Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:49, курсовая работа
Приоритетной задачей агропромышленного комплекса Российской Федерации на современном этапе является решение проблемы, связанной с увеличением мясных ресурсов, обеспечением населения мясными продуктами по научно обоснованным нормам питания. Поэтому повышение мясной продуктивности крупного рогатого скота при улучшении качества производимой продукции является важнейшей государственной задачей. Производство говядины в Российской Федерации, в основном, базируется на использование сверхремонтного молодняка и выбракованного взрослого скота молочных и комбинированных пород и только 5% мяса получают от скота специализированных мясных пород и их помесей.
Таблица 11
Анализ влияния факторов на изменение объема производства молока в СПК «Новый Путь» за 2008 -2010гг.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение от плана | |
абсолютное |
относительное, % | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднегодовое поголовье коров, гол |
325 |
333 |
334 |
1 |
100.3 |
Среднегодовой надой на 1 фуражную корову, ц |
44.5 |
40.5 |
40.4 |
-0.1 |
99.8 |
Выход продукции, ц |
14460 |
13486.5 |
13493.6 |
7.1 |
100.1 |
На основе данных таблицы сделаем расчет влияния факторов.
ВПпл=Ппл*ПРпл=333*40.5=13486.5
ВПусл=Пф*ПРпл=333*40.4=13453.2
ВПф=Пф*ПРф=334*40.4=13493.6
∆Вппог=Впусл-ВПпл=13453.2-
∆Впнад=ВПф-Впусл=13493.6-
∆Впобщ=∆Вппог + ∆Впнад =-33.3+40.4=7.1
Результаты расчета показывают, что в хозяйстве СПК «Новый Путь» выход молока увеличился на 7.1 ц в том числе за счет снижения среднегодового надоя на 1 фуражную корову на 0.1 ц, что привело к снижению выхода продукции на 33.3 ц, увеличение поголовья коров на 1 голов привело к увеличению выхода продукции на 40.4 ц.
3.2. Анализ реализации молока
Анализ реализации молока начнем с факторного анализа выполнения плана реализации продукции. Для этого построим таблицу.
Таблица 12
Факторный анализ выполнения плана реализации продукции
Виды продукции |
Объем производства продукции, ц |
Уровень товарности, % |
Объем реализации, ц |
Отклонение от плана | |||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
общее |
в том числе за счет | ||
объема производства |
уровня товарности | ||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Молоко |
13493 |
13509 |
85 |
84 |
11469 |
11348 |
-121 |
13.7 |
-134.7 |
Факторный анализ проведем методом абсолютных разниц. Модель для анализа будет иметь следующий вид:
где ТП – товарная продукция, ВП – валовая продукция, УТ – уровень товарности.
Изменение товарной продукции за счет каждого фактора:
Из таблицы видно объем реализации молока в 2010 году по сравнению
с 2009 годом сократился на 121 ц. Сокращение произошло за счет снижения уровня товарности на 0.01, в результате чего объем реализации снизился на 134.7 ц., объем производства увеличился на 16 ц, что привело к увеличению объема реализации на 13.7 ц.
Далее проведем анализ выручки от реализации молока. Для анализа выручки от реализации зерна рассмотрим таблицу 13.
Таблица 13
Выручка от реализации молока в СПК «Новый Путь» за 2008 – 2010гг.
Вид про-дукции |
Объем реализации, ц |
Средняя цена реализации 1 ц. руб. |
Выручка, тыс. руб. | ||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Молоко |
11904 |
11469 |
11348 |
1052.8 |
905.7 |
1191.1 |
12533 |
10387 |
13517 |
Факторный анализ выручки от реализации молока проведём методом цепных подстановок. За базисный год примем – 2009 г., за отчетный – 2010 г.. Модель для анализа будет иметь следующий вид:
где В – выручка, ТП – объём реализации, Ц – средняя цена реализации.
Изменение выручки от реализации продукции за счет каждого фактора:
Факторный анализ выручки от реализации молока показал, что повышение выручки в 2010 году на 984 тыс.руб., увеличение произошло за счет увеличения цены реализации на 138.3 рублей что привело к увеличению выручки на 3239.1 тыс.руб. а в результате сокращения объема производства на 556 ц, выручка снизилась на 109.1 тыс.руб.
Чтобы определить рентабельно ли производство молока и получает ли хозяйство прибыль от реализации, построим таблицу 14. В таблице рассмотрим основные экономические показатели по производству и реализации молока.
Таблица 14
Основные экономические показатели по производству молока
в СПК «Новый Путь» за 2008 – 2010 года.
Показатели |
Величина показателей по годам | ||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
А |
1 |
2 |
3 |
Валовое производство молока, ц. |
14460 |
13493 |
13509 |
Из них реализовано, ц. |
11904 |
11469 |
11348 |
Уровень товарности, % |
82.3 |
85 |
84 |
Цена реализации 1 ц., руб. |
1052.8 |
905.7 |
1191.1 |
Себестоимость 1ц, руб. |
543.15 |
803.82 |
914.28 |
Полная себестоимость |
6602 |
9218 |
10908 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
12533 |
10387 |
13517 |
Прибыль (убыток) от реализации молока, тыс. руб. |
5931 |
1169 |
2609 |
Прибыль (убыток) от реализации единицы продукции, руб. |
506.65 |
101.88 |
276.82 |
Прямые затраты труда на продукцию, тыс. чел.-час. |
42 |
43 |
43 |
Произведено молока на 1тыс. чел.-час, ц. (часовая производительность |
344.3 |
313.8 |
314.2 |
Произведено молока на 100 га с\х угодий, ц\га |
320.9 |
295.3 |
295.7 |
Рентабельность производства молока, % |
89.8 |
12.7 |
23.9 |
По данным таблицы видно, что за три года величина всех экономических показателей изменилась. Валовое производство молока в 2010 г. По сравнению с 2008 г. Сократилось на 951 ц. или 93.4%, количество реализованного молока сократилось на 951 ц., но в тоже время уровень товарности повысился на 1.7 %. Это говорит о том, что в хозяйство реализовывает большую часть произведенной продукции. Цена реализации к 2010 г. Увеличилась на 138.3 руб. или 13.1%. Себестоимость произведенного молока увеличилась на 371.1 руб. или 68.3%. В связи с этим увеличилась полная себестоимость реализованной продукции. Прибыль от реализации молока в 2010 году сократилась на 2782 ц. или 56%, что является отрицательным моментом. Прямые затраты труда на продукцию повысились на 1 тыс. чел.-час.. Часовая производительность труда в 2010 г. Больше чем в 2008 г. На 2.4 %. Повышение производительности труда свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов. Производство молока на 100 га с/х угодий с каждым годом снижается так в 2010 году производство сократилось на 7.8 % по сравнению с 2008 годом , это произошло за счет сокращения валового производства молока. Рентабельность продаж молока с каждым годом сокращается так в 2010 году она сократилась по сравнению с 2008 годом на 73.4 п.п., это произошло за счет сокращения прибыли и увеличения себестоимости.
В заключение можно сказать,
что производство молока в СПК
«Новый Путь» является прибыльным,
но в нем наблюдаются
3.3.Расчет резервов
повышения эффективности
Чтобы повысить эффективность производства и реализации молока необходимо рассчитать резервы увеличения продукции. Выявление резервов увеличения производства молока будем осуществлять по следующим направлениям: увеличение продукции за счет сокращения яловости, оптимизации расходов кормов, сокращения сервис- и сухостойного периода. Данные для расчета резервов будем использовать за 2010 г.
Большие потери продукции имеют сельскохозяйственные предприятия в результате яловости коров, продуктивность которых ниже примерно на 50 %. Поэтому произведем расчет увеличения продукции за счет сокращения яловости маточного поголовья. Расчет резерва представлен в таблице 15.
Таблица 15
Определение резервов увеличения продукции за счёт ликвидации яловости маточного поголовья
Вид животных |
Численность яловых животных |
Вид продукции |
Резервы увеличения продукции за год, ц. | |
От 1 головы |
От всего поголовья | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коровы |
28 |
Молоко |
1.62 |
45.36 |
В результате расчета резерва выяснилось, что в хозяйстве 28 яловых голов коров. От одной яловой головы образуется потеря продукции в размере 1.62 ц молока за год, а от всего ялового поголовья 45.36 ц молока. Поэтому хозяйству для увеличения производства молока необходимо проводить мероприятия по ликвидации или сокращению яловости животных молочного стада.
Также увеличить производство молока возможно за счет сокращения сервис – и сухостойного периода.
Таблица 16
Определение резервов увеличения молочной продукции за счет сокращения сервис- и сухостойного периода
Среднегодовое поголовье коров, гол |
Период, дней |
Резервы увеличения продукции за год | |||||||||||
В среднем на 1 голову |
Возможное сокращение |
Вид продукции |
В натуре, ц | ||||||||||
Фактический |
возможный |
На 1 голову |
На все поголовье |
||||||||||
Сервис-период | |||||||||||||
334 |
104 |
90 |
14 |
4676 |
молоко |
467.6 | |||||||
Сухостойный период | |||||||||||||
334 |
60 |
50 |
10 |
3340 |
молоко |
400.8 |
По данным таблицы видно, что за счет сокращения сервис – периода на 14 дней хозяйство дополнительно получит 1.4 ц молока на одну корову в год, а со всего стада хозяйство может получить 467.6 ц молока.
За счет сокращения сухостойного периода на 10 дней СПК «Новый Путь» могло бы дополнительно получить 1.2 ц молока на одну корову за год, а со всего стада 400.8 ц молока.
Основными источниками роста продуктивности животных являются повышение уровня их кормления и эффективности использования кормов. Расчет резерва предоставлен в таблице 17.
Таблица 17
Подсчет резерва увеличения производства продукции животноводства
за счет оптимизации расхода кормов
Показатели |
Молоко |
А |
1 |
Расход кормов на производство 1 ц продуции, ц. к. ед: По норме фактически |
1,10 1.15 |
Перерасход кормов на 1 ц продукции, ц.к.ед. |
0,05 |
Фактический объем производства, ц |
13509 |
Перерасход кормов на весь объем производства продукции, ц.к.ед. |
675.45 |
Резерв увеличения производства продукции, ц |
614.05 |