Административный
процесс, административное производство
- Понятие и основные принципы административного процесса.
- Административное производство и его стадии.
Литература:
- Конституция РФ ст.15; КоАП; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан"; Закон РФ
от 28.04.93 "Об обжаловании в суд действий
и решений нарушающих права граждан";
- Салищева "Административный процесс...";
- Сорокин "Административно-процессуальное право", 1972;
- Сорокин "Проблемы административного
процесса", 1968;
- Бахрах "Производство по делам об административных правонарушениях", 1966;
- Шергин "Административная юрисдикция", 1979;
- Горшенева "Теория юридического процесса";
- Застрожная "Советский административный процесс", 1985.
Вопрос 1.
Рассмотрение
административного процесса позволяет
узнать порядок применения мер административного
принуждения, мер ответственности.
Учитывая
роль административного процесса в
укреплении правопорядка и законности,
необходимо отметить, что административный
процесс это сравнительно новое понятие
для науки административного права (теоретические
разработки важнейших аспектов фактически
начались в нашей стране в 60-х, хотя и до
этого были некоторые попытки). Первым
разделил право на материальное и процессуальное
немецкий ученый Оскар Бюков. В юридической
литературе нет единого подхода к определению
понятия административного процесса,
этот термин имеет дискуссионный характер.
Это неизбежно открывает различные пути
решения практических проблем, среди которых
присутствует проблема классификации
административного законодательства.
Сорокин объединил в КоАП материальные
и процессуальные (глава 4) нормы.
В
юридической литературе можно выделить
два основных подхода к понятию
административного процесса:
- В узком понимании, исключительно как деятельность по рассмотрению индивидуальных дел и принятию по ним решений, т.е. так называемая юрисдикционная деятельность. Административный процесс - регламентированная законом деятельность
по разрешению споров, возникающих между
сторонами в административном правоотношении,
не находящимися между собой в отношении
служебного подчинения, а также по применению
мер административного принуждения. Нередко
сторонники юрисдикционной концепции
сводят процесс к порядку применения административного
взыскания. Такую позицию занимает Салищева,
Сорокин и др.
- Другие ученые рассматривают процесс в широком смысле, определение профессора Корнева. Административный процесс есть деятельность, состоящая в
реализации правомочий по осуществлению
функций государственного управления
и применению норм материального административного
права, протекающая в порядке и формах
установленных в законодательстве. Такой
позиции придерживается Минохин, Бахрах
и др.
Административный процесс это
не только - регламентированная законом
деятельность по разрешению споров, возникающих
между сторонами в административном правоотношении,
но и управленческая деятельность - исполнительно
распорядительная. Если норма материального
права определяет содержание прав и обязанностей
и определяет вопрос, что нужно сделать
для реализации этих прав и обязанностей,
то норма административно-процессуального
права содержит порядок применения норм
материального права и отвечает на вопрос
как, каким образом, в каком порядке указанные
права и обязанности могут или должны
быть реализованы. Исходя из этого, следует
понимать, что административный процесс
является выражением управленческой деятельности
и формой реализации материального административного
права. "Процесс есть форма жизни закона"
- Маркс.
Принципы административного процесса:
Принципы
административного процесса подразделяют
на общие и специальные:
Общие принципы - это принципы, присущие
государственному управлению в целом,
а специальные - только административному
процессу.
- Принцип законности состоит не только в требовании
строгого исполнения законов, но и надлежащего
применения этих актов.
- Принцип гласности административного
процесса имеет двоякую направленность
с одной стороны, он предполагает ознакомление
широких слоев населения, с решением тех
или иных вопросов входящих в компетенцию
конкретных органов, с другой стороны,
обеспечивает возможность сторонам административного
процесса беспрепятственно знакомиться
с документами по делу, что является обязательным
условием гласности.
- Право пользования юридической помощью адвоката. В этом усматривается
проявление принципа гласности, также
как и в рассмотрении дела в присутствии
обвиняемого. А также в открытом рассмотрении
дела, для этого надо пригласить свидетелей,
потерпевшего, эксперта, представителей
государственного (общественного) органа.
- Принцип равенства сторон в административном процессе. Он вытекает из более
общего принципа равенства граждан перед
законом (см. Конституцию РФ). Обязанность
соответствующего органа следить за тем,
чтобы стороны надлежащим образом использовали
предоставленные им права и обязанности
с целью охраны их интересов.
- Принцип быстроты и экономичности процесса, он является следствием
оперативности. Действующее законодательство
в ряде случаев устанавливает точные сроки,
в течение которых, дело должно быть рассмотрено.
В ст.23 Основ административного законодательства
и ст.38 КоАП сроки наложения административного
взыскания указаны - не более 2-ух месяцев
с момента его обнаружения. В ст.24 Основ
и КоАП, указан срок по истечение которого,
лицо считается не подвергавшимся административному
взысканию. Так, если лицо подвергнуто
административному взысканию, и в течение
года со дня исполнения взыскания не совершило
нового административного правонарушения,
то оно считается не подвергавшимся административному
взысканию.
- Принцип материальной истины. Необходимо такое
ведение разбирательств, которое дает
результат соответствующий подлинному
положению вещей. Используются все имеющиеся
способы для выяснения истины, объективной
истины. В ст.25 Основ указаны задачи процесса
- это своевременное, всестороннее, подлинное,
объективное исследование обстоятельств
дела. Для установления истины необходимо
не только ограничиваться заявлениями,
но и разобраться в показаниях, их достоверности.
