Понятие
и виды форм государственного управления
- Формы государственного управления.
- Понятие и классификация методов государственного управления.
Вопрос 1.
Формы
- это философская категория, которая
обозначает внешнее выражение внутреннего
содержания. Исходя из философских категорий,
юридические науки и определяют формы
государственного управления. Таким образом,
под формой государственного управления
следует понимать тот или иной способ
внешнего выражения внутреннего содержания.
Вопрос о формах и методах государственного
управления недостаточно разработан,
иногда "ученые" смешивают между
собой формы и методы. Манохин: “Формы
государственного управления – определённая
часть деятельности исполнительно-распорядительного
органа, его структурных подразделений
и личного состава”. Еробкин: “Формы государственного
управления - это организационно-правовое
выражение конкретных однородных действий
аппарата государственного управления,
совершаемых в целях практического осуществления
поставленных перед ним задач”. Формы
государственного управления - это внешнее
практическое выражение управленческой
деятельности в конкретных действиях,
совершаемых субъектами управления. Сказанное
свидетельствует о том, что форма управленческой
деятельности выражает её содержание.
Фактически речь идёт о том, как осуществляется
сама управленческая деятельность. Все
формы управленческой деятельности прямо
или косвенно предопределены в своей основе
нормами, с помощью которых государство
регламентирует деятельность государственного
аппарата. Закон "О правительстве РФ"
в деталях регламентирует все формы и
методы управленческой деятельности.
Закономерности:
- Форма должна соответствовать характеру данной функции.
- Форма должна соответствовать компетенции.
- Должна соответствовать особенностям конкретного субъекта управления.
- Соответствовать целям данного воздействия (надобность в данных юридических последствиях).
Общепризнанная классификация
форм управленческой деятельности в
юридической литературе отсутствует,
при этом существует многообразие форм
их направленности и различное конкретное
содержание. Однако, несмотря на неоднозначную
интерпретацию, все административисты
различают правовые и неправовые формы
управления. Чаще всего различают в зависимости
от их характера, однако это критерий не
всегда чётко выдерживается.
Манохин
делит все формы государственного
управления на:
- Акты управления обращенные во вне.
- Акты организационного действия внутри органа управления (распределение полномочия, материально-техническое обеспечение).
- Участие в гражданско-правовых договорах.
- Расчётные учреждения банка.
- Выступление через своих представителей в суде.
- Деятельность в качестве носителей многочисленных обязанностей в сфере охраны общественного порядка.
Но эта классификация не отражает
всех форм управленческой действительности,
Искокин утверждает, что такая классификация
весьма спорна, так как строится на совершенно
неопределённых категориях и включает
в механизм управленческой деятельности,
несвойственные им действия (сфера гражданского
права). В связи с этим он предложил свою
классификацию:
- Установление норм права.
- Применение норм права.
- Осуществление организационных действий.
- Оперативно-организационная работа.
- Осуществление материально-технических операций.
Формы управленческой деятельности
Внешние
-
правовые
- издание общих нормативных
актов (постановление Правительства
РФ).
- индивидуальные акты управление
(зачисление в студенты).
- договор.
- иные юридически значимые действия
(это действия удостоверяющие
в установленной форме факты,
имеющие юридическое значение,
пример выдача паспорта, водительских
права).
- материальные.
- процессуальные.
- неправовые
- организационные мероприятия
(проведения совещания).
- материально-технические.
Внутренние
Вопрос 2.
Метод
управленческой деятельности, это способы
и методы достижения поставленных целей,
решение возникающих задач. Метод государственного
управления (Манохин) - характер волеизъявления
одного участника управления в отношении
другого. Метод управленческой деятельности
(Козлов) - это есть способ приёма управляющего
воздействия, на объекты управления, на
управляемые системы.
Ю.М.Козлов
делит все методы на:
- Методы внеэкономического воздействия.
- Методы экономического воздействия.
Глунёв на:
- Морально-политические (убеждение, воспитание и т.п.).
- Экономические (материальное поощрение различных лиц и коллективов, стимулирование производственной или иной деятельности).
- Организационные (прогнозирование, координация, контроль и т.д.).
- Административно-деликтивные.
Методы в деятельности органов
управления подразделяются:
- Общие методы - методы используемые
на всех важнейших стадиях управленческого
процесса (метод убеждения, наблюдения,
контроля и разработки, методы косвенного
и прямого воздействия на управляемый
объект, регулирование, общее руководство
и непосредственное управление).
- Специальные методы - это методы применяемые
при осуществлении отдельных функций
на отдельных стадиях процесса управления
(методы выполнения отдельных функций,
выработка и принятие решений, программно-целевой
метод, гласные и негласные методы).
- Административные методы - это способы воздействия
на деятельность предприятий, учреждение,
организаций, на поведение трудовых коллективов,
должностных лиц и граждан со стороны
органов государственного управления,
путём прямого установления их обязанностей,
путём приказа, опирающегося на гласное
полномочие и систему подчинённости. При
использовании административных методов
должностное лицо прямо предписывает
управляемому, что и как он должен делать.