Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:47, дипломная работа
В условиях глобализации финансовых рынков, создания транснациональных корпораций актуальными становятся проблемы гармонизации национальных систем бухгалтерского учета, особенно бухгалтерской отчетности, с системами бухгалтерского учета других стран. Эти причины послужили предпосылкой разработки международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель МСФО – унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержать общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.
Глава 1. Теоретические основы гармонизации Международные стандарты финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
1.1 История развития Международных стандартов финансовой отчетности.
1.2 Теоретические основы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в Кыргызской Республики.
1.3 Организационные аспекты внедрения Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.2 Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в условиях перехода на рыночное отношение.
Нормативно - правовая база и законодательные акты принятые в области МСФО.
Структура и методологическая основы Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.3 Проблемы реализаций Международных стандартов финансовой отчетности на практике.
3.1 Общие проблемы внедрения МСФО на практике.
Реформирование и совершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
Заключение.
В Комитет по интерпретациям входят 12 членов, назначаемых Попечителями. Роль Комитета заключается в разработке интерпретаций МСФО, выпускаемых СМСФО, в контексте Принципов составления и представления финансовой отчетности, для того чтобы обеспечить своевременное руководство при формировании финансовой отчетности по вопросам, которые непосредственно не рассматриваются в стандартах. А затем последовали организационные преобразования. В апреле 2001 года КМСФО был реорганизован в Совет по МСФО (СМСФО) и существенно активизировал свою работу. С этого момента МСФО стали буквально завоевывать мир. Более 50 крупнейших стран приняли специальные планы перехода на МСФО или сближения национальных стандартов с МСФО. Россия также не стала здесь исключением. ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах, использовать с 2005 года МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности. Совет по стандартам финансовой отчетности США подписал соглашение с КМСФО об устранении различий между американской и международной системами отчетности. Таким образом, МСФО сегодня - это объективная реальность, это очередной, значимый шаг в развитии практики бухгалтерского учета во всем мире.
1.2 Теоретические основы международных стандартов финансовой отчетности.
Понятие международных
стандартов финансовой
В условиях глобализации финансовых рынков, создания транснациональных корпораций актуальными становятся проблемы гармонизации национальных систем бухгалтерского учета, особенно бухгалтерской отчетности, с системами бухгалтерского учета других стран. Эти причины послужили предпосылкой разработки международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Понятие "Международные стандарты финансовой отчетности" включает в себя следующие документы: 1) предисловие к положениям МСФО; 2) принципы подготовки и представления финансовой отчетности; 3) стандарты; 4) разъяснения. В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок деятельности Комитета по МСФО, а также разъясняется порядок применения международных стандартов. Цель МСФО – унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержать общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности определяют основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, определения, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и поддержание капитала. Принципы не являются стандартом и не заменяют его. Данный документ предназначен для содействия: Комитету по МСФО - в разработке новых и пересмотре действующих стандартов национальным органам стандартизации; - в работе над национальными стандартами; составителям финансовой отчетности; - в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты; аудиторам - в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО. МСФО представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Ни Комитет по МСФО, ни профессиональные бухгалтерские организации не имеют полномочий повсеместного соблюдения МСФО. Эти стандарты применяются в силу признания различными регулирующими организациями по всему миру важности гармонизации правил составления финансовой отчетности, поддержки ими деятельности Комитета по МСФО, а также профессиональной убежденности бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров. Стандарты предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании. Разъяснения МСФО подготавливаются постоянным комитетом по разъяснениям и принимаются Правлением Комитета по МСФО. В них толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначные или неясные решения. Они обеспечивают единообразное применение стандартов и повышение сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практическую направленность, представляют большой интерес для пользователей стандартов. МСФО разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО, который был создан в 1973 г. Комитет был первоначально основан в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями из 10 стран. С 1983 г. все профессиональные бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров стали членами КМСФО.
Принципы международных
стандартов финансовой
Международные стандарты носят рекомендательный характер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО - это, по сути, обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и континентальной), то очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучета. Принципиальная основа перехода на международные стандарты - признание общих принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться. В соответствии с принципами цель финансовой отчетности - предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. К пользователям финансовой отчетности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность. Помимо целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчетности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчетности. Общие принципы международных стандартов можно разделить на 2 группы: 1) Основополагающие допущения: а) Метод начисления - согласно этому методу, хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Операции будут учитываться в том отчетном периоде, в котором они возникли. С тем, чтобы выполнить поставленные задачи, финансовая отчетность составляется по методу начисления и информирует не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и обязательствах заплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющие денежные средства, которые будут получены в будущем. Таким образом, они обеспечивают информацию о прошлых операциях и прочих событиях, которые чрезвычайно важно для пользователей при принятии экономических решений. Принцип дает возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода; б) Непрерывность деятельности – согласно этому методу финансовая отчетность предприятие должно составляется, что она продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет, намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта: Если руководство, в ходе оценки, располагает информацией о существенной неопределенности в отношении событий или условий, которая может вызвать серьезные сомнения в способности предприятия непрерывно осуществлять свою деятельность в дальнейшем, то такая неопределенность должна быть раскрыта в отчетности. Если финансовая отчетность составляется не на основе допущения о непрерывности деятельности, то этот факт должен быть раскрыт в отчетности вместе с основой, использованной при подготовке финансовой отчетности, а также причиной, по которой предприятие считается неспособным непрерывно продолжать свою деятельность. При оценке того, является ли допущение о непрерывности деятельности правильным, руководство учитывает всю имеющуюся информацию о будущем, которая охватывает не менее двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, но не ограничивается этим сроком. Глубина анализа зависит от конкретных фактов в каждом отдельном случае. Если предприятие в течение многих лет осуществляет прибыльную деятельность и имеет свободный доступ к финансовым ресурсам, вывод о том, что допущение о непрерывности деятельности является правильным, может быть сделан без проведения детального анализа. При других обстоятельствах руководству, возможно, потребуется проанализировать широкий спектр факторов, относящихся к текущей и будущей прибыльности, графикам погашения задолженности и потенциальным источникам рефинансирования, прежде чем оно сможет убедиться в приемлемости допущения о непрерывности деятельности.
2) Качественные характеристики
финансовой отчетности.
Исследовав теоретическую основу МСФО, можно сделать следующие выводы: · Международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности (особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах), но и снизить затраты по привлечению капитала.
· Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений.
· Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.
1.3 Организационные аспекты внедрения МСФО.
Организация внедрения МСФО.
Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в национальную учетную систему Кыргызской Республики - процесс сложный и длительный, что обусловлено, в частности, следующими объективными факторами:
Для разрешения вышеуказанных трудностей государственным уполномоченным органом — Госфиннадзором проводилась и проводится большая работа в трех стратегических направлениях: разработка и совершенствование нормативной правовой базы; формирование и совершенствование методологических основ учета и составления отчетности в соответствии с МСФО; подготовка и переподготовка профессиональных бухгалтеров. Более того, сегодня можно утверждать, что государство практически создало соответствующую инфраструктуру применения МСФО, и в настоящее время регулирующий орган работает над дальнейшей разработкой механизмов эффективного обеспечения соблюдения стандартов. Последние подразумевают контроль со стороны государства за исполнением законодательства республики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и применение административных мер за его несоблюдение, например, таких как штрафные санкции.
Одной из форм реализации контрольных функций государства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности является мониторинг и оценка внедрения МСФО в республике. Причем, на настоящем этапе, цепь мониторинга внедрения МСФО состоит не столько в том, чтобы контролировать соблюдение стандартов, а в том, чтобы выявлять и анализировать текущую ситуацию и определять дальнейшие мероприятия по созданию необходимых условий, обеспечивающих такое соблюдение.
Итак, одной из актуальных составляющих деятельности Госфиннадзора сегодня является проведение постоянного мониторинга и оценки перехода хозяйствующих субъектов на МСФО, которое позволит точно определить, на каком этапе внедрения МСФО находится республика, выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на реформу системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В связи с отсутствием научно-обоснованных подходов к процессу мониторинга и оценки внедрения юридическими лицами МСФО настоящее Руководство может выступить в качестве методологической основы, посредством раскрытия основных понятий и подходов к осуществлению мониторинга и оценки внедрения МСФО, которая в свою очередь станет базой для совершенствования регуляторных аспектов мониторинга. Также в данном издании приводятся ключевые индикаторы, применяемые в целях мониторинга, содержится детальное описание алгоритма проведения мониторинга, уделяется большое внимание интерпретации результатов мониторинга. Кроме того, в предлагаемом Руководстве излагаются основные методы оценки эффективности мероприятий по внедрению МСФО.
Разработанная методика мониторинга и оценки предназначена для содействия государственным органам и профессиональным общественным организациям, а также другим заинтересованным сторонам в качественном проведении мониторинга и оценки внедрения МСФО, анализа и контроля эффективности реализации бухгалтерской реформы в республике в целом.
Мониторинг внедрения МСФО. Цели и задачи мониторинга внедрения МСФО.
Действенное внедрение и дальнейшее обеспечение последовательного применения Международных стандартов финансовой отчетности в Кыргызской Республике возможны при условии оптимального сочетания двух функций государства в лице соответствующего государственного уполномоченного органа:
1)функции по формированию адекватной нормативной правовой базы и соответствующих методологических основ ведения учета и составления отчетности в соответствии с МСФО:
2)контролирующей и надзорной функции - подразумевающей наличии механизмов отслеживания исполнения национального законодательства в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и применение штрафных санкций за его несоблюдение.