Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:19, шпаргалка
Административно-правовые нормы и отношения
1. Понятие административно- правовых норм.
2. Виды административно- правовых норм.
3. Понятие административно- правовых отношений.
4. Виды административно- правовых отношений.
5. Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.
Органы исполнительной власти
Нормативные акты: указ Президента РФ от 30 апреля 1998, закон "О структуре федеральных органов исполнительной власти"; указ Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ по вопросам федеральных органов исполнительной власти" от 9 августа 2000; указ Президента РФ от 17 мая 2000 №867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
Вопрос 1.
В юридической литературе нет единого понятия органа государственного управления. Существует множество мнений:
это часть государственного аппарата, осуществляющая исполнительную власть.
это организация или ее часть.
это политическая организация.
Ни одна точка зрения не отвечает действительности в достаточной степени.
Орган исполнительной власти - это юридически, организационно оформленный коллектив людей, решающих задачи хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства по поручению государства. Организация - это целостное юридическое образование, у которого есть определенная цель образования и функционирования, имеется внутренняя структура и система существенных социальных образований. Органы управления обладают общими родовыми признаками:
Таким образом, орган государственного
управления - это коллектив образующий
самостоятельную часть
Органы государственной власти
наделены оперативной
Вопрос 2.
Система органов исполнительной власти - это совокупность органов, определенным образом расположенная на территории РФ. Исходя из вышеуказанных нормативных актов, в систему органов исполнительной власти входят:
По поводу системы опять существует букет мнений.
Согласно Конституции РФ: федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов (республики, края, области, национальные округа и автономные области, города федерального значения), районные.
Некоторые службы и агентства оспаривают
их отношение к системе
Вопрос 3.
Критерии для классификации органов государственного управления:
По территориальному масштабу деятельности.
Этот критерий определяется федеративным
устройством и административно-
Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю РФ. Это министерства, правительство, государственные комитеты и т.д.
Органы исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность в пределах субъекта.
В автономных образованьях, городах федерального значения исполнительная деятельность осуществляется соответствующей администрацией. Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, окружные, отраслевые и специальные органы. Также существуют межтерриториальные органы исполнительной власти, их деятельность может охватывать территории нескольких субъектов.
По порядку образования:
Избираемые.
Образуемые вышестоящими органами исполнительной власти. Это комитеты, ведомства, отделы управления и т.д.
По характеру компетенции:
Органы общей компетенции - руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей из сфер управления, обеспечивают им экономическое, социально-культурное развитие. Это правительство, администрация субъектов федерации.
Органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство подведомственными отраслями (напр., министерство путей сообщения).
Органы межотраслевой специальной компетенции (это обычно государственный комитет и др.) - органы оказывающие руководящее значение на группу специализированных отраслей выполняющих функции, напр., министерство труда, федеральная миграционная служба.
Органы внутриотраслевой компетенции.
По способу разрешения ведомственных споров:
Коллегиальные органы. Они обсуждают и разрешают подведомственные вопросы, имеющие важное значение - коллегиально. Обычно это комитеты. В них решение принимается большинством, в сочетании с персональной ответственностью председателя комитета за исполнением решения. Коллегиальность помогает решать наиболее трудные и сложные вопросы с привлечением специалистов, получением необходимых консультаций.
Единоначальные органы. Правительство и государственные комитеты. В этих органах решение принимается лично. Это способствует оперативности руководства, использованию индивидуальных способностей, повышению персональной ответственности за результаты работы органов. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции. В единоначальных органах иногда могут присутствовать начала коллегиальности. Так в состав коллегий входит руководитель, заместитель, консультанты.
Государственный комитет отличается от министерства. Признаки министерства:
- министерство это орган
- его возглавляет министр;
- не единоначальный орган;
- министерство по структуре более объемно.
В зависимости от организационно-правового положения:
Координационные.
Консультативные - статус таких органов регулируется указом президента. При Президенте есть консультативный орган, при Правительстве же консультативные органы выступают в форме советов.
По источникам финансирования государственные предприятия делятся на:
Госбюджетные - финансируются федеральным бюджетом.
Хозрасчетные - осуществляют коммерческую или иную деятельность, связанную с оказанием благ и услуг и получением прибыли.
По организационно правовым формам:
Правительство РФ; правительство в субъектах, городах федерального значения; советы министров, имеющие статус правительств; министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции, службы, главные управления, агентства, департаменты и т.д.
Федеральные министерства.
Государственные комитеты.
Федеральные комиссии.
Федеральные службы.
Агентства и иные органы.