Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:47, дипломная работа
В условиях глобализации финансовых рынков, создания транснациональных корпораций актуальными становятся проблемы гармонизации национальных систем бухгалтерского учета, особенно бухгалтерской отчетности, с системами бухгалтерского учета других стран. Эти причины послужили предпосылкой разработки международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель МСФО – унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержать общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.
Глава 1. Теоретические основы гармонизации Международные стандарты финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
1.1 История развития Международных стандартов финансовой отчетности.
1.2 Теоретические основы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в Кыргызской Республики.
1.3 Организационные аспекты внедрения Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.2 Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в условиях перехода на рыночное отношение.
Нормативно - правовая база и законодательные акты принятые в области МСФО.
Структура и методологическая основы Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.3 Проблемы реализаций Международных стандартов финансовой отчетности на практике.
3.1 Общие проблемы внедрения МСФО на практике.
Реформирование и совершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
Заключение.
То есть государство должно создать соответствующую инфраструктуру применения МСФО, включающую в себя как обеспечение доступа к МСФО на государственном и официальном языках, так и обеспечение эффективного соблюдения стандартов.
Реализация контрольных функций государством невозможна без мониторинга и оценки внедрения МСФО в республике. Мониторинг внедрения МСФО представляет собой процесс систематического сбора и анализа ключевых показателей с целью наблюдения и контроля за исполнением законодательства в области бухгалтерского учета, а именно Закона Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», принятый 29 апреля 2002 года № 76. Графика перехода юридических лиц Кыргызской Республики на МСФО (далее График), утвержден Постановлениями Правительства Кыргызской Республики № 593 от 28 сентября 2001 г. и № 111 от 28 февраля 2004 года.
В настоящее время в республике отсутствуют единые подходы к проведению мониторинга перехода акционерных обществ на МСФО. Для оценки исполнения законодательства Госфиннадзором используются данные из трех источников: сведения Государственной Налоговой Инспекции при Правительстве Кыргызской Республики (ГНИ), Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики (НСК) и информация, полученная в результате мониторинга, осуществленного сотрудниками Госфиннадзора.
Анализ вышеприведенных информационных источников показал, что имеющиеся сведения недостаточны по объему и неудовлетворительны по качеству для использования в ходе комплексной оценки внедрения МСФО в республике. В связи с чем, назрела необходимость в создании единых методологических основ проведения мониторинга и оценки внедрения МСФО в Кыргызской Республике.
Основной целью мониторинга внедрения МСФО является выявление основных проблем и препятствий внедрения и дальнейшего использования МСФО для последующего эффективного регулирования этого процесса, укрепления потенциала хозяйствующих субъектов в области ведения учета, составления отчетности и раскрытия информации в соответствии с МСФО.
Сущность мониторинга проявляется в выполняемых им функциях:
Схема№1 Функции мониторинга
Отслеживание ситуации - регулярный сбор данных и измерение индикаторов ( например: количество компании, осуществивших конверсию) с целью отделения прогресса |
Предупреждение отклонений - своевременное выявление причин несоответствия фактических данных плановым, прогнозным показателям и управленческих решении |
Таким образом, мониторинг представляет собой регулярно осуществляемую деятельность, нацеленную на постоянное пополнение и обновление информации по переходу юридических лиц на МСФО.
Классификация типов мониторинга.
В основе классификации мониторинга лежит типология его объектов, под которыми понимаются единичные предприятия как часть совокупности (отрасли, региональной и национальной экономики).
В зависимости от вида компаний, исследуемых в процессе мониторинга, можно выделить следующие два типа мониторинга, преследующих разные цели и использующих специфические инструменты:
1)мониторинг акционерных обществ, перешедших на МСФО;
2)мониторинг предприятий, не перешедших на МСФО.
В процессе мониторинга акционерных обществ, перешедших на МСФО, необходимо выявить:
В процессе мониторинга предприятий, не перешедших на МСФО, особый акцент делается на определении причин, препятствующих переходу на МСФО, в том числе и таких как информированность руководства компании о требованиях действующего законодательства в области бухгалтерского учета и ответственности за его неисполнение.
Способы реализации контроля представлены следующей схемой:
СХЕМА№2 СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ МСФО
Контроль | |
Активный контроль (осуществляется регулярно) |
Контроль по сигналу (проводиться как мера реагирования на сигнал, жалобу) |
Сплошная проверка |
Выборочная проверка |
От выбранного способа проведения мониторинга зависит частота и объем проверок, расходы на их проведение. Сплошная активная проверка отчетов всех компаний влечет значительные финансовые, временные и трудовые издержки. В связи с этим в ходе мониторинга чаще прибегают к выборочной активной проверке или к проверке в виде реагирования на жалобу в отношении финансовых отчетов конкретной компании.
Этапы проведения мониторинга внедрения МСФО.
Проведение мониторинга в общем виде можно представить в виде следующей последовательности шагов:
На стадии планирования мониторинга специалисты должны разработать техническое задание, включающие:
6) состав Рабочей группы.
В предложенном варианте алгоритмизации процесса мониторинга
можно конкретизировать этапы количественного и качественного мониторинга, представив их в виде следующей последовательности действий в отношении единичного предприятия как объекта мониторинга:
1) предварительный
мониторинг - представляет
собой выезд на предприятие с целью общего ознакомления:
предполагает встречу с руководством
бухгалтерской службы компании,
представление и разъяснение
анкеты как основного
инструмента
мониторинга, краткий
обзор учетной политики компании и ее
последней финансовой отчетности:
2) диагностический анализ устной системы
компании - учение бухгалтерской
системы предприятия с целью выявления
и систематизации имеющихся проблем,
связанных с адекватным
применением МСФО.
Эта стадия
мониторинга подразумевает работу
с анкетой, заполненной главным
бухгалтером. Вопросами,
подготовленными бухгалтерами
компании и ее структурных
подразделений для получения методологических
разъяснений, а также углубленный
анализ Учетной политики и финансовой
отчетности предприятия;
3) разработка плана мероприятий по решению выявленных проблем - безусловно, мониторинг не должен носить лишь констатирующий характер; в отношении компании, являющейся объектом анализа необходимо разработать перечень рекомендаций, связанных с улучшением ситуации и устранением выявленных проблем. Подобные рекомендации могут включать такие мероприятий, как:
а) проведение тренингов по конкретным проблемным участкам учета и/или группе стандартов МСФО, более того, эффективным видится разработка учебной программы и учебных материалов для тренинга;
б) внесение необходимых изменений в учетную практику компании, прежде всего связанных с изменениями в МСФО и появлением новых стандартов и т.п.;
4) заключительный мониторинг - проводится по истечении определенного временного интервала с целью анализа успешности проведенных мероприятий. Эта стадия работ может носить характер круглого стола, что позволило бы привлечь к обсуждению вопросов не только бухгалтерский персонал компании, но и их аудиторов, специалистов государственных органов, курирующих деятельность объекта исследования.
Вышеприведенные модели носят обобщенный характер, поскольку нет необходимости очерчивать некую единую стандартную схему. Это связано с тем, что конкретный алгоритм действий, степень детализации и глубина исследований зависят от поставленных целей, определенных заинтересованными лицами.
Инструменты мониторинга
Инструментарий мониторинга - это совокупность технических приемов и методов, применяемых в ходе мониторинга.
Существуют множество способов сбора информации, на практике наиболее часто используются следующие инструменты:
Таблица № 4 МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Инструмент |
Характеристика инструмента |
Способ проведения |
1)Опрос: |
||
Письменный опрос |
Проводиться путем анкетирования, при этом анкета заполняется респондентами (опрашиваемому) |
-Рассылка: по почте, факсом, по электронной почте, через региональные, территориальные отделения Госфиннадзора. -Размещение вопросника на |
Устный опрос |
а) Проводится путем анкетирования, при этом анкета заполняется интервьюером (опрашивающим). б) Интервью - беседа по заранее намеченному плану. в) Обсуждение в целевой группе -обсуждение с группой бухгалтеров компании вопросов анкеты, совместный просмотр финансовой отчетности и других документов. |
-Встреча с респондентами или телефонный опрос. -Встреча с интервьюируемыми. -Встреча респондентами, объединенными в целевую группу, для обсуждения конкретной проблемы. |
2)Прямое наблюдение |
Работа с финансовой отчетностью и бухгалтерскими документами компании. |
-Выезд на предприятие. -Кабинетное исследование |
3)Получение сведений от |
а) Получение сведений из Государственной Налоговой Инспекции при Правительстве Кыргызкой Республики. б) Получение сведений из Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики. |
-Письменный опрос -Письменный запрос |
К выбору инструментов мониторинга следует подходить гибко: предпочтение того или иного способа зависит от целей и масштабов исследования. Как правило, на практике используется комбинация нескольких инструментов мониторинга. Например, если объектов исследования много, то чаще прибегают к анкетированию, сбору и анализу информации Государственной Налоговой Инспекции и Национального Статистического Комитета.
При проведении комплексного мониторинга на уровне конкретного предприятия обоснованно применение метода прямого наблюдения, который включает в себя такие процедуры, как (выбор процедур определяется в техническом задании и зависит, прежде всего, от доступа к информации):
- проверка записей (типовых схем бухгалтерских проводок), документов и материальных активов компании;
- запросы
персонала бухгалтерии и
- участие в инвентаризации активов и др.
Специалист, осуществляющий мониторинг, прежде всего, должен получить общее понимание о хозяйственной деятельности предприятия. Для этого ему следует встретиться с руководством компании, в частности с главным бухгалтером. В интервью с ним проверяющий выясняет:
Главному бухгалтеру компании должна быть представлена анкета, которая в последующем будет заполнена сотрудниками бухгалтерии. Кроме того, необходимо получить финансовую отчетность и учетную политику компании и обсудить ее с главным бухгалтером.
Следующий этап мониторинга - анализ форм финансовой отчетности и учетной политики в контексте соответствия стандартам. При этом специалист, осуществляющий мониторинг, может воспользоваться следующей формой: