Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 22:55, дипломная работа
Разные методики анализа уже разработаны многими учеными-экономистами, но каждая из них недостаточно совершенна по своей последовательности. Поэтому цель нашей работы – обобщить уже существующие методики, и на этой основе предложить наиболее целесообразную последовательность анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского баланса.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть роль бухгалтерского баланса в системе отчетности предприятия, а также изучить методику его составления. Кроме того, необходимо ознакомиться с краткой характеристикой производственно-финансовой деятельности анализируемого предприятия – ООО «Бригантина» и, самое главное, на основе предложенной методики анализа баланса нами будет проведен всесторонний анализ финансового состояния предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль бухгалтерского баланса в системе отчетности предприятия……….…...6
1.1 Сущность и значение отчетности предприятия ………………………………..…...6
1.2 Баланс как основная форма отчетности предприятия………………………...…...11
1.3 Бухгалтерский баланс в соответствии с МСФО…………………………..…….....19
Глава 2 Методика составления бухгалтерского баланса в ООО «Бригантина»….….26
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Бригантина» и организации бухгалтерского учета в нем ……………………………………………………..…………..….26
2.2 Предварительная работа, проводимая перед составлением бухгалтерских балансов в ООО «Бригантина»………………………………………………………………..31
2.3 Методика составления актива баланса. Оценка его статей…….…………………38
2.4 Методика составления пассива баланса. Оценка его статей…………….………..47
2.5 Недостатки в составлении бухгалтерского баланса в ООО «Бригантина» и пути их устранения…………………………………………………………………………….55
Глава 3 Использование бухгалтерского баланса в качестве основного источника информации для анализа финансового состояния предприятия (на примере ООО «Бригантина»)…………….……………………………………………………………………58
3.1 Анализ оценки структуры баланса и ее динамики……………….………………..59
3.2 Анализ состава и структуры средств предприятия и их источников……….……66
3.3 Анализ наличия и эффективности использования оборотных средств……….….70
3.4 Анализ состояния расчетов предприятия…………………….…………………….72
3.5 Анализ ликвидности средств и платежеспособности предприятия….…………..75
Заключение……………………………………………………………………………….82 Список используемых источников……………………………………………………..87
Среди основных показателей деятельности организации могут быть приведены характеристика отдельных видов имущества, динамика и причины их изменений, влияние этих изменений на финансовые показатели [26, с.176].
При оценке финансового состояния организации на краткосрочную перспективу приводятся показатели оценки структуры баланса и платежеспособности (текущей платежеспособности, восстановления и утраты платежеспособности, обеспеченности собственности оборотными средствами), а на длительную перспективу – характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и т.п. Целесообразно в пояснительной записке привести показатели деловой активности организации (широта рынков сбыта продукции, репутация организации, показатели эффективности использования ресурсов, степень выполнения плановых заданий и др.), ближайшую и отдаленную перспективу. Кроме того, в пояснительной записке необходимо указывать следующие данные:
Также необходимо указать юридический адрес организации, среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату, состав членов исполнительных и контрольных органов предприятия [44, с.252].
Камышанов П.И. отмечает, что структура пояснительной записки законодательно не предписана, она не имеет строго предусмотренной формы и последовательности отражения информации. Внешняя форма пояснительной записки должна определяться требованиями ясности и наглядности, она должна содержать информацию, позволяющую раскрыть и дополнить информацию баланса и отчета о прибылях и убытках таким образом, чтобы у пользователя бухгалтерской отчетности создалось объективное представление об имущественном и финансовом положении предприятия [28, с.232].
Итак, главным назначением бухгалтерской отчетности является получение информации, дающей достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации для всех участников рынка.
Современный квалифицированный бухгалтер обязан не только составить отчетность в соответствии с действующими нормативными положениями, но и понимать, как то, или иное решение по выбору учетной политики скажется на отражении финансового положения в отчетности и тех выводах, которые могут сделать в результате ее использования внешние пользователи. Не случайно в международной практике столь велика роль профессиональных суждений бухгалтера в части выбора учетного решения. Профессиональный бухгалтер только тогда является таковым по существу, когда он может интерпретировать информацию отчетности.
Все это создает серьезные методические проблемы не только в России, чья информационная база для целей такого анализа только складывается, но и в странах с развитой рыночной инфраструктурой.
Остаются дискуссионными детали раскрытия информации отчетности и нахождения оптимального сочетания информации достаточной и необходимой; формы раскрытия информации – путем расширения данных традиционных форм отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках и др.) или увеличения объема приложений и пояснений к отчету; методы раскрытия информации [28, с.192].
Таким образом, в широком смысле бухгалтерская отчетность должна содержать данные, необходимые для оптимизации рынка капитала; включать достаточное количество информации, по которой можно было бы сделать прогноз будущих денежных потоков предприятия, оценить его доходность, ожидаемые дивиденды и т.д.
1.2 Баланс как основная форма отчетности предприятия
В рыночной экономике обширный круг пользователей постоянно уделяет внимание бухгалтерским балансам, их рассматривают, анализируют, исследуют отдельные его статьи. Стала традиционной фраза «баланс есть зеркало предприятия». Какое же содержание вкладывается в столь распространенное понятие?
Баланс следует рассматривать с экономическо-правовой и учетной точек зрения. Баланс характеризует имущественное состояние собственника. Поэтому не случайно одним из признаков юридического лица в гражданском праве является наличие самостоятельного бухгалтерского баланса. Учетное понятие баланса, по существу дополняет первый подход и идет дальше, отображая состояние хозяйства на каждый определенный момент, всех процессов, отражая движение средств и источников их формирования, а также формирует финансовый результат деятельности [29, с.250].
Бухгалтерский баланс – это способ группировки, обобщения и отражения в денежной оценке хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату [34, с.39]. Баланс (от французского слова «balance» – весы) означает равновесие. Поэтому и две стороны баланса (актив и пассив), как чаша весов, должны быть уравновешены, равны между собой. Хозяйственные средства и источники их образования в бухгалтерском балансе сгруппированы по однородным статьям, которые объединены в экономически однородные разделы.
Но как ни подходить к бухгалтерскому балансу – рассматривать его с позиции интересов отдельных предприятий или многочисленных внешних пользователей бухгалтерской информации (акционеров, инвесторов и др.) – всюду роль его является значительной, не случайно форма баланса во многих странах утверждается соответствующими законодательствами: положениями о бухгалтерской отчетности и инструкциями, указаниями по их заполнению [36, с.55].
В экономике любого государства баланс выполняет важные функции, перечислим лишь основные из них.
Баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. каков размер материально-денежных средств, которым предприятие способно распоряжаться, и кто принимал участие в его создании.
По балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед третьими лицами, количество которых в рыночной экономике увеличивается (акционеры, инвесторы, кредиторы и др.), или ему угрожают финансовые затруднения. Конечный финансовый результат работы предприятия – важный аспект для оценки способностей руководителей сохранить и преумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы – также находит свое отражение в балансе в виде чистой прибыли или убытка (пассив баланса).
На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, которое становится неотъемлемой частью контроля за движением денежных потоков в соответствии с полученной прибылью.
Бухгалтерские балансы могут отличаться друг от друга существенными особенностями, требующими специального законодательства. Классификация балансов наиболее наглядно представлена Маренковым Н.Л. [35, с.336]. Первым классификационным признаком он выделяет время составления баланса. По этому признаку, прежде всего, выделяют организационный (вступительный) баланс, приуроченный к началу деятельности предприятия. Этот вид баланса, открывающий собой начало ведения бухгалтерского учета на данном предприятии, имеет характерные черты, которые не получили отражения, как в нормативных актах, так и вообще в учетной литературе последних лет. Следующая важная черта вступительного баланса – оценка имущественных статей, которая на практике производится на иных основаниях, чем в обычных отчетных балансах. Первоначальные средства складываются не только из наличных денег, но и других ценностей: товаров, оборудования и т.д., либо балансов предприятий реорганизованных из ранее существовавших. Составление вступительного баланса не может быть приурочено к определенному сроку (к первому числу месяца), как это делается с обычным балансом. Баланс, которым предприятие начинает свое функционирование, составляется на то число, с какого предприятие признается действующим. Как правило, этим числом является дата регистрации устава данного предприятия или начало ближайшего месяца.
Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный – на конец отчетного года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как пред составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны [42, с 192].
Также особое внимание следует обратить на балансы санируемые и ликвидационные. Санируемые балансы составляются в тех в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием возникает дилемма: ликвидироваться путем объявления о банкротстве либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторы, даже если склоняются к соглашению, хотят предварительно узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Периодический отчетный баланс точного ответа на этот вопрос дать не может. Требуется составление инвентарного баланса еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние предприятия. Санируемый баланс может резко отличаться от обычного, поскольку отдельные статьи, которые в обычном балансе рассматриваются, как реальные, в санированном могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что цифры их не отвечают действительности. Ликвидационные балансы отличаются от обычных, главным образом, оценкой своих статей, (оценка производится по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость). Некоторые статьи, обычные для отчетного баланса, могут отсутствовать («Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов»), с другой стороны, появляются такие статьи, которых раньше не было (стоимость фирмы, патента, деловая репутация организации и др.).
Построение баланса, как известно, начинается с создания его остова (балансовой таблицы), с выделением главнейших его черт. В нашей учётной литературе в последние годы сложилось несколько «упрощённое» понимание основных частей баланса: актива и пассива. Под первыми понимали «средства и их размещение», под вторыми «источники и назначение средств». Активы включают: здания, сооружения и оборудование, финансовый лизинг, инвестиции в дочерние и другие предприятия, долгосрочную дебиторскую задолженность, приобретённые НМА (патенты, товарные знаки, ноу-хау и др.), ликвидные ценные бумаги, текущую дебиторскую задолженность, товарно-материальные запасы, наличные средства и средства на банковских счетах, авансированные расходы. Значит, в активе отражаются хозяйственные средства по их видам, составу и размещению, а в пассиве – источники их образование и их целевое назначение. Кроме того, пассив предприятия определяется не только как источник образования средств, а в большей мере как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные предприятием ресурсы (активы). Считается, что определение пассивов охватывает как обязательства, денежная сумма которых может быть точно установлена, так и обязательства, по которым это сделать невозможно. К ним, в частности, относятся резервы предполагаемых ассигнований. Обязательства, прежде всего, различаются по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие – перед третьими лицами (кредиторами и др.). Такое деление обязательств в балансе имеет большое значение при определении срочности погашения обязательств предприятия [23, с.240].
Консолидация нашего бухгалтерского учёта с международными стандартами ставит на повестку дня проблему правильного построения формы балансового отчёта. На практике решение её сводилось, как правило, к введению или исключению той или иной статьи. В то же время, правильно построить бухгалтерский баланс – значит:
Итак, в балансе содержится самая значимая информация, которую можно и нужно использовать для управления собственностью, активами, финансовыми потоками, результативностью и рентабельностью.
Однако бухгалтерский баланс в том виде, в каком он существует сейчас, не отвечает требованиям полной достоверности. Информация баланса в любой момент является устаревшей и (или) не отражает экономическую ситуацию. В связи с этим в мировой практике в целях обеспечения достоверности финансовой отчётности используется механизм, называемый нулевыми балансами. При этом если ликвидационные балансы составляются на юридической основе при прекращении деятельности экономической единицы и носят имущественный характер, то нулевые балансы составляются по принципу продолжения деятельности предприятия [37, с.214].
Опыт России, когда в результате переоценок, произведенных с использованием далеких от реальности коэффициентов, стоимость основных фондов достигла порядка двух десятков триллионов неденоминированных рублей и весьма далека от реальности, также доказывает необходимость использования рыночной оценки активов предприятия. Еще в 1998 году экономический кризис в России был вызван в определенной степени ошибочной оценочной политикой, проводимой в стране, что, в свою очередь, явилось одной из причин неплатежей в народном хозяйстве и задолженности в бюджет около двух тысяч миллиардов рублей.
Профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и финансы» ДГАС Бреславцева Н.А. считает, что необходимость использования нулевых балансов становится все более актуальной в связи с тем, что в мировой экономике изменяется понятие рентабельности предприятия. На смену многочисленным показателям приходит новый показатель, получивший одобрение на 15-ом Всемирном конгрессе по проблемам бухгалтерского учета, - показатель глобальной финансовой результативности [19, с.464].