- Принцип осуществления процесса на родном языке, ст.38 Основ. Лицо, привлекаемое
к административной ответственности,
может выступать на родном языке или воспользоваться
услугами переводчика.
- Принцип ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение
административного процесса. В указе Президиума
"О порядке рассмотрения жалоб..."
в ред. от 04 марта 1980 г., предусматривается
ответственность за волокиту должностными
лицами. Возможно ли за волокиту привлечь
к уголовной ответственности должностное
лицо? По нынешнему УК, ст. 293 халатность
можно тоже привлекать к уголовной ответственности.
- В юридической литературе, кроме названных принципов выделяются принцип самостоятельности принятия решения при рассмотрении административных дел. Самостоятельность принятия решения
есть обязанность органа и должностного
лица решать те дела, которые входят в
круг их полномочий. Следует, что вышестоящий
орган без необходимости не должен вмешиваться
в правомерное решение нижестоящего должностного
лица. Во-вторых, органы и должностные
лица не имеют права перекладывать дела
на нижестоящие инстанции.
- Принцип двухстепенности процесса, когда обжалуются
действия должностного лица. Двухстепенность
заключается в правилах подачи жалобы.
Впервые в законодательстве ст.39 Основ
и ст.268 (266, 267) КоАП четко определены инстанции,
куда обжалуются решения. Должностные
лица должны рассматривать жалобы в течение
3 суток.
Вопрос 2.
Процесс
- это совокупность последовательных
действий совершаемых для определенного
результата. В научной литературе производство
по делам о применении мер принуждения
рассматривается как составная часть
административного процесса. Процесс
понятие более широкое, чем производство,
и они соотносятся как общее и особенное.
Это справедливо и для теории административного
права.
Точки
зрения на административное производство:
- Сорокин: "Это деятельность по применению, как административного взыскания, так и мер не являющимися взысканиями".
- Корнев говорит о применении административных санкций, либо рассмотрении дел о правонарушения.
Производство можно разделить
на:
- Производство по применению мер принуждения.
- Производство по организационным делам.
- Производство о поощрении.
- По предложениям и заявлениям граждан.
- По жалобам и спорам.
Что такое стадии административного производства
- это этапы, через которые проходит административное
дело от возникновения до окончания, это
совокупность последовательно совершаемых
административных действий. К ним относятся:
- Возбуждение административного дела.
- Рассмотрение административного дела и принятие решения по
нему.
- Исполнение решения вынесенного по административному делу.
- Обжалование решения и его пересмотр.
Все стадии регулируются Основами административного
законодательства и статьями КоАП.
Возбуждение - дело начинается с составления
административного протокола уполномоченным
лицом. Ст.38 КоАП - дело может быть возбуждено,
если с момента совершения прошло не более
2-ух месяцев. Поводом возбуждения могут
быть: заявления граждан, сообщения должностных
лиц, непосредственно обнаружение факта
совершения проступка. Протокол составляется
в соответствии со ст.234 КоАП + Основы. Протокол:
дата и место, должность и фамилия составляющего,
сведения о правонарушителе и существо
правонарушения (факты). Подписывается
двумя лицами: должностным лицом и правонарушителем,
иногда и свидетелями. В случае отказа
лица от подписания протокола делается
запись. В протоколе можно изложить мотивы
отказа. При составлении протокола правонарушителю
разъясняются его права и обязанности
(ст.236-37). Протокол составляется в двух
экземплярах.
Ст.237
КоАП предусматривает случаи, когда
протокол не составляется:
- Если размер штрафа не предусматривает более 10-ти рублей и т.п. (см. статью);
- Если производство по административному делу возбуждено прокурором.
Согласно ст.36 Основ, ст.259 КоАП
орган или должностное лицо обязан выяснить
следующие обстоятельства по делу:
1.
Было ли совершено административное
правонарушение.
2.
Виновно ли данное лицо в
его совершение.
3.
Подлежит ли оно административной
ответственности.
4.
Имеются ли смягчающие и отягчающие обстоятельства.
5.
Причинён ли имущественный ущерб.
6.
Имеются ли основания для передачи
дела в общественные организации.
7.
Другие обстоятельства, имеющие
значение для правильного разрешения
дела.
В
соответствии со ст.260 ведётся протокол
заседания коллегиального органа: содержание
дела, наименование органы, сведения по
явке лиц, ходатайства и результаты их
рассмотрения и т.п. Подписывается председательствующим
и секретарём.
Орган
и должностное лицо выносит постановление
по делу. В постановлении также должен
быть решён вопрос об изъятых вещах и документах.
Постановление коллегиального органа
принимается простым большинством голосов.
Вручается
сразу по окончании рассмотрения
дела, а копия вручается по истечении
3-х дней, выдаётся по расписку.
В
ст.41, 285 КоАП более подробно урегулирован
порядок уплаты штрафа, он должен быть
уплачен не позднее 15-ти дней с момента
получения. При уклонении от уплаты,
постановление направляется на место
работы для принудительного удержания
из заработной платы.
В
ст.294 указаны органы, исполняющие
постановление о лишении специального
права. Постановление о лишении
права управления транспортными
средствами приводится в исполнение
должностными лицами органов внутренних
дел. Постановление о лишении права
управления судном или трактором и т.п.,
приводится соответствующими органами
(см. указанную статью). Исполнение производится
путём изъятия документа, удостоверяющего
право на управления средством (для тачек
- водительское удостоверение). В случае
уклонения, изъятие производится органом
внутренних дел, в порядке установленном
законом.