зоны - это ее близость к международным  морским и воздушным портам, позволяющая  непосредственно пользоваться услугами глобальной экономической инфраструктуры. Наконец, высокий ресурсный потенциал - это та обязательная естественная база, на которой способна осуществляться интенсивная предпринимательская  и инвестиционная деятельность.

Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации