Радиоционная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение с учетом мирового опыта особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе, структур по обеспечению его радиационной безопасности и путей их совершенствования.
Для достижения этой цели в ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- определение сущности эколого-экономических проблем обеспечения радиационной безопасности населения мезорегиона ;
- исследование систем по обеспечению радиационной безопасности населения;
- анализ мировой практики в области радиационной безопасности;
- изучение особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе и структур по обеспечению его радиационной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Исследование сущности экологических проблем
экономического развития 7
1.2. Методические особенности исследования радиационной
безопасности как фактора экологической и национальной
безопасности 19
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 30
2.1. Мировая практика обеспечения радиационной безопасности 30
2.2. Уроки Чернобыля и Фукусимы 40
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОГО РЕГИОНА 48
3.1. Особенности российских региональных структур
обеспечения радиационной безопасности населения 48
3.2. Факторы радиационной опасности и особенности
формирования радиационной обстановки
в Московском мегаполисе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 71

Вложенные файлы: 4 файла

Диплом_правл.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

Рис 1.1. Динамика народонаселения (млрд. чел.) и невозобновляемых ресурсов (%) (Источник: Соловцов Н.Е., Ловцов Д. А., Сергеев Н.А. Национальная безопасность: базисные аспекты // Стратегическая стабильность. 2011. №3. С. 45)

 

Аналогичная картина экспоненциального  нарастания потребностей и экспоненциального  убывания ресурсов выявляется и в  области обеспечения радиационной безопасности населения (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Потребность и  финансирование деятельности по обеспечению радиационной безопасности населения (Источник: Соловцов Н.Е., Ловцов Д. А., Сергеев Н.А. Национальная безопасность: базисные аспекты // Стратегическая стабильность. 2011. №3. С. 45)

 

В связи с этим необходим  философский взгляд на современную  экологическую ситуацию для правильной постановки экологической проблемы, более глубокого и всестороннего её осмысления и выработки оптимальной экологической стратегии. Поле фундаментальных проблем экологии расширялось постепенно. Вначале это были постановки вопросов о необходимости регуляции преобразующей деятельности человека, о пределах роста производства, основанного на все расширяющемся потреблении природы. На волне экологического движения на Западе большой резонанс получил подготовленный в начале 70-х годов доклад Денниса и Донеллы Медоуз Римскому клубу «Пределы роста»9, доказывающий конечность всех факторов, определяющих научно-технический прогресс. В докладе был сделан вывод о том, что в случае сохранения современных тенденций роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов мир подойдёт к пределам роста, и в результате рост численности населения и промышленного производства остановится. В центр дискуссии была вынесена альтернатива - либо чистая природа, либо экономический прогресс. В ходе поиска разумного компромисса между темпами экономического роста и экологическими параметрами жизнеобеспечения сформировалась концепция устойчивого развития. Выход виделся на пути ограничения вещественного потребления природы и минимизации вредных выбросов, критически нарушающих динамическое равновесие биосферы10.

Мировым сообществом  осознана необходимость решать глобальные, экологические проблемы совместными усилиями, развивая международное сотрудничество на основе общих норм и стандартов.

Генеральная ассамблея  ООН на XXXVII сессии в 1982 году одобрила всемирную хартию охраны природы, возложившую на все государства ответственность за сохранение планеты и ее природной среды. В Найробийской декларации, принятой 8 мая 1982 года на специальной сессии Совета управляющих ЮНЕП в рамках программы ООН па окружающей среде, констатировался тот факт, что в связи с трансграничным характером большинства «экологических проблем, они должны решаться посредством консультаций государств и согласованных международных действий. При этом особую важность имеет постоянное развитие правового регулирования охраны окружающей среды, в том числе путем заключения договоров и конвенций11.

В 1987 году международная  комиссия по окружающей среде и развитию опубликовала доклад премьер-министра Норвегии госпожи Гру Харлем Брунтланд «Наше общее будущее». Предложенная в нем концепция экологически устойчивого развития получила всемирную поддержку и одобрение не только представителей различных «зеленых» организаций и движений, но и правительственных кругов.

Под экологически устойчивым развитием подразумевается такой  путь развития, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения возможно без ущерба для будущих поколений.

В Декларации Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год)12 отмечается, что все государства обладают правом использовать свои природные богатства, проводить собственную политику по вопросам окружающей среды, но при этом они должны нести ответственность перед другими государствами за деятельность на своей территории, наносящую ущерб окружающей среде других стран, информировать их о потенциально возможных и свершившихся техногенных и природных катастрофах, наращивать эффективность природоохранного законодательства, содействовать недопущению на территории других государств деятельности, в результате которой может быть нанесен серьезный ущерб окружающей среде или здоровью людей. При этом признано необходимым осуществление перехода к ценообразованию, учитывающему экологические критерии и призванному стимулировать использование новых технологий, сберегающих ресурсы и энергию.

В Повестке дня на XXI век, принятой на Конференции, устойчивое развитие нашей планеты в будущем видится как развитие, при котором рост благосостояния населения сопровождается не деградацией окружающей среды, а наоборот, способствует ее восстановлению и сохранению.

Связь между экономикой, экологией и ростом благосостояния человечества представляется в виде «золотого треугольника», составными элементами которого являются: экономическое развитие на основе использования принципов эффективности и свободной конкуренции; распределение результатов экономического роста, учитывающее интересы различных слоев населения; экологически устойчивый экономический рост с учётом потребностей в природных ресурсах последующих поколений13.

