Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:16, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение с учетом мирового опыта особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе, структур по обеспечению его радиационной безопасности и путей их совершенствования.
Для достижения этой цели в ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- определение сущности эколого-экономических проблем обеспечения радиационной безопасности населения мезорегиона ;
- исследование систем по обеспечению радиационной безопасности населения;
- анализ мировой практики в области радиационной безопасности;
- изучение особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе и структур по обеспечению его радиационной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Исследование сущности экологических проблем
экономического развития 7
1.2. Методические особенности исследования радиационной
безопасности как фактора экологической и национальной
безопасности 19
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 30
2.1. Мировая практика обеспечения радиационной безопасности 30
2.2. Уроки Чернобыля и Фукусимы 40
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОГО РЕГИОНА 48
3.1. Особенности российских региональных структур
обеспечения радиационной безопасности населения 48
3.2. Факторы радиационной опасности и особенности
формирования радиационной обстановки
в Московском мегаполисе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 71
Первая группа источников радиоэкологической опасности является наиболее контролируемой с прогнозируемыми и учитываемыми последствиями.
Для второй группы источников при значительных вариациях значений активности радона и его дочерних продуктов распада в приземном слое атмосферы Москвы данные об облучении населения не проводятся35. Снижение масштабов контрольных мероприятий приводит к увеличению неопределённости в оценке последствий, а отсутствие контроля - к невозможности осуществить какие-либо правдоподобные оценки степени радиационного воздействия на человека (для техногенных источников диапазон эффективной дозы для отдельных лиц из населения не определён). В связи с этим пределы индивидуального пожизненного риска в условиях нормальной эксплуатации для техногенного облучения лиц из персонала, равные 1•10-3, а для населения - 5•10-5, пределы суммарного риска для населения от техногенных источников вследствие аварий, а также от природных и медицинских источников, вносящих основной вклад коллективную дозу облучения населения, не установлены.
Ещё меньше определённости в отношении третьей группы источников. В потенциальном аспекте их можно отнести к основным источникам радиоэкологической опасности, так как, во-первых, они не контролируются в рамках существующей системы радиационного мониторинга, во-вторых, не поддаются контролю действия с ними и протекающими при этом процессы и, в-третьих, имеется неопределённость в величине активности каждого из них.
В радиационно-опасном плане ни одна столица мира не имеет столь большого насыщения факторов радиационного риска для населения города. В г. Москве сосредоточены основные учреждения и предприятия, осуществляющие научные и практические разработки, связанные с использованием радиоактивных материалов. В черте города расположен ряд крупнейших в стране и в Европе организаций. Из 111 ядерных исследовательских установок в России 95 размещены на территории Московского региона, в том числе 45 в Москве. На территории г. Москвы расположены 11 исследовательских реакторов, 1783 предприятий и организаций, использующих в своих технологических процессах радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения, из них 1024 - медицинские учреждения, 301 - промышленное предприятие, 272 - научные и учебные организации, 14 организаций Минобороны России. Выброс радиоактивных веществ в атмосферу осуществляют 68 предприятий и организаций. Из 65 предприятий и производств, отнесенных постановлением Правительства Российской Федерации к особо радиационно-опасным и ядерно-опасным объектам, в г. Москве действуют 20 организаций. Среди них Российский научный центр «Курчатовский институт», Московский инженерно-физический институт, Научно-исследовательский конструкторский институт энерготехники, Институт теоретической экспериментальной физики, Всероссийский научно-исследовательский институт химической технологии, Институт геохимии и аналитической химии им. В.В. Вернадского, завод полиметаллов, машиностроительный завод «Молния» и ряд других36.
Наиболее неблагополучная ситуация сложилась на предприятиях АООТ «РТИ-Каучук», АООТ «Трехгорная мануфактура», НИИ пластмасс, институт биофизики, завод качественных сплавов, НПО «Химавтоматика», ЦИАМ, НИИДАР. Техногенное воздействие города на окружающую природную среду можно отобразить в виде структурной схемы приведенной на рис. 3.2.
Рис 3.2. Перемещение загрязняющих веществ от города в природную среду (Источник: Проблемы региональной безопасности Российской Федерации: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Рабочие материалы парламентских слушаний от 28 ноября 2011 г. М.: изд-во Госдумы Федерального собрания РФ. 2011. Часть 1)
Эта схема отражает модель возможного переноса загрязняющих веществ от города в природную среду.
Значительная часть
выявленной радиационной аварийности
связана с прошлой
Ежегодно на территории г. Москвы выявляются и ликвидируется от 50 до 80 очагов загрязнения. За последние 15 лет обнаружено, дезактивировано и ликвидировано свыше 1000 участков радиоактивного загрязнения нуклидами различной степени радиотоксичности. Имеются многочисленные захоронения РАО, организованные в 60-х годах прошлого века, такие как Кузьминский лесопарк, завод Мосрентген, ст. Планерная и др. Общая площадь загрязненной территории составляет более 50 км2. МосНПО «Радон» вывозит и захоранивает от 2 до 3 тыс. кубометров радиоактивных отходов и до 1 тыс. источников ионизирующего излучения в год. На долю организации, подведомственных Правительству г. Москвы, приходится до 30% объема радиоактивных отходов (с учетом отходов, образующихся в результате дезактивации городских территорий), основная же часть РАО удаляется с федеральных объектов Минатома (42%), Минэкономики (8%), Минздрава (6%) и др.37
Особую проблему для обеспечения радиационной безопасности населения г. Москвы представляет РНЦ «Курчатовский Институт», на территории которого в период с конца 40-х до середины 70-х годов прошлого века было захоронено несколько тыс. тонн РАО, являющихся, в основном, радиационным наследием начального периода реализации программ создания ядерного оружия и разработки атомных энергетических установок различного назначения. Общая активность этих РАО оценивается в несколько сот тыс. Кюри. В результате активного жилищного и промышленного строительства последних лет, территория РНЦ КИ оказалась расположенной в черте города, при этом, ее удаленность от центра Москвы составляет около 10 км и от Строгинской поймы реки Москвы - около 1 км.
Учитывая потенциальную опасность полигона временного хранения РАО для населения и окружающей среды города, Правительством г. Москвы было принято специальное постановление «Об ускорении вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов Российского научного центра «Курчатовский институт» (от 25.08.98 № 641), где определены первоочередные мероприятия по подготовке к выводу из эксплуатации ядерных установок и временных хранилищ радиоактивных отходов РНЦ КИ. Данные первоочередные мероприятия предусматривают работы по ликвидации источников радиационного загрязнения окружающей среды и реабилитации территории РНЦ КИ с расположенными на ней в настоящее время временными хранилищами РАО, представляющих наиболее опасные, с точки зрения охраны окружающей среды и защиты населения, объекты. В первоочередные мероприятия не вошли работы по выводу из эксплуатации ядерных установок, которые в настоящее время соответствуют всем нормам безопасности и должны будут выполнены в дальнейшем. Однако, выполнение даже первоочередных мероприятий сдерживается из-за отсутствия необходимого финансирования предусмотренных работ, включая сооружение дополнительных производственных мощностей специализированных предприятий по обеспечению долговременного хранения и переработки РАО.
Не менее сложная обстановка сложилась и в Московской области, которая также в высокой степени насыщена радиационно-опасными и ядерно-опасными объектами и производствами, среди которых Государственный научный центр Российской Федерации - Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (г. Троицк), Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий (г. Протвино), Государственный научно-исследовательский институт научно-производственного объединения «Луч» (г. Подольск), Акционерное общество «Машиностроительный завод» (г. Электросталь), Научно-исследовательский институт приборов (г.Лыткарино-1), Опытное конструкторское бюро «Гидропресс» (г. Подольск)38.
Кроме того, некоторые из зарегистрированных в г. Москве особо радиационно-опасных и ядерно-опасных предприятий и организаций, (например, МосНПО «Радон», В/О «Изотоп») разместили свои опасные производства в Московской области. Надо учитывать также близость Калининской и Смоленской АЭС. Ситуация усугубляется тем, что зачастую невозможно получить достоверные данные о радиационной обстановке в «закрытых» войсковых частях и организациях, использующих ядерно- и радиационно-опасные материалы. Отсутствие таковой информации создает ситуацию неопределенности и непредсказуемости.
В 2006 г. на учете Госатомнадзора России находилось 429 предприятий Московской области, на которых имелись около 950 радиационно-опасных объектов39. В соответствии с распоряжением Главы Администрации Московской области «О мерах по созданию и внедрению электронного банка данных учета объектов, источников и захоронений радиоактивных материалов, сильнодействующих ядовитых и токсичных веществ в Московской области» (от 25.03.2006 г. № 204-РГ) разработана и ведется соответствующая база данных По данным инвентаризации закрытых радионуклидных ИИИ на предприятиях области выявлено 72,2 тыс. источников с общей активностью более 1 млн. Кюри, из них 80% - с истекшими сроками эксплуатации. В 2011 году на территории Московской области зарегистрировано 104 тыс. источников с общей активностью 1,85 млн. Кюри, из которых 88 тыс. шт. (т.е. 85%) с общей активностью 1,57 млн. Кюри выработали назначенный срок службы и должны быть сданы на долговременное хранение40. Эксплуатация таких источников не допускается техническими условиями, так как может привести и приводит к серьезным авариям из-за недостаточной их надежности.
Значительное количество радиоактивных материалов и радиоактивных отходов сосредоточено на Подольском заводе цветных металлов в результате расплавления радионуклидных ИИИ поступивших с металлоломом (около 20000 м3). Идет постоянная миграция радиоактивных веществ в сопряженные с заводом территории. На полигоне ТБО «Щербинка» образовано хранилище радиоактивных отходов, (более 4000 м3), связанных со сбросом Подольским химико-металлургическим комбинатом радиоактивных отходов от переработки концентратов лопаритовых руд повышенной естественной радиоактивности, и оказывающего непрерывное воздействие на прилегающие территории и населенные пункты. В Центральном физико-технологическом институте Минобороны России (г. Сергиев-Посад) имеются два пункта захоронения РАО с объемом отходов 4300 м3.41
На территории Московской области также систематически выявляются локальные (Калининград, Раменское, Красногорск, Жуковский, Мытищи, Балашиха и др.) и площадные (Балашиха, Ногинск, Мытищи, Подольск и др.) радиационно-загрязненные участки территории. Это в первую очередь связано с деятельностью оборонных, авиационных, приборостроительных предприятий широко использующих СПД (светосостав постоянного действия). На ряде предприятий сложилась крайне опасная в радиационном плане ситуация. Так из «Электрогорского института нефтепереработки» МосНПО «Радон» вынуждено было в срочном порядке удалить 663 мощных радиоактивных источника на основе кобальта 60 (около 200 тыс. Кюри), так как их дальнейшее хранение могло привести к аварии со взрывом и разбросом радиоактивности на значительной площади. Необходимо отметить, что в области удовлетворительно в радиоэкологическом отношении изучено менее 15% территории. По обоснованным оценкам действительно имеющееся количество радиационно-аварийных ситуаций в 5-10 раз превышает число уже найденных.
Масштабы и динамика процесса нормотворчества в области обеспечения радиационной безопасности очевидны, однако анализ показывает, что даже основополагающие требования действующего законодательства в этой области на практике не соблюдаются, принятые целевые программы в предусмотренных объемах не выполняются в результате отсутствия финансирования и действенных организационных форм их реализации.
В этих условиях первостепенное значение приобретает создание эффективного организационно-экономического механизма реализации законодательства в области обеспечения радиационной безопасности населения России и неотвратимости наступления ответственности за его нарушение, без чего невозможно оздоровление радиационной обстановки на региональном и национальном уровне.
Заключение
Глобальные противоречия современной цивилизации между возрастающим потреблением и убывающими ресурсами отчетливо проявляется в нашей стране в сфере обеспечения радиационной безопасности населения на национальном и региональном уровнях.
В 2000-е годы и в начале 2010-х годов наблюдается динамика сокращения объемов работ по обеспечению радиационной безопасности населения при необходимости их динамичного увеличения в соответствии с установленными нормами радиационной безопасности. Так, количество выявленных радиоактивных загрязнений и накапливающихся радиоактивных отходов, подлежащих незамедлительному обезвреживанию, по данным контролирующих и надзорных органов, в центрально-европейской части России за последние 5 лет увеличилось на порядок, при этом финансовое обеспечение работ по дезактивации выявленных загрязненных территорий и объектов, сбору, удалению и обезвреживанию радиоактивных отходов за этот период в данном регионе, напротив, на порядок сократилось. Явно проявляется противоречие между желаемым и фактическим состоянии системы обеспечения радиационной безопасности населения, между теоретическим и фактическим вектором ее развития, между требованиями правовых норм и их практической реализацией
Законодательно закрепленные государственные гарантии радиационной безопасности населения на практике ресурсно не обеспечены, структурно отсутствуют исполнительные органы государственной власти, ответственные за радиационную обстановку и осуществляющие управление деятельностью по обеспечению радиационной безопасности населения на федеральном и региональном уровнях.
На фоне масштабного ядерного наследия и увеличивающихся факторов потенциальной радиационной опасности в результате использования источников ионизирующего излучения в различных сферах деятельности объем финансирования работ по обеспечению радиационной безопасности населения на порядок меньше минимально необходимого уровня, при этом доля этих расходов в составе федерального и региональных бюджетов имеет тенденцию к снижению. Другие реальные источники финансирования радиоэкологической деятельности по охране окружающей среды и обеспечения радиационной безопасности населения до настоящего времени ни в правовом, ни в экономическом пространстве не сформированы и не встроены в механизмы функционирования рыночной экономики.