Понятие
государственного управления
- Общее понятие управления, его основные категории.
- Социальное управление и его виды.
- Понятие и основные черты государственного управления.
- Принципы государственного управления.
Вопрос 1.
Кибернетика это наука, обобщающая
закономерности всякого управления в
механизмах, человеческом обществе и т.д.
Кибернетика это наука, обобщающая управление.
Единого понятия управления нет, термину
"управление" дают следующие определения:
а) перевод системы из одного состояния
в другое, б) как организации и реализации
целенаправленного воздействия, в) информация,
т.е. управление следствие информации,
г) это организованное и целенаправленное
воздействие для достижения определенных
результатов.
Элементами управления являются субъект,
объект, иногда понятия субъекта и объекта
совпадают для некоторых организаций.
Для осуществления управления необходимо
иметь прямые и обратные связи: воздействие
объекта на субъект - прямая связь, и наоборот.
Функция - это основная задача или
основное направление деятельности субъекта.
Функции подразделяются на общие и специальные:
- Общие - это типичные виды взаимодействия: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, финансирование, работа с кадрами, учет и контроль, делопроизводство.
- Специальные - такие виды организационной деятельности, которые вызваны особенностью объектов воздействия.
Кибернетика системы это
организованное множество структурных
элементов взаимосвязанных и
выполняющих определенные функции.
Вопрос 2.
Управление осуществляется в биологических
системах, существует механическое, техническое
и социальное управление. Социальное
управление это управление обществом
в целом, люди управляют людьми. Социальное
управление, в свою очередь, делится
на общественное и государственное управление.
Социальное управление жизненно необходимо.
Вопрос 3.
"Государственное управление - юридически
властная, организующая деятельность
особой группы органов государства,
состоящая в практическом исполнении
законов в процессе повседневного
и непосредственного руководства, хозяйственного,
социально-культурного, политического
строительства." Ю.М. Козлов.
"Государственное управление - это
научно-обоснованное, планомерное,
непрерывно- властное воздействие
государства на общественную
систему, осуществляемую преимущественно
в правовой форме и направленную на непосредственную
практическую организацию и регулирование
поведения и деятельности людей их коллектива,
общества в целом." Атамчук.
Основные черты государственного
управления:
- Государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность.
- Государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности
людей. В процессе государственного управления
организуются отношения между людьми
и коллективами, осуществляется объединение
и координация общественного труда в масштабе
государственного управления. Организационный
характер проявляется также в том, что
ставится и решается вопрос, как лучше
организовать деятельность людей по ускорению
экономического и социального развития
и обеспечения наиболее полного использования
людей в процессе и т.п.
- Это практически организующая деятельность. Деятельность практически выражается
в разработке органами государственного
управления программ управления, установления
основных направлений функций всех элементов
системы, оперативно-руководящих связей,
налаживании оперативного контроля за
системой.
- Государственное управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими
факторами. Производство должно быть непрерывным,
также как общество не может перестать
потреблять, также оно не может не производить.
Но последние события (в нашей стране)
подвергли сомнению данный факт.
- Государственное управление является активной и целенаправленной деятельностью. Подобные качества она приобретает
благодаря тому, что осуществляется применительно
к важным сферам жизни общества.
- Государственное управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
- Оно носит юридически властный характер. Управление - это административная
деятельность предполагающая подчинение
объекта субъекту управления. Юридически
властный характер государственного управления
определяется как властностью, присущей
управлению вообще, так и тем, что оно реализуется
от имени государства. Для этого органы
государственного управления наделены
распорядительно-властными правами (каждый
субъект управления), с помощью которых
и достигаются цели управленческой деятельности.
- Подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное
действие органа государственного управления
или его должностного лица, представляющего
орган может быть правильным. Государственные
органы или должностные лица могут принимать
подзаконные акты, которые имеют меньшую
юридическую силу, чем закон, они проходят
обязательную регистрацию в министерстве
юстиции. На данный момент в министерстве
юстиции зарегистрировано около 300-от
тысяч подзаконных актов.
- Экономичность государственного управления. Эта черта в нашем государстве
"работает" лишь в теории, т.к. весь
управленческий аппарат РФ в два раза
больше, чем был управленческий аппарат
СССР, финансовые запросы наших чиновников
ограничиваются лишь их притязаниями.
- Динамизм государственного управления. Каждый год система органов исполнительной
власти в нашем государстве кардинально
меняется, и это уже далеко не положительная
черта, это скорее говорит об отсутствии
стабильности, чем динамизме.
Вопрос 4.
Принцип - это первоначало, руководящая
идея, основное правило поведения. Принципы
- это основополагающие идеи, отражающие
объективные закономерности развития
общества и государство. Существует три группы принципов:
1. Политико-организационные
(партийное руководство, принцип участия
в управлении государством, равноправия
национальностей, принцип законности).
2. Организационно-технические
(отраслевой, функциональный, территориально-производственный).
3. Определяющие деятельность
государственного аппарата (экономические,
технические, организационно-правовые,
политические).
В научной литературе выделяется множество
принципов, общепризнанной классификации
не существует, поэтому к этой классификации
не следует относиться слишком серьезно.