Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:19, шпаргалка
Административно-правовые нормы и отношения
1. Понятие административно- правовых норм.
2. Виды административно- правовых норм.
3. Понятие административно- правовых отношений.
4. Виды административно- правовых отношений.
5. Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
Литература:
Вопрос 1.
Мы начинаем рассматривать отдельные виды административных правонарушений. Сегодняшняя тема весьма актуальна и имеет важное значение, поскольку данные правонарушения нарушают ту сферу общественной жизни, порядок и стабильность в которой всегда нужны. Рост числа привлечённых к административной ответственности превысил в 6-ть раз, рост населения России. Каждый третьи гражданин привлекался к административной ответственности. По Питеру за 96: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков (Правоведение 1998 №1). В целом по РФ более 70% из всех совершённых административных правонарушений, это нарушение общественного порядка.
Общественный порядок это
Общественный порядок (в широком смысле) - есть совокупность всех отношений, складывающихся в государстве, как общественное устройство. Основой такой трактовки послужили положения классиков марксизма-ленинизма, для охвата всех отношений, которые организуются и поддерживаются государством. К.Маркс: "Урегулированность и порядок, являются формой общественного упрочнения способа производства".
Общественный порядок (в узком смысле) - в настоящее время, в административно-правовой литературе имеются две концепции:
Еробкин рассматривает общественную
безопасности как часть общественного
порядка, тогда как Серёгин
Все остальные авторы, так или иначе, разделяют одну из указанных точек зрения, в позиции каждого исследователя есть определённые нюансы, но не до такой степени, чтобы выделять их в отдельную концепцию.
Элементы понятия
Вопрос 2.
В нормативных актах, юридической литературе, наряду с общественным порядком, выделяются (на практике население и должностные лица их путают):
Государственный порядок - это закреплённое Конституцией РФ и Конституциями субъектов РФ общественное и государственное устройство. Государственный порядок органически связан со строжайшим соблюдением законности, прав и свобод российских граждан.
Общественная безопасность - это система общественных отношений, регулируемая юридическими и организационно-техническими нормами, в целях предупреждения, пресечения и ликвидации вредных для жизни и здоровья людей, их личного, а также государственного и общественного имущества последствий, вызываемых опасными проявлениями стихийных сил природы, или опасными для окружающей среды обращением отдельных лиц или организаций с предметами, веществами и механизмами.
Правопорядок и общественный порядок, с точки зрения логики, относятся к одному классу явлений (порядок). Порядок - состояние налаженности, организованности, правильности системы чего-либо (словарь русского языка). Правопорядок - порядок общественных отношений, закреплённый правовыми нормами (там же). В юридической литературе единое понятие правопорядка отсутствует, мнения: совокупность правовых отношений, система правовых отношений, порядок в правовых отношениях, строй общественных отношений, порядок поведения, порядок действия участников общественных отношений и т.п.
Самойленко: "Правопорядок есть прочный и устойчивый порядок общественных отношений, закреплённых в праве". Таким образом, в юридическом значении правопорядок - это общественный порядок закреплённый правовыми нормами.
Одни учёные рассматривают правопорядок
как составную часть
Вопрос 3.
Правоприменительные субъекты при практической деятельности по осуществлению административного надзора и применению мер административного взыскания, учитывают не только общие признаки свойственные всем поступкам, но и особенности различных групп правонарушений и каждого из них в отдельности. Это связано с тем, что органы и должностные лица, применяющие административное взыскание в каждом конкретном случае, должны дать не только общую социально-политическую оценку, но и юридическую квалификацию противоправного поведения и применить меру взыскания с учетом тяжести проступка и личности нарушителя. Всесторонний анализ проступка необходим также для выяснения причин и условий, способствующих формированию антиобщественных наклонностей нарушителя и разработку мер, направленных на борьбу с правонарушениями. Следует учитывать, что органы и должностные лица, применяющие административные взыскания, обязаны не только пресекать правонарушения и привлекать виновного к административной ответственности, но и в первую очередь, осуществлять меры по их предупреждению. Такая задача правоохранительных органов вытекает из требований ст.4 Основ законодательства союза ССР об административных правонарушениях и ст.7 КоАП. Основы законодательства и КоАП рассматривают общественный порядок в качестве родового объекта к административному поступку.
Административное правонарушени
В настоящее время практика установления административной ответственности связана с изданием многочисленных нормативных актов центральными и местными исполнительными органами власти. Многие действующие нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение общественного порядка, переплетаются и дублируют друг друга, напр., нормы в КоАП и в законах Ленинградской области. Все это создает определённые трудности в правоприменительной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо объединить такие нормы права в единый нормативный акт. Трудность создается тем обстоятельством, что в юридической литературе до настоящего времени, отсутствует единство мнений относительно круга поступков, посягающих на общественные интересы.
Общая характеристика административных правонарушений заключается в признаках и это значительная распространенность деяний.
Виды административных правонарушений:
Серегин систему административных проступков подразделяет на две группы:
В юридической литературе выделяют и другие виды административных правонарушений, нарушающих общественный порядок, Бахрах выделяет доведение до состояния опьянения несовершеннолетнего. Однако выделение таких видов вызывает возражения. Так Савин и Куликов считают, что за такое деяние (с несовершеннолетним) не применяются общественные взыскания, а лишь принудительные меры воздействия.
Нам представляется, что необходимо выделить следующие виды:
Вопрос 4.
Мелкое хулиганство является одним из наиболее распространенных нарушений посягающих на те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Согласно ст.158 КоАП, мелкое хулиганство - это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Признаки хулиганства:
Форма проявления мелкого хулиганства, самая главная - брань нецензурная, независимо от обстоятельств, лицо совершает проступок и подлежит административной ответственности. В статье не дается понятие приставания. Оскорбительное приставание к гражданам выражается в активных, навязчивых действиях нарушителя (делинквента), унижающих честь и достоинство других лиц и нарушающих их спокойствие, к ним можно отнести навязывание публичного разговора, удержание за руки, за одежду, умышленное преграждение входа/выхода, пускание в лицо дыма от сигарет и т.д. Эти выводы построены на материалах судебной практики. Статья не является исчерпывающей, т.к. все учесть невозможно. Ложный вызов скорой, такси, нарушение очереди, нанесение рисунков или надписей нецензурного содержания. Для выяснения сущности мелкого хулиганства необходимо изучить: субъект, субъективная сторона, объект, объективную сторону. Состав мелкого хулиганства состоит из признаков и элементов, признаки это первая, элемент вторая ступень. Непосредственным объектом являются общественные отношения, составляющие общественный порядок. При хулиганстве также причиняется вред имуществу, здоровью, чести и достоинству, правам и законным интересам. Лицо, совершающее мелкое хулиганство может посягать на общественный порядок, отдельную личность, личную собственность граждан. Указанные объекты посягательства неравнозначны, основным является, однако, общественный порядок. Личность, собственность выступают факультативными объектами мелкого хулиганства и указывают на обширность нарушаемых при этом общественных отношений. В каждом конкретном хулиганском проявлении объекты могут быть единичными или в совокупности.