Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:13, диссертация
Цель данной диссертационной работы – на основе изученного материала и действующих законодательных актов предложить методы по усовершенствованию системы кредитования малого и среднего бизнеса.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- изучить применяемые условия анализа деятельности предприятий в контексте вопросов кредитования: актуальные условия анализа деятельности малого и среднего бизнеса; характеристику малых предприятий; виды и характеристику кредитов, выдаваемых предприятиям МСБ; правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита; методы и способы, используемые банками для возвратности кредитов.
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Садко», а так же дать оценку кредитоспособности данного предприятия.
- раскрыть проблемы кредитования МСБ в России; описать программы поддержки системы кредитования в Санкт-Петербурге и в зарубежных странах; изложить предложения по улучшению системы кредитования, а так же предложения по развитию малого и среднего предпринимательства в целом.
Введение……………………………………………………...……………….…..6
Глава 1. Применяемые условия анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………...……………….….9
Актуальность кредитования малого и среднего бизнеса……...…………..9
Характеристика предприятий малого и среднего бизнеса……...………..12
Виды и характеристика кредитов, выдаваемых коммерческими банками предприятиям МСБ………………………………………………...……..13
Правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита....19
Методы и способы, используемые банками для возвратности кредита....28
Методика оценки кредитоспособности………………………………..…55
Глава 2. Анализ финансового состояния ЗАО «Садко». Оценка кредитоспособности………………………………………………….………....58
2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Садко»…58
2.2. Оценка кредитоспособности ЗАО «Садко»…………………………..….63
Глава 3. Совершенствование механизмов кредитования малого и среднего бизнеса………………………………………………………………………...…68
3.1. Проблемы кредитования МСБ в России………………………………..….68
3.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного
самоуправления…………………………………………………..…………71
3.2.1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства…………………………………………....………...71
3.2.2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ……………………………………………………..72
3.2.3. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...73
3.2.4. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...74
3.2.5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства……………………75
3.2.6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности……………………………………….75
3.2.7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность………………...76
3.3. Программы поддержки системы кредитования малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге………………………………………………………………..77
3.4. Программы по развитию малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран……………………………………………………………………………...85
3.5. Предложения по развитию малого и среднего
предпринимательства……………………………………...………………….90
3.6. Предложения по улучшению системы кредитования …...…………………98
Заключение……………………………………………………………………..106
Список литературы…………………………………………………………….109
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава
1. Применяемые условия анализа
деятельности предприятий
малого и среднего
бизнеса……………………………………………...………
Глава
2. Анализ финансового состояния
ЗАО «Садко». Оценка кредитоспособности………………………………
2.1.
Анализ производственно-
2.2. Оценка кредитоспособности ЗАО «Садко»…………………………..….63
Глава
3. Совершенствование механизмов кредитования
малого и среднего бизнеса……………………………………………………………
3.1. Проблемы кредитования МСБ в России………………………………..….68
3.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного
самоуправления…………………………………………
3.2.1. Финансовая поддержка
субъектов малого и среднего предпринимательства……………………………
3.2.2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ……………………………………………………..72
3.2.3. Информационная поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства……………………………
3.2.4. Консультационная
поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства……………………………
3.2.5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства……………………75
3.2.6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности……………………………………….75
3.2.7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность………………...76
3.3. Программы
поддержки системы кредитования малого
и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге……………………………………
3.4. Программы по
развитию малого и среднего бизнеса на
примере зарубежных стран…………………………………………………………………
3.5. Предложения по развитию малого и среднего
предпринимательства……………………………
3.6. Предложения по улучшению системы кредитования …...…………………98
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
№1………………………………………………………………..
Приложение
№2………………………………………………………………..
Приложение №3………………………………………………………………..
Введение
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования. В частности, предприятий малого и среднего бизнеса, что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест.
За последнее десятилетие в Российской Федерации так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. Хотя большинство малых и средних региональных банков кредитует сейчас в основном малое и среднее предпринимательство. Инвестиционно - кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, низкий уровень капитализации самих банков.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в России существует множество проблем, связанных с кредитованием малого и среднего бизнеса. Банки хотят выдать кредит и предприятия малого и среднего бизнеса хотят его получить, но система взаимоотношений между ними работает не активно. Процент положительных решений при обращении за кредитом остаётся не высоким.
Вопрос «Зачем малому бизнесу нужны кредиты?» даже не заставляет задумываться: малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Понятно, что удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.
Другой вопрос «Чем кредиты выгодны банкам?» также не вызывает сомнений: банк – это экономическое учреждение, и он действует с учетом активно развивающегося рынка потребностей. Все большее количество населения получает доступ и возможности пользоваться кредитами. Банки реагируют на такой спрос, создавая предложение.
Кредитование малого бизнеса – сложный механизм взаимоотношений между банками и представителями малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Основная задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков.
Таким образом, цель данной диссертационной работы – на основе изученного материала и действующих законодательных актов предложить методы по усовершенствованию системы кредитования малого и среднего бизнеса.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- изучить применяемые условия анализа деятельности предприятий в контексте вопросов кредитования: актуальные условия анализа деятельности малого и среднего бизнеса; характеристику малых предприятий; виды и характеристику кредитов, выдаваемых предприятиям МСБ; правила и нормы анализа пакета документов для получения кредита; методы и способы, используемые банками для возвратности кредитов.
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Садко», а так же дать оценку кредитоспособности данного предприятия.