Эффективной стратегии  безопасности и выживания отвечает такой вариант развития экономики, при котором практически исключается риск возникновения катастроф национального и международного масштабов, а затраты ресурсов на эти цели минимальны. Выработка эффективной стратегии безопасности может быть осуществлена при помощи многоуровневой системы принятия решений, основывающейся на поиске инновационных проектно-конструкторских разработок с целью повышения надежности и безопасности техники в инвестиционных отраслях и охватывающей сферу создания, производства и эксплуатации технических систем.

Необходимость пересмотреть взгляды на свое существование и выработать новую модель развития цивилизации отмечалось на саммите ООН по устойчивому развитию в 2002 году в Йоханнесбурге. При этом если раньше проблема устойчивого развития рассматривалась преимущественно в аспекте экологических проблем, то есть говорилось о том, что нужно резко изменить развитие экономики, промышленности для сохранения природы, то более углубленное изучение этого вопроса показало, что экология - это только одна компонента устойчивого развития цивилизации. Научное сообщество, говоря об устойчивом развитии, теперь понимает, что это очень сложная, комплексная проблема, где увязаны проблемы экологии, энергетики, экономики, социальных прав граждан, их правовая защищенность и т.д.14

Реализация эффективной стратегии безопасности и выживания требует создания адекватной экономической системы. Мировым опытом доказано, что как рыночная (предпринимательская), так и административно-командная экономические системы не отвечают новой шкале социальных ценностей, приоритет в которой отдан предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций. В централизованно-плановой экономике, вероятно, чаще, чем в предпринимательской, приходится сталкиваться с ведомственным подходом к проблеме безопасности. Предпринимательская же система лишена многих из названных предпосылок возникновения чрезвычайных ситуаций. Например, вследствие конкуренции повышается качество и надежность технических решений, возрастают требования к соблюдению технологической дисциплины. Тем не менее в рыночной экономике, так же как и в командной, здоровье народа, воздух, вода, климат представляются бесплатными, общественными и лишёнными ценности для предпринимателей. В сфере безопасности предприниматель подобен бюрократу. Из-за объективной природы противоречий между частным интересом и общественными потребностями государство рыночного типа в вопросах экологической безопасности постоянно вынуждено прибегать к помощи закона. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия до настоящего времени не удалось переломить негативные экологические тенденции ни в мировой, ни в отечественной экономике. Напротив, в России в последнее десятилетие, по мнению ученых15, формируется антиустойчивые тенденции, которые могут значительно ухудшить экологическую ситуацию в стране в начале XXI века.

Принятие и реализация управленческих решений по ряду обозначенных проблем требует создания гибкой государственной политики в области экологии, направленной на предотвращение загрязнения окружающей среды и определяющей экономические пути уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности предприятий - природопользователей. По оценкам Всемирного банка, всю экологическую политику можно классифицировать с точки зрения экономических последствий на три категории:

- политика, не связанная  с чистыми финансовыми затратами для правительств, способствующая повышению как экономической эффективности, так и качества окружающей среды (отмена субсидий на использование энергии, пестицидов, удобрений, отводы для ирригационных целей, на заготовку леса и устройство пастбищ, введение налогов на строительство городских дорог и другое);

- государственные и  частные вложения, несущие чистую  экономическую выгоду, даже без учёта экологического выигрыша (развитие систем водоснабжения, мероприятия по санитарии, охрана почв, улучшение образовательной экологической работы;

- политика и вложения, связанные с недостатками рыночного  регулирования, которые экономически оправданы только с учётом экологических соображений (налоги на выбросы и отходы, регламентации по удалению опасных отходов и пр.)16.

Современный экологический  кризис ставит под угрозу возможность  устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных  систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий, произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, топлива атомных электростанций; принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации» 17.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества18.

Экономическая политика государства должна способствовать созданию социально-экономической системы, которая обеспечивала бы не только высокий уровень жизни, но и высокое её качество. Последнее, как известно служит залогом дальнейшего экономического роста.

 

1.2. Методические  особенности исследования

радиационной  безопасности как элемента системы

экологической и национальной безопасности

 

Радиационная безопасность, как фактор экологически безопасного  экономического развития, заслуживает особого внимания. Известно, что воздействие радиации приводит к тяжёлым последствиям как для окружающей среды, так и для человека. Развивается лучевая болезнь, увеличивается вероятность появления злокачественных опухолей, а также генетических наследственных нарушений. Поэтому защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения - важная государственная задача, связанная не только с поддержанием оптимального баланса между темпами экономического роста и состоянием среды обитания, но и с проблемой выживания. Так, в «Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», утвержденных Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г., создание безопасных в радиоэкологическом отношении условий жизнедеятельности населения провозглашено одним из способов реализации конституционного права граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде. В связи с дальнейшим развитием атомной энергетики, использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, применением источников ионизирующего излучения (ИИИ) в медицине, промышленности и других сферах деятельности обеспечения ядерной и радиационной безопасности становится одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства. Классификация безопасности в экологической сфере приведена на рис. 1.3.

Преимущества «мирного атома» предопределили широкое применение ядерных технологий в медицине, науке, различных отраслях народного хозяйства. Несмотря на позитивные оценки относительно использования ядерной энергии, более чем полувековой опыт её промышленного освоения способствовал формированию и накоплению значительного ядерного потенциала, представляющего серьёзную радиационную опасность, которая может иметь весьма негативные последствия. Однако причины формирования неблагополучной радиационной обстановки связаны не только с функционированием широкого круга предприятий энергетического и оборонного комплекса, с последствиями аварий на ядерных установках, но и с проблемами обезвреживания радиоактивных отходов (РАО).

Приложение А.doc

— 380.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение Б.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Радиоционная безопасность