Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:16, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение с учетом мирового опыта особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе, структур по обеспечению его радиационной безопасности и путей их совершенствования.
Для достижения этой цели в ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- определение сущности эколого-экономических проблем обеспечения радиационной безопасности населения мезорегиона ;
- исследование систем по обеспечению радиационной безопасности населения;
- анализ мировой практики в области радиационной безопасности;
- изучение особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе и структур по обеспечению его радиационной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Исследование сущности экологических проблем
экономического развития 7
1.2. Методические особенности исследования радиационной
безопасности как фактора экологической и национальной
безопасности 19
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 30
2.1. Мировая практика обеспечения радиационной безопасности 30
2.2. Уроки Чернобыля и Фукусимы 40
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОГО РЕГИОНА 48
3.1. Особенности российских региональных структур
обеспечения радиационной безопасности населения 48
3.2. Факторы радиационной опасности и особенности
формирования радиационной обстановки
в Московском мегаполисе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 71
Для обеспечения глобальной безопасности цивилизации от радиационного воздействия сегодня требуются более глубокие и всеобъемлющие идеи, нежели идея ограничения радиационно-опасных производств и безопасного хранения радиоактивных отходов. Эти новые фундаментальные идеи нельзя выработать иначе, чем по пути поиска конструктивных методов достижения экологических целей комбинирования административного контроля и рыночных механизмов, добиваясь выполнения экологических стандартов на основе использования принципов согласительной политики и проведения в жизнь активной политики информационных связей с общественностью.
Эти основные идеи закреплены в законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г. №7-ФЗ)20. Среди основных принципов охраны окружающей среды в данном законе закреплена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3). Одним из инструментов реализации данного принципа является экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Концепция и принципы организации системы радиоэкологического мониторинга как формы экологического аудита радиационной обстановки территорий и объектов, анализ полученных результатов, их оценка, предложения по развитию и совершенствованию этой системы рассматривается в работе более подробно, как наименее изученный в экономическом плане аспект проблемы обеспечения радиационной безопасности населения в регионах.
Глава 2. Региональные системы обеспечения
радиационной безопасности населения
2.1. Мировая
практика обеспечения
Развитие современного общества, имеющее индустриальную направленность, агрессивно по отношению к окружающей среде. Экономический рост, способствующий повышению качества жизни, имеет и свою альтернативную стоимость. Это - растущее потребление всех видов ресурсов, в том числе и невозобновимых. Другим следствием развития экономики является рост количества отходов, пропорциональный динамике промышленного производства. Каждый год только одно Европейское экономическое сообщество производит около 2000 млн.т отходов, то есть 5 т на каждого жителя в год, в том числе 100 млн.т бытовых отходов, 150 млн.т промышленных, 200 млн.т. шлакообразных стоков и более 1000 млн.т сельскохозяйственных отходов21.
Ядерная промышленность не является исключением из этого правила. Во Франции, например, радиоактивные отходы составляют приблизительно 1 кг на душу населения. Конструктивный подход к проблемам, связанным с радиоактивными отходами, приобретает важнейшее значение для современной цивилизации.
Выбор атомной энергетики в современном мире определяется экономической необходимостью и сопровождается сознательным политическим решением, однако поставленные цели могут быть достигнуты лишь при наличии самого высокого уровня техники безопасности и постоянной заботы о здравоохранении населения. В этой области одним из важных элементов проблемы является долгосрочное освоение (обработка и удаление) радиоактивных отходов, сопровождающих работу атомных электростанций, установок для изготовления ядерного топлива, научно-исследовательских лабораторий, а также больниц и университетов.
Понятие «освоение отходов» охватывает весь комплекс операций, предназначенных для обеспечения в течение всего необходимого срока и при любых, разумным образом предсказуемых обстоятельствах, защиты людей от недопустимых радиационных рисков. Эти операции должны также учитывать проблемы охраны окружающей среды.
В настоящее время в России функционирует 10 АЭС. Для реакторов РБМК используется регенерированное топливо, то есть уран из отработанных твэлов. Специалисты указывают на необходимость замкнутых ядерных циклов. Как отмечают специалисты, высокоактивные отходы надо хранить в той или иной форме, а уран необходимо использовать вновь. К примеру, топливо с реакторов ВВЭР-1000 можно использовать вновь. Нужны, конечно, дополнительные проработки со стороны технологов, и ученых, и физиков22. Промышленная зрелость российской программы атомной электроэнергетики и широкое применение радиоизотопов в промышленности, в больницах и научных исследованиях требует организации системы долгосрочного освоения радиоактивных отходов в федеральном масштабе.
Мировой опыт показывает, что лишь государственная организация освоения радиоактивных отходов обладает постоянством, необходимым для выполнения задачи, соединяющей в себе краткосрочную эффективность и ответственность перед будущими поколениями с одновременным обеспечением технических гарантий и необходимой независимости. Особый интерес представляет опыт Франции, где экономические механизмы обращения с радиоактивными отходами и обеспечения радиационной безопасности населения наиболее развиты и в сочетании с административным регулированием интегрированным в рыночные механизмы. В связи с этим целесообразно более подробно остановиться на этих аспектах обеспечения радиационной безопасности населения. Так, во Франции межминистерским постановлением в конце 70-х гг. при Комиссариате по атомной энергии было создано Национальное агентство по освоению радиоактивных отходов (АНДРА), на которое возложены обязанности, связанные с осуществлением операций по долгосрочному освоению радиоактивных отходов. В рамках этой деятельности АНДРА отвечает, в частности, за следующие операции: управление действующими центрами долговременного захоронения отходов; проектирование, размещение и строительство новых центров долговременного захоронения.
Создание агентства явилось важным этапом в распределении задач между различными партнерами: для «производителей» отходов - идентификация данного вида отходов и его кондиционирование в форме, приемлемой для АНДРА; для последнего - ответственность за долгосрочное хранение предварительно принятых им упаковок с радиоактивными отходами; для компетентных организаций ответственных за технику безопасности - формулирование принципов и целей безопасности, которые должны быть достигнуты, а также осуществление проверок, позволяющих гарантировать соблюдение этих установок; для научно-исследовательских организаций - обеспечение любой научной поддержки, которая может потребоваться в области исследований и разработок23.
Являясь государственной промышленной организацией, агентство АНДРА должно гарантировать безопасность при приемлемых затратах. Поэтому, кроме технических условий на подготовку упаковок с радиоактивными отходами и на строительство сооружений для их хранения, существенной задачей АНДРА является обеспечение технического контроля в течение всего цикла освоения отходов, включая операции, выполняемые изготовителями - на их установках под их собственную ответственность. Успешное выполнение задачи такого размаха влечет за собой точную оценку потребностей, определения политики и выработку стратегии, оценку и организацию соответствующего финансирования.
Принятым во Франции решением для низкоактивных и среднеактивных отходов с коротким периодом полураспада является приповерхностное сухопутное хранение по принципу нескольких защитных барьеров в соответствии с действующими в этой области национальными правилами и учетом накопленного опыта эксплуатации Центра хранения радиоактивных отходов департамента Манш. Для хранения отходов с длительным периодом полураспада принято решение о их захоронении в глубоких геологических формациях. В отношении низкоактивных и среднеактивных отходов с коротким периодом полураспада французская национальная программа предусматривает организацию второго центра хранения, который должен заменить Центр департамента Манш.
Исследования по переработке и кондиционированию отходов с длительным периодом полураспада ведутся во Франции в течение 30 лет. К настоящему моменту уже имеются проверенные на практике методы кондиционирования: альфа-излучающие отходы заключаются в бетон или битум, а высокоактивные остекловываются. Остается решить проблему поиска места для сооружения центра промышленного захоронения, так как для первой категории такого центра нет. Его сооружение предполагает строительство подземной лаборатории, которая позволит определить место приема отходов с точки зрения долговременной безопасности и подтвердить техническую осуществимость и возможность эксплуатации сооружения.
Финансирование всех этих операций обеспечивается производителями за счет оплаты каждого места передаваемых на хранение отходов. Оно осуществляется путем предварительного финансирования программы поиска и сооружения новых центров, причем основой распределения расходов между производителями служат долгосрочное прогнозирование поставок. Этот способ финансирования формально закрепляется контрактами между АНДРА и производителями24.
Базовым принципом поверхностного хранения радиоактивных отходов является их защита от вмешательства человека и от попадания воды в течение промежутка времени, необходимого для снижения радиоактивности за счет естественного спада до уровня, при котором она не представляет более опасности для окружающей среды.
Стремясь оптимизировать технико-экономические показатели долгосрочного освоения радиоактивных отходов, агентство АНДРА разработало интегральную систему освоения низкоактивных и среднеактивных отходов с коротким периодом полураспада (SIGMA), созданную благодаря тесному сотрудничеству с производителями отходов, руководителями организаций техники безопасности и со всеми субподрядчиками. Задачей этой системы является обеспечение по приемлемой цене гарантии безопасности при общем снижении эксплуатационных ограничений и влияния на окружающую среду. Программа охватывает все операции по кондиционированию, транспортировке и захоронению отходов различных типов и опирается на контроль качества на всех уровнях цепи. Система является достаточно гибкой. Являясь существенным элементом проверки правильности выполнения операций, эта система, кроме того, вполне пригодна для информирования широкой общественности.
Центр департамента Манш - первый французский центр поверхностного хранения низкоактивных и среднеактивных отходов с коротким периодом полураспада. Этот центр был введен в эксплуатацию еще в 1969 г. и эксплуатировался частной фирмой ИНФРАТОМ, выбранной в соответствии с рекомендацией Комиссариата по атомной энергии. Условия эксплуатации центра постепенно менялись как в техническом плане, так и в отношении ответственности, и к 1980 г. достигли ситуации, существующей и по нынешний день. Параллельно и с учетом накопленного опыта компетентные организации по технике безопасности отработали и издали в 1984 г. «Фундаментальные правила безопасности». Здесь содержатся основы разработки центров долгосрочного поверхностного хранения твердых низкоактивных и среднеактивных отходов с коротким или средним периодом полураспада, сформулированы две основные задачи безопасности - а) немедленная и долгосрочная защита людей и окружающей среды, б) ограничение максимум до 300 лет необходимого срока надзора после закрытия центра.
Французский подход к освоению низкоактивных и среднеактивных отходов с коротким периодом полураспада характеризуется разумным освоением, гарантирующим безопасность при приемлемых затратах за счет оптимизации всей цепи, охватывающей производство отходов, их кондиционирование, транспортировку, хранение, а также необходимое информирование общественности. Принципами этого подхода, лежащими в основе проектирования хранилищ, является защита контейнеров с отходами, которым предварительно придается форма, с физико-химической и механической точки зрения устойчивая к вмешательству человека и к воздействию воды в течение срока, необходимого для снижения радиоактивности за счет естественного спада до уровня, при котором она не представляет более недопустимого риска для человека и природы. Эти принципы, внедренные в центре хранения департамента Манш, перенесены во второй центр хранения, за исключением некоторых поправок, связанных со специфическими местными условиями и появлением новых типов контейнеров. Этот центр развивается в соответствии с национальной программой освоения радиоактивных отходов.
Важно отметить следующее обстоятельство. Информация о поиске площадок и проекте создания центра поверхностного хранения отходов была адресована как заинтересованному населению, так и депутатам, административным службам, различным ассоциациям и объединениям! При этом особое место было отведено информированию широкой общественности. Например, в период поиска площадок для второго центра осуществлено 102 контакта с прессой, 428 индивидуальных контактов, 118 информационных совещаний, 88 постоянных информационных мероприятий, 6 организованных посещений атомных установок, 1 выставка в течение 15 дней. Информационная компания в департаменте Об, где расположен второй центр, продолжалась вплоть до представления досье о декларации общественной пользы (DUP). Были распространены и прокоментированны многочисленные брошюры, касающиеся деятельности АНДРА, освоения радиоактивных отходов и центра Манш; выпущены 7 номеров периодического издания под названием «АНДРА. ИНФОРМАЦИЯ. ОБ». И, наконец, агентство АНДРА активно участвовало в работе Информационной комиссии, организованной префектом, комиссаром республики и президентом Генерального совета департамента Об.
Техническое решение вопросов безопасности при долговременном освоении радиоактивных отходов с длительным периодом полураспада заключается в их изоляции от окружающей среды, захоронении на « большой глубине в скальных и непроницаемых геологических слоях на очень длительные сроки, превышающие 10000 лет. С этой точки зрения выбор площадки является существенным элементом в техническом отношении. Он имеет еще более важное влияние в политико-социальном плане. С учетом этих причин, а также чрезвычайного разнообразия геологии Франции, было решено исследовать возможность создания геологического хранилища в различных породах: в осадочных, таких как соль или глина, и в твердых, таких как гранит или сланцы. Все они имеют свои преимущества, и в ходе исследований, проводившихся в разных странах, было доказано, что они несомненно пригодны для такого хранилища, однако в каждом случае остается немало неясностей, так что не снимается задача доказательства для данной площадки реальной технической осуществимости складских сооружений и возможности долговременной изоляции. Кроме того, необходимо найти оптимальное техническое решение хранилища.