Отчет о производственно аналитической практике в ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:16, отчет по практике

Краткое описание

Банк является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе обжаловать в судебном порядке действия (бездействия) Национального банка Республики Беларусь и иных государственных органов.
Банк в соответствии с законодательством является инвестиционным банком, к основным задачам которого относятся:
• осуществление банковских операций, направленных на предоставление денежных средств для финансирования инвестиционной деятельности, в размере не менее чем двадцать пять процентов от общего объема активных банковских операций;

Содержание

1. ОРАГНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИРЕКЦИИ ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК» ПО ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.........3
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ..........................................................................................9
2. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций банка...................................9
3. Бухгалтерский учет вкладных операций банка.................................................26
4. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами выпущенными банком..34
5. Бухгалтерский учет финансового результата деятельности банка...................42
6. Финансовая отчетность банка..............................................................................57
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКЕ............................

Вложенные файлы: 1 файл

печать отчет.docx

— 277.63 Кб (Скачать файл)

С целью обеспечения профессионального  выполнения службой внутреннего аудита своих обязанностей введен обязательный порядок тестирования ее руководителей с периодичностью один раз в три года. В обязательном порядке тестирование проходят кандидаты на должность руководителей служб внутреннего аудита головных банков.

Тестирование проводит Департамент  пруденциального надзора Национального банка по компьютерной программе, специально сформированной комиссией из работников банка. Решения по результатам тестирования в 10-дневный срок доводится совету банка, кандидат которого проходил оценку профессиональной пригодности.

Руководитель службы внутреннего  аудита не вправе приступать к выполнению своих служебных обязанностей без аттестационного документа Национального банка. В случае увольнения аттестованного руководителя службы новый руководитель должен пройти тестирование в течение 30 дней.

Внутренний контроль осуществляется органами управления банком, его комитетами, подразделениями, функциональными  службами и работниками всех уровней, включая Департамент внутреннего  аудита и должностных лиц, ответственных  за осуществление внутреннего контроля, практику и процедуры, обеспечивающие недопущение вовлечение банка в  финансовые операции, имеющие незаконный характер.

В системе ОАО «Белинвестбанк»  внутренний контроль осуществляется органами управления банком, его комитетами, подразделениями, функциональными службами и работниками всех уровней, включая Департамент внутреннего аудита и должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля, практику и процедуры, обеспечивающие недопущение вовлечение банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер. Распределение полномочий при осуществлении внутреннего контроля между органами управления Банком, комитетами, подразделениями и функциональными службами Банка, подотчетность подразделений и функциональными служб, работников Банка, а также ответственность работников Банка регламентируется Уставом Банка, локальными нормативными правовыми актами Банка и (или) должностными инструкциями работников Банка.

Система внутреннего контроля является неотъемлемой частью деятельности Банка и должна соответствовать характеру и масштабам осуществляемых банковских операций.

Целью системы внутреннего  контроля в банке являются:

— эффективность и результативность финансовой и хозяйственной деятельности банка при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления банковскими рисками, активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов;

— достоверность, полнота, объективность  и своевременность составления  и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационная безопасность;

— соблюдение банком и его  работниками требований законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных правовых актов банка;

— исключение вовлечения банка  в финансовые операции, имеющие незаконный характер, в том числе предупреждение и пресечение деяний, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, а также своевременное представление в соответствии с законодательством Республики Беларусь сведений в государственные органы.

Для достижения указанных  выше целей система внутреннего  контроля обеспечивает решение следующих  основных задач:

— соблюдение на всех уровнях  установленных лимитов и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы Банка, его акционеров и клиентов;

— эффективное использование  средств контроля, позволяющих выявлять, оценивать банковские риски и управлять ими;

— принятие своевременных  и эффективных решений, направленных на повышение устойчивости и надежности функционирования Банка;

— проведение банковских операций   и иных сделок в строгом соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь, локальными нормативными правовыми  актами Банка;

— своевременное   и  достоверное отражение, операций банка  в бухгалтерском учете;

— сохранность активов  Банка;

— безопасность информационных систем Банка;

Важным элементом эффективного функционирования системы внутреннего контроля в банке является наличие в Центральном аппарате Департамента внутреннего аудита, создаваемого в целях обеспечения соблюдения законности и эффективности деятельности Банка, минимизации банковских рисков. Основной задачей Департамента внутреннего аудита является осуществление мониторинга, проверки и оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля Банка. При этом указанная служба не должна дублировать выполнение контрольных функций другими функциональными службами и подразделениями Банка.

Эффективное взаимодействие Центрального аппарата Банка, его подразделений и функциональных служб по вопросам организации деятельности Банка, предупреждения недостатков и нарушений законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов Банка при осуществлении банковской деятельности.

Внутренний контроль осуществляется по линии административного и  финансового контроля.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения банковских операций только уполномоченными лицами и в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Финансовый контроль состоит  в обеспечении достоверности, правильности отражения операций в учете в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Административный и финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

— Предварительный контроль осуществляется до фактического совершения банковских операций и других сделок и используется в трех ключевых областях: кадровой, финансовой и материальной.

—  Текущий контроль осуществляется в течение операционного дня  банка в процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей. Текущий контроль проводится для  предупреждения фактов отклонений от требований законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных  правовых актов банка, своевременного и достоверного отражения банковских операций в бухгалтерском учете, обеспечения целевого использования средств и сохранности имущества банка.

—  Последующий контроль в банке осуществляется после  завершения банковских операций  и  сделок.  В  процессе последующего  контроля  проверяются обоснованность и правильность совершения операций, соответствие документов установленным формам и требованиям по их оформлению, соответствие выполняемых работниками обязанностей их должностным инструкциям.

Различают следующие способы  контроля:

—  Проверка, осуществляемая уполномоченным органом путем запроса  отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений, разъяснений руководителей соответствующих подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;

—  Материальный (физический) контроль, осуществляемый путем проверок ограничений  доступа  к  материальным  ценностям,   пересчета  материальных ценностей, разделение ответственности  за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещения для хранения материальных ценностей;

—  Проверка соблюдения   установленных лимитов на осуществление  банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;

—  Контроль за соблюдением  процедуры принятия решений о  проведении банковских операций и других сделок и распределения полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

—  Проверка соблюдения порядка  совершения банковских операций и других сделок,   выверка   счетов,   информирование   соответствующих   руководителей банка о выявленных нарушениях, ошибках и недостатках.

Приемы контроля принято  разделять на приемы документального  и фактического контроля.

Основными приемами документального  контроля являются следующие:

—  Формальная - проверка соблюдения действующих форм документов, полноты, правильности заполнения реквизитов документов;

—  Нормативно-правовая - устанавливается соответствие совершенных  операций действующим правилам, требованиям нормативно-правовых актов;

— Арифметическая — проверка правильности арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа;

—  Экономическая - выясняет экономическую целесообразность и  обоснованность совершения операции;

— Логическая - сопоставление  операций с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями;

—  Контрольное сличение - остаток на начало периода вместе с документированным приходом должен быть равен документированному расходу, вместе с остатком на конец проверяемого периода:

—  Встречная  - изучение достоверности операций, путем сопоставления  документов и записей в учетных регистрах, относящиеся к одним и тем же взаимосвязанным операциям;

—  Экспертная - направлена на выявление подделок в документах;

—  Оценка документов по данным корреспонденции счетов;

— Сравнение - фактические данные, отраженные в отчетности сопоставляются с базисными периодами, плановыми, нормативными и другими показателями.

Планирование аудита в  ОАО «Белинвестбанк» осуществляется в соответствии со Стандартами от 29.12.2009 №01-05/223 внутреннего аудита, которые регламентируют деятельность службы внутреннего аудита и соответствуют Правилам аудиторской деятельности, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь, Типовому положению об организации службы внутреннего аудита в банке в редакции письма Национального банка Республики Беларусь от 05.10.2009 г. №23-09/440, Рекомендациям по организации системы внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в редакции письма Национального банка Республики Беларусь от 07.06.2004 № 23-14/64, Положению об организации системы внутреннего контроля в ОАО «Белинвестбанк» от 10.12.2004 № 01-05/140, Положению о Департаменте внутреннего аудита и другим нормативным правовым актам Республики Беларусь, регулирующим аудиторскую деятельность.

Планирование аудита осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

—  комплексности - обеспечения  взаимоувязанности и согласованности  всех этапов планирования;

—  непрерывности - увязки этапов планирования по срокам и объектам аудита, обеспечения своевременной  корректировки планов в связи  с возникающими изменениями в  деятельности Банка;

—  оптимальности - выбора оптимального варианта плана аудиторских  проверок;

—  риск-ориентированности  -  приоритетности  включения  в  план  объектов аудита, исходя из присущих им рисков банковской деятельности, в целях минимизации данных рисков;

—  периодичности - необходимости  осуществления  комплексных проверок филиалов и отделений банка не реже, чем один раз в три года.

Периодичность проведения тематических проверок филиалов и отделений, структурных подразделений Центрального аппарата Банка и отдельных направлений банковской деятельности устанавливается, исходя из оценки рисков, присущих объектам аудита, и оценки состояния их систем внутреннего контроля на основании результатов предыдущих проверок. Задачей планирования аудита является концентрация ресурсов службы внутреннего аудита на тех направлениях деятельности Банка, которые связаны с наибольшими рисками.

Годовой план аудита составляется ч о начала планируемого года и  утверждается Генеральным директором Банка на основании оценки риска.

Организация и проведение аудиторской проверки регламентируется Стандартом внутреннего аудита № 3 «Проведение аудита» от 03.04.2006 №01-05/47, который разработан с целью установления единых требований к порядку подготовки и проведения внутреннего аудита в ОАО «Белинвестбанк».

Проверки банков, как правило, планируются. Планы их составляются на год - до начала нового календарного года.

Проверка деятельности банка  назначается заместителем председателя Правления Национального банка  путем издания соответствующего распоряжения, в котором указывают:

-    вид проверки;

-    полное фирменное наименование банка и его регистрационный номер;

-    состав рабочей группы, назначаемой для проверки банка, и ее руководитель;

-    период, за который следует проверять деятельность банка;

-    срок проверки;

-    куда и кому следует прислать материалы по результатам проверки.

Приказ (распоряжение) регистрируется в общем порядке, установленном  для распорядительных документов. Оно  носит конфиденциальный характер и  до начало проверки разглашению не подлежит.

Информация о работе Отчет о производственно аналитической практике в ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»