- раскрыть проблемы кредитования МСБ в России; описать программы поддержки системы кредитования в Санкт-Петербурге и в зарубежных странах; изложить предложения по улучшению системы кредитования, а так же предложения по развитию малого и среднего предпринимательства в целом.
В соответствии с целью и задачами построена структура диссертационной работы. Она состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность данной темы; в первой главе раскрыты применяемые условия управления анализом деятельности предприятий в контексте вопросов кредитования; во второй главе проведен анализ финансового состояния ЗАО «Садко» на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, а так же дана оценка кредитоспособности предприятия, в третьей главе рассмотрены проблемы кредитования и предложены пути их решения, в заключении представлены общие выводы по исследуемой теме.
Глава 1. Применяемые условия анализа деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
1.1. Актуальность кредитования малого и среднего бизнеса
Кредитование малого и среднего бизнеса — одно из самых перспективных направлений банковского сектора. Конкуренция растет, и банки идут на многое, чтобы привлечь заемщиков. «Первыми интерес к малым и средним компаниям проявили региональные банки. Но сегодня в этом секторе работают большинство федеральных и даже иностранных игроков, что говорит о снижении рискованности такого рода продуктов — основной причины, по которой банки неохотно выдавали кредиты малому бизнесу ранее», — объясняет тенденцию содиректор коммерческой дирекции по развитию бизнеса и банковской сети Банка Сосьете Женераль Восток Маргарита Кучеренко1.
Банки поголовно упрощают требования к отчетности, увеличивают сроки и суммы кредитов, снижают ставки. В то же время сервис становится качественнее, в отделениях появляются консультанты, которые занимаются только мини-бизнесменами.
Тяга кредитных организаций к малому бизнесу легко объяснима. «В среднем по рынку доход от кредитования предприятий малого бизнеса превышает доход от финансирования крупных клиентов, — отмечает Дмитрий Закабунин, руководитель управления кредитования малого и микробизнеса Райффайзенбанка. — К тому же большой бизнес весь уже распределен (поделен) между банками, а малые предприятия — активно развивающийся и быстро растущий сегмент». В свою очередь, у малого бизнеса сегодня существует достаточно широкий выбор, и если предприятие найдет более привлекательные условия кредитования, то оно может сменить банк. Поэтому основным конкурентным преимуществом для банка при работе с малым бизнесом становятся специально ориентированные на малый бизнес программы2.
Банкиры, говоря о том, что рады видеть у себя представителей малого бизнеса, немного лукавят и забывают добавить: «но только давно и успешно действующих». Увы, в банках ждут только состоявшихся предпринимателей. Фирма, которой нужен стартовый заем, скорее всего, получит отказ в получении кредита. В частности, Альфа-Банк не выдает кредиты бизнесу на этапе запуска. Причина проста. «Слишком высокие риски, оценить которые крайне сложно, — поясняет Чаба Зентаи, руководитель блока "Малый и средний бизнес" Альфа-Банка. — Большая часть вновь созданных компаний прекращает свою деятельность в течение первого же года работы»3.
Для принятия положительного решения в пользу клиента банку необходимо проанализировать финансовую отчетность предприятия, но на этапе start-up сделать это невозможно. Еще одна причина отказа — новорожденные компании пока не имеют прибыли и обеспечения. Собственно, чем меньше обеспечение, тем больше риск невозврата. А уж о чем говорить, когда обеспечения и вовсе нет, а на балансе пока круглый ноль. Даже при наличии ликвидного имущества, которое может быть предоставлено в залог, банку необходим достаточный уровень текущей платежеспособности малого предприятия. Тем не менее, получить кредит на этапе регистрации все же возможно. Вот только условия его будут не слишком выгодны. Вернуть долг придется в течение года-полутора, ставки на 3-5% выше, чем по стандартным предложениям (11-16%), а сумма кредита не превысит 1 млн. руб. В среднем же она колеблется в диапазоне от 200 000 до 700 000 руб.
Впрочем, проблемы с получением кредита могут возникнуть не только у новичков, но и у давно действующих предприятий. Одним из основных критериев был и остается уровень прозрачности бизнеса. Именно с этим у клиентов больше всего трудностей. Они часто не желают раскрывать полную финансовую информацию, что существенно затрудняет анализ их кредитоспособности. Стремясь снизить налогооблагаемую базу, предприниматели переходят на «серые» схемы работы, и банки не в состоянии объективно оценить прибыльность и перспективность бизнеса. Кроме того, компании бывает трудно собрать необходимый комплект документов, если не налажен документооборот. Все как один банкиры отмечают вопиющую финансовую безграмотность предпринимателей. Некоторые потенциальные заемщики вообще не занимаются финансовым планированием и приходят в банк за кредитом в день возникновения потребности, рассчитывая, что деньги им будут выданы незамедлительно.
Факторы, препятствующие получению кредита:
- Стаж работы предприятия менее полугода
- Отсутствие необходимых документов
- Ведение двойной бухгалтерии
- Бизнес расположен на расстоянии более 150 км от офиса банка
- Деятельность предприятия убыточна
- Отсутствие или недостаток залогового обеспечения
- Наличие текущих кредитов
Факторы, способствующие получению кредита:
- Стаж работы предприятия — от 6-9 месяцев
- Прозрачная финансовая отчетность
- Наличие высоколиквидного имущества
- Четкий документооборот в компании
- Финансовая устойчивость
- Доход от бизнеса превышает платежи по кредиту
- Положительная кредитная история
1.2. Характеристика предприятий малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
Средняя численность рабочих на таких предприятиях должна быть не более определенных предельных уровней в зависимости от вида деятельности малого предприятия: