Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:16, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение с учетом мирового опыта особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе, структур по обеспечению его радиационной безопасности и путей их совершенствования.
Для достижения этой цели в ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- определение сущности эколого-экономических проблем обеспечения радиационной безопасности населения мезорегиона ;
- исследование систем по обеспечению радиационной безопасности населения;
- анализ мировой практики в области радиационной безопасности;
- изучение особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе и структур по обеспечению его радиационной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Исследование сущности экологических проблем
экономического развития 7
1.2. Методические особенности исследования радиационной
безопасности как фактора экологической и национальной
безопасности 19
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 30
2.1. Мировая практика обеспечения радиационной безопасности 30
2.2. Уроки Чернобыля и Фукусимы 40
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОГО РЕГИОНА 48
3.1. Особенности российских региональных структур
обеспечения радиационной безопасности населения 48
3.2. Факторы радиационной опасности и особенности
формирования радиационной обстановки
в Московском мегаполисе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 71
Система организации стационарной сети контроля, включает в себя: автоматизированную сеть измерителей радиационного фона; сеть стационарных постов радиационного контроля воздушного и водного бассейнов; регулярную режимную сеть наблюдения. К мобильным средствам относятся: автомобильные лаборатории радиационного контроля; водный комплекс радиационного контроля на базе судна «СОЛ-860»; вертолёт-лаборатория радиационного контроля на базе вертолёта Ка-26.
Ежегодно отбирается и анализируется более 3500 проб объектов окружающей среды, выполняется около 3000 пог. км. автогамма-съёмки, по 300 термолюминисцентным детекторам контролируется интегральная поглощённая доза облучения, проводится более 3000 измерений мощности дозы гамма-излучения29.
Созданная и эксплуатируемая
система радиоэкологического
При выполнении программы предпочтение отдаётся обследованию школ и дошкольных учреждений, поскольку детский контингент относится к наиболее уязвимой к радоновому воздействию группе населения. Производные изотопов газа радон дают наибольший вклад в суммарную дозу облучения населения от природных источников ионизирующего излучения, постоянно присутствуя как в жилых, так и других помещениях. К настоящему времени на территории города обследовано около 1500 школьных и дошкольных помещений и около 600 жилых зданий. Дано заключение и необходимые рекомендации по снижению радоновыделения в помещениях 198 детских садов и школ, а также 148 жилых домов30. Полученные результаты дают основание считать радиационную обстановку в помещениях жилого и общественного фондов г. Москвы как относительно безопасную.
Ежегодно обследуется около 100 объектов строительства с выдачей по ним соответствующих заключений. При этом отмечались случаи выявления локальных радиоактивных загрязнений.
Работа непосредственно с предприятиями позволила установить, что в эксплуатации находится 124 000 источников с истекшим сроком годности, требующие незамедлительного изъятия. В связи с этим окружными центрами Санэпиднадзора, Москомприродой, Управлением ГО и ЧС г. Москвы с 32 предприятий г. Москвы изъято и отправлено на захоронение 1882 ИИИ с общей активностью 260 тыс. Ки. С 73 предприятий, эксплуатирующих системы пожароизвещения, вывезено более 15000 радиоизотопных датчиков31.
Одним из специфических направлений деятельности ГУП МосНПО «Радон» является ликвидация очагов загрязнения. ГУП МосНПО «Радон» ведёт постоянную работу по выявлению и дезактивации локальных очагов радиоактивного загрязнения на открытых территориях города. Однако, несмотря на эти меры ежегодно выявляются до 90 загрязнённых участков. Расчеты показывают, что такая тенденция сохранится на последующие годы с объемами удаления до 80 тонн радиоактивных отходов в год.
Для оперативного решения вопросов ликвидации аварийных ситуаций на территории города в ГУП МосНПО «Радон» была создана служба экстренной готовности, осуществляющая дежурство в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, работа которой тесно связана с окружными Управлениями ГО и ЧС г. Москвы.
Согласно «Программе совместных комплексных проверок объектов радиационного риска г. Москвы на период до 2012 года» с 2007 г. совместно с Москомприродой проводятся постоянные комплексные обследования ядерно- и радиационно-опасных объектов города. Было обследовано 60 предприятий, на 22 из них были выявлены участки радиоактивного загрязнения, точечные и локальные очаги гамма-излучения. По выявленным фактам приняты необходимые меры, согласованные с Москомприродой и органами санэпиднадзора. Определенный объем работ МосНПО «Радон» осуществляет по разделу ртутного мониторинга окружающей среды и обезвреживания ртутных загрязнений. Только за 2008-2009 гг. было обследовано 109 объектов. На 32 из них проведены демеркуризационные работы на общей площади 5000 м2.32
В основном причиной загрязнения помещений является накопление ртути и неосторожное обращение с ртутьсодержашими приборами и оборудованием, а также потерь ртутных амальгам.
Государственное предприятие – ГУП МосНПО «Радон» выполняет весь комплекс работ по обращению с радиоактивными отходами, образующимися в регионе охватывающем 11 субъектов федерации, включая Москву и Московскую область. Ежегодный объем поступающих на предприятие отходов составляет 3-5 тыс. м3. Это сравнимо с объемами радиоактивных отходов образующихся в таких государствах, как Германия, Англия. К настоящему времени в сооружениях МосНПО «Радон» обеспечивается безопасное размещение около 103,5 тыс. т твердых и отвержденных радиоактивных отходов и 225 тыс. отработанных источников ионизирующего излучения, суммарной активностью более 3 млн. кюри.
МосНПО «Радон» выполняет весь комплекс организационных и технологических мероприятий системы обращения с РАО, включающих: сбор, классификационную сортировку, транспортирование, кондиционирование, захоронение и/или хранение упаковок РАО.
В настоящее время техническая политика МосНПО «Радон» строится на следующем: все виды радиоактивных отходов должны быть преобразованы в формы с гарантированными свойствами, допускающими контролируемое хранение с осуществлением постконсервационного контроля в течение 300 лет; свойства форм радиоактивных отходов и способ их размещения на хранение обеспечивают возможность последующего извлечения, а также транспортирования в соответствии с современными правилами перевозки опасных грузов; накопление и обеспечение сохранности информации о радиоактивных отходах, размещенных на хранение.
В настоящее время создается комплекс по переработке радиоактивных отходов с целью их последующего транспортирования и окончательного захоронения в федеральном могильнике. В ГУП МосНПО «Радон» разработан и начат монтаж современных, уникальных установок по обработке РАО: установка остекловывания; установка суперкомпактирования; модульная установка очистки ЖРО.
Однако завершение этих работ и ввод их в эксплуатацию задерживается из-за крайнего дефицита финансирования.
Следует отметить, что проектный срок эксплуатации действующего полигона по захоронению радиоактивных отходов уже истек. И в настоящее время необходимо проведение комплекса экспертных экологических исследований направленных на оценку безопасности, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ с целью продления срока эксплуатации полигона, что требует значительных финансовых вложений.
Эксплуатируемый комплекс оборудования, установок и других технологических средств морально устарел и имеет большой физический износ, что недопустимо для подобных производств. Для обеспечения современного уровня безопасности при обращении с РАО, в соответствии с действующими нормативными документами, необходимо осуществить их реконструкцию.
В настоящее время финансово-хозяйственное положение МосНПО «Радон» можно охарактеризовать как тяжелое, это обусловлено хроническим недофинансированием его деятельности. В бюджете г. Москвы фактически происходит прогрессивное снижение ежегодного уровня финансирования деятельности МосНПО «Радон», в то же время Минфином РФ не принимаются к финансированию необходимые объемы радиационно-опасных работ предприятия по обслуживанию федеральных объектов. В бюджете Москвы на 2012 г. предусмотрено 44% минимальной потребности средств на выполнение городского заказа (345 против 790 млн.руб.). По федеральному заказу на 2012 год принято к финансированию лишь 3,7% минимальной потребности (80,8 млн. руб. против 2,188 млн. руб.).33
Финансовую ситуацию предприятия усугубляют следующие факторы:
- отсутствие какого-либо авансирования на выполнение радиационно-опасных работ предприятия; кассовый разрыв - фактическое поступление денежных средств существенно отстает от реального графика выполнения работ; абсолютное недофинансирование текущего года в пределах утвержденных лимитов; наличие непогашенной переходящей задолженности по плану финансирования за выполненные работы.
Возможности дальнейшего
привлечения заемных средств
для
покрытия дефицита целевого финансирования
без соответствующих
гарантий возврата практически исчерпаны. По состоянию на 01.01.2012
г.
задолженность за бюджетом составляет
460,0 млн. руб. (в том числе по
городскому заказу - 106,6 млн. руб., по федеральному
- 353,4 млн. руб.).
Подобное финансовое состояние ставит
предприятие в условия, близкие к
катастрофическим, ведут к свертыванию
программ по обеспечению радиационной
безопасности города, замораживанию строительных
и ремонтно-восстановительных работ могильника,
созданию бесконтрольных очагов радиоактивного
загрязнения34.
МосНПО «Радон» является крупным научно-практическим центром по проблеме обезвреживания радиоактивных отходов, природоохранной деятельности и обеспечения радиационной безопасности населения. В настоящее время в его научных подразделениях работает 18 докторов и более 80 кандидатов наук. Надо отметить, что со стороны зарубежных стран проявляется значительный интерес к деятельности объединения, поскольку проводимые работы находятся на достаточно высоком уровне мировой практики в этой области.
В последнее десятилетие начались активные работы по созданию единой национальной системы радиационной безопасности России. Принято более 70 законодательных и нормативных актов федерального уровня, регламентирующих разные аспекты обеспечения радиационной безопасности: санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения людей, специальные экологические программы реабилитации загрязненных территорий, радиационно-гигиенические паспорта территорий и организаций, государственный учет и контроль ядерных материалов, социальная защита и помощь пострадавшим от радиации, международное сотрудничество по вопросам ядерной безопасности и др.
Вместе с тем, до сих
пор не разработана нормативно-
Действующее законодательство предполагает активные самостоятельные действия субъектов Российской Федерации на своей территории по защите главного достояния общества - населения. Как отмечалось выше, вопросы обеспечения радиационной безопасности населения особенно остро стоят в Московском регионе, включающем г. Москву и Московскую область, что связано с историческими и политическими аспектами становления и развития атомной промышленности в стране. Сложная радиационная ситуация, ложится серьезной нагрузкой на безопасность существующего и будущего поколений населения, а также на региональную экономику.
Блок-схема информационной системы «Радиационная безопасность населения Российской Федерации» представлена в Приложении А.
Меры по защите населения от радиационной безопасности схематично отображены в Приложении Б.
3.2. Факторы радиационной опасности и особенности формирования
радиационной обстановки в Московском мегаполисе
Техногенное воздействие на окружающую среду города возникает от радионуклидов, содержащихся в строительных материалах, эманации радона, медицинского и профессионального облучения, выбросов радиоактивных веществ многочисленных предприятий, работающих с исследовательскими ядерными установками и радиоактивными веществами в открытом виде. Основные факторы радиационной опасности в регионах отражены на рис. 3.2.
Рис 3.2. Факторы радиационной опасности в Московском регионе
(Источник: Проблемы региональной безопасности Российской Федерации: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Рабочие материалы парламентских слушаний от 28 ноября 2011 г. М.: изд-во Госдумы Федерального собрания РФ. 2011. Часть 1)
Радиоэкологическую опасность в условиях Московского региона могут представлять:
1) техногенно-изменённый
естественный радиационный фон,