Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ...……………………………………...……………………....…………5  

1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8                                                                                 

1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8

1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала  ……………….…15

1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25

2 Анализ эффективности использования торговой площади

ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39

2.1 Организационно-экономическая  характеристика

ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39

2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48

2.3 Анализ эффективности использования торговой площади

в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56

3 Пути повышения эффективности  использования торговой

площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61

3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в

ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61

3.2 Пути повышения эффективности  использования торговой 

площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65

Заключение……………………………………………………………………...72

Список использованных источников………………………………………….76

Приложение  А      Виды дополнительных услуг, оказываемых в

     ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………78   

Приложение  Б      Организационная структура ОАО «ЦУМ Минск» …..…..80

Приложение  В      Бухгалтерский баланс ОАО «ЦУМ Минск»………....…...81

Приложение  Г      Основные показатели финансово-экономической

  деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за 2011 год………....88

Приложение Д       Выполнение общего товарооборота

ОАО «ЦУМ Минск» за 2011 год………………..………...89

Приложение Е       Фотография выкладки обуви в секции

«Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск»…………….……90

Приложение Ж      Фотография выкладки обуви в секции

    «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» .………..………..91

Приложение И      Фотография примерочной банкетки

   «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» .………..………..92

Приложение К      Фотография выкладки обуви в секции                                                                                                                                                                                          «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» ………..………...93

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Основными задачами технической  оснащенности в торговой организации являются: формирование прогрессивной технической политики, направленной на создание более совершенных видов технологических процессов; создание условий для высокопроизводительной, ритмичной и рентабельной работы организации; последовательное сокращение длительности технической подготовки, ее трудоемкости и стоимости при одновременном повышении качества всех видов торговых услуг.

Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.

Торговые помещения  и оборудование занимают важнейшее  место в общей совокупности помещений  магазина. Оборудование, площади, формы  и пропорции торговых помещений  в значительной степени обусловливают  уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Все помещения и оборудование магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Размещение оборудования и помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при  отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических  операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей в торговых организациях. При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

Важную роль в организации  бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения  для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры  этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций. Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Таким образом, правильно подобранное торговое оборудование, выбор устройства и планировки торгового зала существенно влияют на увеличение товарооборота, а следовательно и прибыли торговой организации.

Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность.

Цель дипломной работы – характеристика устройства, планировки и оборудования в ОАО «ЦУМ Минск» и определение основных направлений для их совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить теоретический материал устройства, планировки и оборудования магазина;
  • провести анализ основных финансово-хозяйственных показателей деятельности ОАО «ЦУМ Минск»;
  • рассмотреть устройство, планировку и виды используемого торгового оборудования на примере секций, расположенных на 2 этаже универмага ОАО «ЦУМ Минск»;
  • проанализировать эффективность использования торговой площади на примере секции «Мужская обувь», а также в целом по всему 2-му этажу ОАО «ЦУМ Минск».

Объект дипломного исследования: ОАО «ЦУМ Минск».

Предмет дипломного исследования: пути рационализации устройства, планировки и оборудования торговой организации.

Методологической основой  написания дипломной работы явились инструктивный и методологический материал по теме исследования, специальная экономическая литература, а также экономические и статистические данные ОАО «ЦУМ Минск».

Рассмотрением вопросов по устройству, планировке и оборудованию магазинов в своих трудах занимались такие авторы как Чкалова О.В., Памбухчиянц О.В., Платонов В.Н., Виноградова С.Н., Соломатин А.Н., Андреев А.Н., Гуляев В.А. и мн. др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы устройства, планировки и  оборудования магазинов

 

1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования

 

Завершение процесса обращения  товаров происходит в розничной  торговой сети, которая представляет собой совокупность большого числа  розничных торговых организаций, осуществляющих куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Современный магазин  требует наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже (перемеривание тканей, утюжка одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа живой рыбы и т.п.).

Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории  движения людей и товаров.

Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются: капитальность сооружения, особенности объемно-планировочного решения, материал наружных стен.

По капитальности все  торговые здания и сооружения делятся  на два вида:

  • капитальные, предназначены для размещения магазинов;
  • облегченные, предназначены для устройства мелкорозничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов.

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть:

  • отдельно стоящими;
  • встроенными;
  • встроено-пристроенными;
  • пристроенными;
  • образующими торговые центры.

 При этом здания  бывают одноэтажные и многоэтажные, с цокольными и подземными этажами или без них. Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров) [1, c. 245].

По размеру торговых площадей торговые здания делятся на мелкие (до 250 м²), средние (250-1000 м²), крупные (1000-5000 м²), особо крупные (свыше 5000 м²).

Торговые здания и  сооружения должны отвечать проектно-технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Основные проектно-технологические  требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

  • не допускается пересечения покупательских и товарных потоков;
  • необходимо использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;
  • необходимо осуществлять перекомпоновку помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия [2, с. 305].

При проектировании магазинов  следует учитывать прогрессивные  направления развития отрасли, которые  оказывают влияние на планировочную  структуру здания. К ним относятся: развитие системы прямых хозяйственных  связей и взаимоотношений с предприятиями-изготовителями; широкое использование централизованной доставки товаров, в том числе и в таре-оборудовании; поступление товаров, максимально подготовленных к продаже, организация ритмичной доставки товаров в соответствии с потребностями магазина, как по объему, так и по частоте и др. Перечисленные факторы определяют величину и структуру площадей магазина, их размещение.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, при котором обеспечивается рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров.

Архитектурно-строительными  требованиями предусматривается прочность  конструкции здания, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подземных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требованиями торгово-технологический процесс должен осуществляться с наименьшими затратами труда и средств. Торговые здания с экономической точки зрения должны быть дешевыми, оснащенными удобным и недорогим оборудованием. При этом сроки окупаемости капитальных вложений предусматриваются минимальными.

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации