Кассовые документы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятия имеют кассы. В кассу деньги поступают на выдачу заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, пенсий и т.д. Учет кассовых операций осуществляется в соответствии с Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 26 марта 2003 г. С изменениями и дополнениями

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать1.docx

— 145.91 Кб (Скачать файл)

В учетных регистрах организации  способы оценки и отражения материальных ресурсов могут быть следующими:

  • по фактической себестоимости — когда все расходы по приобретению учитывают непосредственно на счетах по учету материалов;
  • по учетной цене — когда все расходы на заготовление и приобретение материалов учитывают на одном счете, а отклонения фактической себестоимости приобретения от учетной цены — на другом;
  • по покупным ценам — с оценкой прихода и остатка материалов по средневзвешенным ценам и отдельным учетом транспортно-заготовительных расходов.

При варианте учета материальных ресурсов по фактической себестоимости  их расход и остаток исчисляются  по средневзвешенным ценам, фактически сложившимся в соответствующем отчетном периоде в разрезе учетных групп материалов, включающим в себя стоимость приобретения и транспортно-заготовительные расходы. Это обусловлено тем, что транспортно-заготовительные расходы — величина непостоянная. Они могут меняться в зависимости от местонахождения поставщика, вида используемого транспорта, способа погрузки (разгрузки), торговых наценок и т.д. Отпускные цены на материальные ресурсы также постоянно меняются. Все это вызывает необходимость определения средневзвешенной цены.

Основанием для  расчета средневзвешенной цены являются приходные документы. Цена может  определяться как в конце месяца, так и после каждого поступления.

Второй вариант  учета материальных ресурсов — по учетным ценам, которыми могут быть:

• договорные цены с выделением отклонений от учетных цен;

• прогнозно-расчетные цены, рассчитанные как средняя величина фактической себестоимости заготавливаемых материалов за определенный период либо как прогнозная заготовительная себестоимость, устанавливаемая на основе договорных цен с добавлением прогнозируемой величины транспортно-заготовительных расходов.

Отклонения фактической  себестоимости от учетных цен в бухгалтерии предприятия учитывают на отдельном счете. По мере расходования материалов отклонение от учетных цен списывается пропорционально стоимости материалов (по учетным ценам), израсходованных на производство, реализацию, отпущенных на другие нужды, а также находящихся в остатке на конец отчетного периода.

В Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), отмечено, что включение в состав себестоимости материальных ресурсов может производиться по ценам последнего приобретения (ЛИФО).

Метод ЛИФО (оценка запасов по текущим ценам) заключается в следующем: если организация приобретала несколько партий материалов в условиях изменения цен, то для формирования цены на выпускаемую продукцию в ее себестоимость необходимо включать материалы по последней цене приобретения. Применение данного метода предпочтительнее в ситуации, когда цены к концу отчетного периода возрастают.

В учетной практике используется также метод оценки запасов по ценам первого приобретения (ФИФО).

Метод ФИФО заключается в следующем: если организация приобретала несколько партий материалов в условиях изменения цен, то для формирования цены на выпускаемую продукцию в ее себестоимость необходимо включать материалы по первой цене приобретения. Применение данного метода предпочтительнее в ситуации, когда цены к концу отчетного периода падают.

В странах с  развитой рыночной экономикой наряду с перечисленными выше методами используется еще метод НИФО, при котором в себестоимость относится стоимость не последней покупки, а следующей за датой последнего приобретения, другими словами, рыночная стоимость материалов на дату отпуска их в производство.

В связи с инфляцией  сельскохозяйственные организации  могут переоценивать материальные ресурсы в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. При этом увеличение их стоимости в результате переоценки зачисляют на пополнение источников собственных средств организации. Если переоценка (дооценка, уценка) проводится по инициативе самой организации, то ее результаты относятся на внереализационные доходы с соответствующим налогообложением.

Задачами учета  материально-производственных запасов  являются:

1. своевременное  и правильное документальное  оформление поступления и расходования  материальных ценностей;

2. контроль за  соблюдением договорных обязательств;

3. полное и  своевременное исчисление фактической  себестоимости заготавливаемых  материалов;

4. обеспечение  контроля за сохранностью материальных  ценностей по местам хранения  и материально-ответственным лицам.

 

    Вопрос 27       Вопрос 28

Первичный учет поступления продукции  растениеводства.   

Первичный учет расходования продукции  растениеводства

Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете  и отчетности» факт совершения хозяйственной  операции подтверждается первичным  учетным документом, имеющим юридическую  силу и составленным ответственным  исполнителем совместно с другими  участниками операции. Следовательно, любая операция по учету готовой  продукции должна быть оформлена  соответствующим первичным документом.

Оприходование от урожая готовой  продукции растениеводства оформляют реестром отправки сельскохозяйственной продукции с поля.

Перед началом уборки бланки реестров пронумеровывают и регистрируют в специальном журнале. Их выдачу комбайнерам и водителям, участвующим  в уборке, производят под расписку, указывая, с какого и по какой  номер получил каждый из них.  Водитель, загрузив транспортное средство продукцией растениеводства, в своем экземпляре заполняет следующие реквизиты: дату составления реестра, вид продукции, номер производственного подразделения, в котором производится уборка урожая, марку и номер комбайна, фамилию, имя, отчество комбайнера, примерную массу продукции. Комбайнер, заполняя свой экземпляр реестра, указывает дату составления, вид продукции, номер подразделения, в котором производится уборка урожая, номер и марку автомобиля, отвозившего готовую продукцию, и ее примерную массу. Комбайнер расписывается в экземпляре реестра водителя, а водитель – в экземпляре комбайнера.

Водитель отвозит готовую  продукцию растениеводства на склад, где кладовщик ее взвешивает и  проставляет фактическую массу  в экземпляре реестра водителя. Эту  же цифру он (либо другое материально  ответственное лицо, принявшее продукцию  на хранение) записывает в накопительную ведомость поступления от урожая сельскохозяйственной продукции. За фактически доставленную массу в реестре водителя расписывается кладовщик, а в накопительной ведомости – водитель.

Записи в реестрах производятся в течение того дня, которым он выписан. В конце каждого дня  подсчитываются итоги. Экземпляр реестра  комбайнера передается в бухгалтерию  организации, а экземпляр водителя прикладывается к путевому листу  и сдается диспетчеру или заведующему  гаражом. Документ является основанием для начисления оплаты труда. Неиспользованные комбайнерами и водителями бланки реестров в обязательном порядке сдаются  в бухгалтерию организации, их номера указываются в журнале.

Кладовщик (заведующий током) ведет учет поступившей сельскохозяйственной продукции в накопительной ведомости. Основанием для ее составления являются поступившие на склад за день реестры  отправки сельскохозяйственной продукции  с поля. В накопительную ведомость  записывают вид и сорт продукции, фамилии, имена, отчества комбайнера и  водителя, отвозившего продукцию, а  также ее массу.

В накопительной ведомости  ведут также учет поступающих  от урожая овощей закрытого грунта. В данном случае реестры не используются. В первой графе ведомости записывают фамилию, имя, отчество сборщика, а в  других свободных графах – отвесы сдаваемой продукции. В конце  дня по каждому сборщику подсчитывают массу сданной за день продукции, и сборщик подтверждает сумму  своей росписью.

Накопительная ведомость  поступления от урожая сельскохозяйственной продукции составляется в 2 экземплярах: первый на следующий день передается в бухгалтерию организации, а  второй остается у кладовщика, который  на основании данного документа  производит записи в книге складского учета. В конце месяца накопительные  ведомости вместе с отчетом о  движении продуктов и материалов и всеми приходно-расходными документами  сдаются в бухгалтерию организации. Отчет является основанием для оприходования  и списания в расход готовой продукции  растениеводства. Убранное с полей зерно требует доведения своих качественных характеристик до базисных кондиций. Зерно, поступившее от урожая, подвергают сушке, сортировке и другой доработке. Каждую партию продукции, отпущенную для сушки и сортировки, взвешивают. После окончания сортировки и сушки определяют количество полноценной сельскохозяйственной продукции, а также размер усушки, используемых и неиспользуемых отходов.

Качество продукции, полученной после сортировки и сушки, определяют с помощью лабораторного анализа. Он показывает натуру и влажность  зерна до и после подработки, а  также процент содержания полноценного зерна и зерновых отходов. Результаты процесса доработки и сортировки фиксируют в акте на сортировку и сушку продукции растениеводства. Акт составляется в 1 экземпляре на каждую партию отсортированной продукции и не позже следующего дня передается в бухгалтерию организации. Его подписывают кладовщик (заведующий током), главный агроном организации, а также лица, принимавшие участие в сортировке и сушке готовой продукции.

В сельскохозяйственных организациях часть готовой продукции может  закладываться на хранение в бурты (картофель, свекла, капуста и другие виды). Ее Оприходование производится путем замера буртов. В учете отражают валовый сбор продукции за вычетом  сортовых примесей, земли, ботвы и  других отходов. Процент последних  определяется выборочным взвешиванием нескольких партий до очистки и после. Эту хозяйственную операцию комиссия оформляет специальным актом.

Расход готовой продукции  оформляется различными первичными документами в зависимости от направления ее использования.

Специализированные товарно-транспортные накладные ф. ТТН-1 (растениеводство) выписываются при отправке из хозяйства  продукции растениеводства заготовительным  или перерабатывающим организациям и состоят из трех разделов:

  1. заголовочной части, включающей справочные данные о грузоотправителе и грузополучателе (коды УНН, ОКПО, номер лицензии, адрес, расчетный счет, наименование банка), автотранспортные реквизиты, указание пунктов погрузки и разгрузки, размер ставки НДС;
  2. товарного раздела, который содержит сведения о грузе и служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя;
  3. транспортного раздела, включающего данные для учета автотранспортных и погрузо-разгрузочных работ. Он определяет взаимоотношения грузоотправителя (заказчика автотранспорта) с автотранспортным предприятием, выполняющим перевозку груза.

Реализация сельскохозяйственными  предприятиями продукции растениеводства  прочим покупателям по договорным ценам  оформляется типовыми товарно-транспортными  накладными. Все необходимые реквизиты  заполняют в бухгалтерии сельскохозяйственной организации. Если доставка готовой продукции покупателю производится наемным транспортом, то товарно-транспортные накладные выписывают в 5 экземплярах: первый экземпляр с отметками о приеме покупателями продукции остается у грузоотправителя (т.е. у сельхозпредприятия), второй передается грузополучателю, третий и четвертый – перевозчику, а пятый экземпляр служит основанием для пропуска транспортного средства на территорию покупателя.

Если доставка готовой  продукции осуществляется собственным  транспортом грузополучателя, то товарно-транспортные накладные можно заполнять в 4 экземплярах.

На основании товарно-транспортных накладных перерабатывающие и заготовительные  предприятия выписывают на закупленную  у сельскохозяйственных предприятий  продукцию приемные квитанции (ф. №ПК-5 (картофель), ПК-6 (овощи), ПК-8 (свекла), ПК-9 (зерно), ПК-10 (зерно), ПК-11 (плоды и ягоды), ПК-16 (лен), ПК-19 (семена овощей)). В данных документах указываются цена за единицу продукции, сумма с учетом качественных показателей (надбавки, доплаты за качество, скидки), ставка НДС процентах, сумма НДС и общая сумма с учетом НДС. Данные по НДС в приемных квитанциях являются основанием для отражения в учете плательщиков сумм налога на добавленную стоимость, причитающегося к уплате перерабатывающими и заготовительными предприятиями по приобретенному сырью. Если хозяйство перешло на уплату единого налога, то, при отправке продукции заготовительным или перерабатывающим предприятиям, в товарно-транспортных накладных делается отметка «без НДС». Перерабатывающие и заготовительные организации также делают такую отметку в выписываемых приемных квитанциях.

Отпуск готовой продукции  на внутрихозяйственные нужды оформляют требованием-накладной либо ведомостью на получение горючего, смазочных материалов и продуктов со склада.

При разовом отпуске  продукции выписывают требование-накладную  в 2 экземплярах, один из которых передают в бухгалтерию, чтобы на его основании  отражать перемещение сельскохозяйственной продукции из одного места хранения в другое.

При систематическом отпуске  продукции со склада применяют ведомость, которую выписывают на месяц в 2 экземплярах: один находится у кладовщика, второй – у лица, получающего ценности. Записи в ведомость производят при  каждом отпуске продукции. В экземпляре кладовщика расписывается лицо, получающее ценности, а в экземпляре получателя – кладовщик.

Отпуск продукции со склада за наличный расчет работникам организации и другим лицам оформляется  требованием-накладной, приходным кассовым ордером (ф. №КО-1) или накладной – приходным ордером. Выписывают накладную – приходный ордер в 3 экземплярах: первый передается покупателю и является сопроводительным документом груза, второй остается на складе, третий отправляется в кассу в качестве приходного ордера. Данный документ является бланком строгой отчетности.

Отпуск готовой продукции  на общественное питание в столовые, детские дошкольные учреждения и  буфеты, принадлежащие хозяйству, оформляют  требованием-накладной или ведомостью.

Информация о работе Кассовые документы