Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:19, шпаргалка
Административно-правовые нормы и отношения
1. Понятие административно- правовых норм.
2. Виды административно- правовых норм.
3. Понятие административно- правовых отношений.
4. Виды административно- правовых отношений.
5. Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.
Акты государственного управления
Литература: "Правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 25 мая 1997; указ Президента РФ от 23 мая 1996 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Вопрос 1.
Слово акт произошло от лат. аctus и имеет несколько значений:
Если считать акт действием, поступком, то действия, поступки направленные на достижение определенного правового результата, независимо от того, кем они совершаются, можно считать правовым актом. Следует отметить, что в юридической литературе единой дефиниции понятия акта правления нет. Одни считают, что акты это государственно-властные предписания. Другие - что акты это особые юридические формы исполнительно-распорядительной деятельности. Правовые акты государственного правления регулируют властные действия государственных органов и органов некоторых общественных организаций, совершаемые ими на основе и во исполнение закона, в процессе выполнения функций государственного управления и направленные на установление, изменение, отмену правовых норм или возникновения, изменение, прекращение конкретных правоотношений. Критерием понятийного аппарата акта государственной правления является юридически властный, организационный, подзаконный характер, сферы и субъектов применения. Акты управления обладают характерными чертами:
Юридическое значение акта управления:
Довольно часто акт управления является основанием для издания других актов управления. Акт управления может служить доказательством при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах управления. Акты управления не предназначены для управления в области экономического, социально-культурного строения.
Вопрос 2.
Акты государственного управления отличаются от других актов иных органов. Акт от закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу. Под юридической силой акта того или иного органа понимается его соотношение с правовыми актами других органов. Юридическая сила правовых актов государственных органов определяется местом этих органов в государственном аппарате и полномочиями по осуществлению функций государства, однако это не означает большую или меньшую значимость этих актов. Степень юридической силы актов, это не только мера обязательности исполнения, а вопрос внутреннего взаимоотношения, взаимосвязей актов между собой. Высшая юридическая сила закона проявляется в том, что никакой акт управления не может отменить или изменить закон. Законом же может быть оказано влияние на акт (отмена и т.п.). Акты отличаются юридическими свойствами, основанием и порядком принятия.
Акт управления и судебный акт:
Акт управления и прокурорский надзор:
Акт управления и гражданские договоры:
Акт управления и служебные документы:
Акты управления и акты общественных организаций:
Акты управления и управленческие решения:
Вопрос 3.
Акты управления бывают нормативными, общенормативными, индивидуальными, смешанными.
Акты управления бывают общей, специальной, отраслевой, межотраслевой компетенции. Общая компетенция является самой сильной по юридической силе.
По действию в пространстве: федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты.
По органам, издающим акты государственного управления: акты федерального Правительства, правительства субъектов федерации, они имеют право издавать постановления и распоряжения. Постановление - это нормативный акт, принимаемый в коллегиальном порядке на заседаниях правительства. Распоряжение - это акт, имеющий целью разовое разрешение того или иного вопроса. Распоряжение обычно не содержит правовых норм и принимается единоначально. Акты министерств, государственных комитетов, ведомств - издают приказы и инструкции. Приказы - это акты единоначального управления, обращенные к подчиненным органам, содержащие индивидуальное предписание, детализирующее правовые нормы, при этом приказы могут быть как нормативными, так и ненормативные.
Вопрос 4.
Особенность состоит в том, что
они определяют обязанности граждан,
организаций и должностных лиц
не находящихся в служебных
Сам порядок принятия таких актов урегулирован нормами права: должны указываться сроки действия, территория, на которую распространяется и т.д. Акт должен быть опубликован, иначе он не имеет силы, но некоторые нормативно-правовые акты всё же могут не публиковаться (если они затрагивают сферу секретных интересов государства).