Проблемы реализации МСФО вКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:47, дипломная работа

Краткое описание

В условиях глобализации финансовых рынков, создания транснациональных корпораций актуальными становятся проблемы гармонизации национальных систем бухгалтерского учета, особенно бухгалтерской отчетности, с системами бухгалтерского учета других стран. Эти причины послужили предпосылкой разработки международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель МСФО – унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержать общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы гармонизации Международные стандарты финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
1.1 История развития Международных стандартов финансовой отчетности.
1.2 Теоретические основы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в Кыргызской Республики.
1.3 Организационные аспекты внедрения Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.2 Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в условиях перехода на рыночное отношение.
Нормативно - правовая база и законодательные акты принятые в области МСФО.
Структура и методологическая основы Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.3 Проблемы реализаций Международных стандартов финансовой отчетности на практике.
3.1 Общие проблемы внедрения МСФО на практике.
Реформирование и совершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы реализации МСФО в КР.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

То есть государство должно создать соответствующую инфраструктуру применения МСФО, включающую в себя как обеспечение доступа к МСФО на государственном и официальном языках, так и обеспечение эффективного соблюдения стандартов.

Реализация      контрольных    функций   государством    невозможна     без мониторинга и оценки внедрения МСФО в республике. Мониторинг внедрения       МСФО   представляет      собой    процесс систематического сбора и анализа ключевых показателей с целью наблюдения и контроля за исполнением      законодательства    в  области  бухгалтерского  учета,  а именно  Закона  Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», принятый 29 апреля  2002 года № 76.      Графика перехода юридических   лиц   Кыргызской Республики на МСФО (далее График),                  утвержден  Постановлениями    Правительства      Кыргызской     Республики             № 593 от 28 сентября 2001 г. и № 111 от 28 февраля 2004 года.

В настоящее время в республике отсутствуют единые подходы к проведению мониторинга перехода акционерных обществ на МСФО. Для оценки исполнения законодательства Госфиннадзором используются данные из трех источников: сведения Государственной Налоговой Инспекции при Правительстве Кыргызской Республики (ГНИ), Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики (НСК) и информация, полученная в результате мониторинга, осуществленного сотрудниками Госфиннадзора.

Анализ вышеприведенных информационных источников показал, что имеющиеся сведения недостаточны по объему и неудовлетворительны по качеству для использования в ходе комплексной оценки внедрения МСФО в республике. В связи с чем, назрела необходимость в создании единых методологических основ проведения мониторинга и оценки внедрения МСФО в Кыргызской Республике.

Основной целью мониторинга внедрения МСФО является выявление основных проблем и препятствий внедрения и дальнейшего использования МСФО для последующего эффективного регулирования этого процесса, укрепления потенциала хозяйствующих субъектов в области ведения учета, составления отчетности и раскрытия информации в соответствии с МСФО.

 

Сущность мониторинга проявляется в выполняемых им функциях:

Схема№1 Функции  мониторинга

 

Функции мониторинга


                                                    

         Отслеживание   ситуации - регулярный сбор данных и измерение индикаторов    ( например: количество компании,  осуществивших конверсию) с целью отделения прогресса

 

Предупреждение отклонений - своевременное выявление причин несоответствия  фактических  данных плановым, прогнозным показателям и управленческих решении


 

Таким образом, мониторинг представляет собой регулярно осуществляемую деятельность, нацеленную на постоянное пополнение и обновление информации по переходу юридических лиц на МСФО.

 

Классификация типов мониторинга.

В основе классификации мониторинга лежит типология его объектов, под которыми понимаются единичные предприятия как часть совокупности (отрасли, региональной и национальной экономики).

В зависимости от вида компаний, исследуемых в процессе мониторинга, можно выделить следующие два типа мониторинга, преследующих разные цели и использующих специфические инструменты:

1)мониторинг акционерных  обществ, перешедших на МСФО;

2)мониторинг  предприятий, не перешедших на  МСФО.

В процессе мониторинга акционерных обществ, перешедших на МСФО, необходимо выявить:

  • факт перехода на МСФО (дата конверсии и ее документальное подтверждение);
  • качество перехода (например, использование ПКИ 8 «Применение МСФО впервые в качестве главной основы учета» - для компаний,  осуществивших конверсию до 01.01.2004 г., и IFRS 1 «Принятие МСФО впервые» - для компаний, осуществивших конверсию после 01.01.2004 г.);
  • качество дальнейшего использования МСФО (качество информации, формируемой в бухгалтерском учете).

В процессе мониторинга предприятий, не перешедших на МСФО, особый акцент делается на определении причин, препятствующих переходу на МСФО, в том числе и таких как информированность руководства компании о требованиях действующего законодательства в области бухгалтерского учета и ответственности за его неисполнение.

 

Способы реализации контроля представлены следующей схемой:

СХЕМА№2  СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ МСФО

 

 

      Контроль

Активный контроль

(осуществляется регулярно)


Контроль по сигналу (проводиться как мера реагирования на сигнал, жалобу)




 

Сплошная проверка

Выборочная проверка


 

 

От выбранного способа проведения мониторинга зависит частота и объем проверок, расходы на их проведение. Сплошная активная проверка отчетов всех компаний влечет значительные финансовые, временные и трудовые издержки. В связи с этим в ходе мониторинга чаще прибегают к выборочной активной проверке или к проверке в виде реагирования на жалобу в отношении финансовых отчетов конкретной компании.

 

Этапы проведения мониторинга внедрения МСФО.

Проведение мониторинга в общем виде можно представить в виде следующей последовательности шагов:

На стадии    планирования    мониторинга    специалисты   должны    разработать техническое задание, включающие:

  1. цели и задачи мониторинга;
  2. планируемый объем работ;
  3. выбор инструментов мониторинга;
  4. выбор возможных источников информации;
  5. расписание мероприятий: 
  • разработка анкеты для конкретного предприятия;
  • подготовка   информационного  письма,  направляемого руководству субъекта, в котором описывается цели мониторинга, срок представления информации, форма представления информации;
  • определение времени проведения встреч целевой группы, места их проведения и периодичность, информирование участников относительно проведения групповых дискуссий; 
  • осуществление процедур мониторинга;
  • подготовка отчета;

6) состав Рабочей группы.

В  предложенном варианте алгоритмизации процесса мониторинга

можно конкретизировать этапы количественного и качественного мониторинга, представив их в виде следующей последовательности действий в отношении единичного предприятия как    объекта мониторинга:

1) предварительный мониторинг - представляет собой выезд на предприятие с целью общего ознакомления: предполагает встречу с руководством бухгалтерской службы компании,    представление     и   разъяснение    анкеты    как   основного   инструмента 
мониторинга, краткий обзор учетной политики компании и ее последней финансовой отчетности:

2) диагностический анализ устной системы компании -  учение бухгалтерской системы предприятия с целью выявления и систематизации имеющихся проблем, связанных    с     адекватным      применением     МСФО.     Эта     стадия     мониторинга подразумевает работу  с анкетой,  заполненной  главным  бухгалтером.  Вопросами, 
подготовленными   бухгалтерами компании   и   ее   структурных  подразделений  для  получения  методологических   разъяснений,   а  также  углубленный  анализ  Учетной политики и финансовой отчетности предприятия;

3) разработка плана мероприятий по решению выявленных проблем - безусловно, мониторинг не должен носить лишь констатирующий характер; в отношении компании, являющейся объектом анализа необходимо разработать перечень рекомендаций, связанных с улучшением ситуации и устранением выявленных проблем. Подобные рекомендации могут включать такие мероприятий, как:

а) проведение тренингов по конкретным проблемным участкам учета и/или группе стандартов   МСФО,   более  того,   эффективным   видится   разработка   учебной программы и учебных материалов для тренинга;

б) внесение необходимых изменений в учетную практику компании, прежде всего связанных с изменениями в МСФО и появлением новых стандартов и т.п.;

4) заключительный мониторинг - проводится по истечении определенного временного интервала с целью анализа успешности проведенных мероприятий. Эта стадия работ может носить характер круглого стола, что позволило бы привлечь к обсуждению вопросов не только бухгалтерский персонал компании, но и их аудиторов, специалистов государственных органов, курирующих деятельность объекта исследования.

Вышеприведенные    модели    носят    обобщенный    характер,     поскольку    нет  необходимости очерчивать некую единую стандартную схему. Это связано с тем, что конкретный алгоритм действий, степень детализации и глубина исследований зависят от поставленных целей, определенных заинтересованными лицами.

 

Инструменты мониторинга

Инструментарий   мониторинга   -   это   совокупность   технических   приемов   и методов, применяемых в ходе мониторинга.

Существуют множество способов сбора информации, на практике наиболее часто используются следующие инструменты:

 

Таблица № 4 МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

 

Инструмент

Характеристика инструмента

Способ проведения

1)Опрос:

   

Письменный опрос

Проводиться путем анкетирования, при этом анкета заполняется респондентами (опрашиваемому)

-Рассылка: по почте, факсом, по электронной  почте, через региональные, территориальные  отделения Госфиннадзора.

-Размещение вопросника на сайте  регулирующего органа 

 

Устный

опрос

а)   Проводится путем анкетирования, при  этом анкета заполняется  интервьюером (опрашивающим).

б) Интервью - беседа по заранее намеченному плану.

в) Обсуждение в целевой группе -обсуждение с группой бухгалтеров компании вопросов анкеты, совместный просмотр финансовой отчетности и других документов.

-Встреча с респондентами или телефонный опрос.

-Встреча с интервьюируемыми.

-Встреча респондентами, объединенными  в целевую группу, для обсуждения  конкретной проблемы.

2)Прямое наблюдение

Работа с финансовой отчетностью и бухгалтерскими документами компании.

-Выезд на предприятие.

-Кабинетное исследование

3)Получение сведений от третьих  лиц

а) Получение сведений из Государственной Налоговой Инспекции при Правительстве Кыргызкой Республики.

б) Получение сведений из Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики.

-Письменный опрос

-Письменный запрос


 

К выбору инструментов мониторинга следует подходить гибко: предпочтение того или иного способа зависит от целей и масштабов исследования. Как правило, на практике используется комбинация нескольких инструментов мониторинга. Например, если объектов исследования много, то чаще прибегают к анкетированию, сбору и анализу информации Государственной Налоговой Инспекции и Национального Статистического Комитета.

При проведении комплексного мониторинга на уровне конкретного предприятия обоснованно применение метода прямого наблюдения, который включает в себя такие процедуры, как (выбор процедур определяется в техническом задании и зависит, прежде всего, от доступа к информации):

- проверка записей (типовых схем бухгалтерских проводок), документов и материальных активов компании;

-  запросы  персонала бухгалтерии и получение  информации относительно принципов  и практики ведения учета (порядка  отражения в учете, классификации  и обобщения операций);

- участие в инвентаризации активов  и др.

Специалист, осуществляющий мониторинг, прежде всего, должен получить общее понимание о хозяйственной деятельности предприятия. Для этого ему следует встретиться с руководством компании, в частности с главным бухгалтером. В интервью с ним проверяющий выясняет:

  • общие характеристики бизнеса и отрасли;
  • подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с МСФО
  • все ли операции отражены в учете;
  • какие изменения в практике ведения учета и в хозяйственной деятельности субъекта  произошли;
  • какое заключение дали аудиторы в отношении последней финансовой отчетности (безоговорочно положительное, модифицированное: мнение с оговоркой, отказ от выражения мнения, отрицательное мнение);
  • соответствует ли учетная политика международным стандартам;
  • применяется ли учетная политика всеми подразделениями надлежащим образом;
  • применение каких стандартов вызывает наибольшие проблемы и трудности.

Главному бухгалтеру компании должна быть представлена анкета, которая в последующем будет заполнена сотрудниками бухгалтерии. Кроме того, необходимо получить финансовую отчетность и учетную политику компании и обсудить ее с главным бухгалтером.

Следующий этап мониторинга - анализ форм финансовой отчетности и учетной политики в контексте соответствия стандартам. При этом специалист, осуществляющий мониторинг, может воспользоваться следующей формой:

Информация о работе Проблемы реализации МСФО вКР