Проблемы реализации МСФО вКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:47, дипломная работа

Краткое описание

В условиях глобализации финансовых рынков, создания транснациональных корпораций актуальными становятся проблемы гармонизации национальных систем бухгалтерского учета, особенно бухгалтерской отчетности, с системами бухгалтерского учета других стран. Эти причины послужили предпосылкой разработки международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель МСФО – унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержать общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы гармонизации Международные стандарты финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
1.1 История развития Международных стандартов финансовой отчетности.
1.2 Теоретические основы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в Кыргызской Республики.
1.3 Организационные аспекты внедрения Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.2 Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в условиях перехода на рыночное отношение.
Нормативно - правовая база и законодательные акты принятые в области МСФО.
Структура и методологическая основы Международных стандартов финансовой отчетности.
Глава.3 Проблемы реализаций Международных стандартов финансовой отчетности на практике.
3.1 Общие проблемы внедрения МСФО на практике.
Реформирование и совершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Кыргызской Республике.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы реализации МСФО в КР.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с этим важнейшей характеристикой англо-американской бухгалтерии является приоритет профессионального мнения бухгалтера над предписаниями учетных регулятивов, что совершенно чуждо отечественной практике. Для нас привычным положением вещей является четкая заданность порядка действий по ведению учета предписаниями нормативных документов. В связи с этим даже МСФО приносить предприятию очевидные экономические выгоды инструмент как учетная политика до сих пор воспринимается многими как бесполезная, но необходимая обязанность. Однако, не нужно забывать о том, что концепция профессионального суждения бухгалтера направлена на формирование достоверной и объективной (беспристрастной) информации о финансовом положении предприятия, а не на влияние на мнение пользователей, с целью, например, привлечения дополнительных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

Глава.3 Проблемы реализаций  Международных стандартов финансовой отчетности на практике.

3.1 Общие проблемы внедрения МСФО на практике:

 Основным назначением автоматизированных систем по МСФО является сокращение времени на подготовку отчетности. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с «человеческим фактором». В связи с этим потребность в таких программах с каждым годом растет. Однако на рынке пока нет ни одного широко распространенного и при этом удовлетворительного по качеству программного продукта для составления отчетности по МСФО. Это обусловлено тем, что его создание связано с определенными сложностями.

  Вначале рассмотрим проблемы на этапе разработке программы: 

Отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО - этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщённый характер МСФО и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов. Не всегда возможно досконально описать языком формул все виды расчетов со всеми возможными вариантами.            Другая важная проблема – языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности – английский. К сожалению, быстро научить кыргызских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО. Важно не только сделать официально подтвержденный перевод стандартов, но и заручиться согласием Комитета по международным стандартам финансовой отчетности на проведение своевременного перевода принимаемых изменений и поправок. Для осуществления технических переводов текстов МСФО и их своевременного обновления необходимо создать специальный орган - это должно быть негосударственное предприятие, которое будет решать технические вопросы, разрабатывать проекты стандартов и выносить их на рассмотрение в Правительство КР. При этом важно так организовать работу, чтобы измененные стандарты вовремя доходили до пользователей и не задерживались на этапах рассмотрения и утверждения.    Постоянное обновление МСФО - в последние несколько лет МСФО претерпевают серьёзные концептуальные изменения и по существу представляют нечто вроде «движущейся мишени», попасть в которую - задача, нелёгкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в кыргызскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработке Госфиннадзору необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.      Проблема адаптации кыргызских  программных продуктов (бухгалтерских программ) для нужд МСФО, то есть отсутствует нормативная и консультационная базы по проблемным вопросам МСФО для аудиторов и бухгалтеров.           Отсутствие профессионального суждения и оценки вероятности у большинства бухгалтеров, то есть МСФО предполагает изменение культуры: новые подходы к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. В МСФО заложены общие принципы ведения бухгалтерского учета, в связи с чем во многих  ситуациях бухгалтеру нужно применить свое профессиональное суждение.       «Человеческий» фактор - средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким.  Недостаточная адаптивность учебных программ ВУЗов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» к требованиям МСФО, то есть не проводятся согласовательные процедуры учебных программ на соответствие МСФО. Для обучения МСФО, нужны кадры знающие МСФО, и документы, подтверждающие эти знания. Для знаний лучше всего заказывать корпоративное обучение. Качество обучения и весомость сертификата зависят от авторитета учебного центра. Особую ценность имеют программы учебных центров крупных аудиторских компаний. Особенно если в них принимают участие специалисты-практики, выполнившие множество проектов в сфере МСФО.  Несмотря на то что сейчас многие учебные заведения предлагают программы обучения по МСФО, систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов пока нет. Создать полноценную систему образования без поддержки на государственном уровне практически невозможно. Немаловажно и то, что не хватает квалифицированного преподавательского состава, для начала необходимо организовать подготовку этих преподавателей, а они в свою очередь будут обучать как аудиторов, так и специалистов, необходимых российским компаниям. Однако такая поэтапная процедура обучения требует затрат времени, что подтверждается зарубежной практикой, например опытом таких крупных международных корпораций, как «Байер» и «Хенкель». «Один специалист по МСФО, возглавляющий 20 бухгалтеров «старой закалки», не сможет перевести предприятие на учет по международным стандартам финансовой отчетности.          Отсутствие квалифицированных кадров: Данная проблема, как известно, – одна из наиболее острых в области подготовки отчетности по МСФО вообще, а для написания программного обеспечения в области МСФО в особенности.        Недопонимание руководства предприятий в постоянной   переподготовке бухгалтеров на местах, то есть непонимание необходимости применения МСФО руководителями. Недостаток специалистов по МСФО обрекает аудиторские компании на дополнительные расходы. Казалось бы, если аудиторская фирма вложит деньги в обучение своих специалистов по МСФО (пусть и немалые)?- проблема будет решена. Но специалисты по МСФО настолько востребованы, и особенно те, кто успешно и эффективно применяет свои знания на практике, что их очень часто переманивают другие компании, предлагая более выгодные условия. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к МСФО, поскольку это может потребовать значительных затрат.        Отсутствие контроля качества предоставляемой финансовой  отчетности,     то есть в основном финансовая отчетность составляется для налоговых органов, что отрицательно сказывается на достоверности и нейтральности отражаемых показателей. В свою очередь налоговые органы не могут подтвердить полное соответствие финансовой отчетности МСФО. Ориентация бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители    предприятий     опасаются,      что в результате  внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учёта и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.           Многие инвесторы высказывают озадаченность по поводу информативности отчётности по МСФО. У самих компаний-составителей отчётности по МСФО нет уверенности в том, что отчётной информации по МСФО окажется достаточно для их инвесторов. Иначе говоря, существуют сомнения в том, что отчётность по МСФО адекватно отображает финансовое положение компании и служит адекватному восприятию компании финансовыми рынками. 

Проблемы, связанные с применением  следующих стандартов: МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании», МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности», МСФО 22 «Объединение бизнеса» и др.   Проблемы, относящиеся к капиталу предприятия: Как пример приведем расчеты, связанные с консолидацией капитала группы. Основная процедура здесь – взаимозачет инвестиций в материнской компании против капитала дочерней (в том числе и той части нераспределенной прибыли, которая была заработана до покупки дочерней компании материнской). Однако, например, если дочерняя компания выпускает дополнительное количество акций, а материнская компания их выкупает, то сумма денежных средств, уплаченных за них дочерней компании, не будет считаться в полном объеме инвестицией (деньги из группы ушли не полностью, а лишь в доле меньшинства в дочерней компании после совершения сделки). При трансформации отчетности каждый раз составляется отдельный расчет, который должен быть изменен в соответствии с новой информацией.   Кроме того, существует множество других даже не столько полезных, сколько «приятных» функций, которые невозможно предусмотреть в каждой программе (например, суммирование чисел только по выделенным ячейкам). Поэтому нахождение оптимального компромисса между объемом работ, производительностью программы и удобством работы пользователя – одна из первоочередных задач, решаемых на этапе разработки программы. 

Проблемы, связанные с применением следующих стандартов:  МСФО 2 «Запасы», МСФО 12 «Налоги на прибыль», МСФО 17 «Аренда», МСФО 16 «Основные средства», МСФО  36 «Обесценивание активов» и др.   Проблемы, касающиеся  активов и обязательств: Содержание МСФО в большей степени направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении хозяйствующих субъектов, нежели о финансовых результатах. Об этом говорят жесткие требования, предъявляемые к процедуре признания активов, и введение требований по оценке, так называемой справедливой стоимости и др. Этот подход подталкивает к пониманию того, что наиболее информативным был бы показатель «прибыльности» хозяйствующих субъектов, «основанный на приросте чистых активов».         Однако само допущение приоритета формирования достоверной информации о финансовом положении вызывает нарушение, на наш взгляд, основополагающих требований по формированию достоверной информации о финансовых результатах в части допущения непрерывности деятельности и соответствию доходов и расходов.        Если систематически юридически заниматься переоценкой активов, то теряет смысл выявление финансового результата, так как финансовый результат от продажи того или иного актива будет показывать разницу между его справедливой стоимостью на дату продажи и на дату переоценки. В такой ситуации нецелесообразным будет начисление амортизации по внеоборотным активам, если их ежегодно переоценивать по рыночным ценам. В этом случае амортизацию будет «заменять» (естественно, в кавычках) убыток от переоценки (без учета процессов инфляции).  Жесткие требования к признанию активов делают бесполезным признание остальных элементов бухгалтерского учета, в особенности доходов и расходов. В частности, признание дебиторской задолженности как актива в случае продажи будет означать признание дохода, а непризнание влечет за собой признание расхода.        Таким образом, доходы и расходы в системе учета будут являться следствием признания и непризнания активов. Однако если приоритетным является отражение формирования достоверного финансового результата, первичным должно быть признание дохода, а также его соответствия расходам. В этом случае информация об активах будет следствием формирования доходов и расходов, а не наоборот, и непризнанные расходы будут отражаться как активы.         Учет основных средств также представляет проблему. В учете по МСФО могут использоваться различные методы и нормы амортизации. В результате складывается ситуация, когда в одном журнале продолжает производиться амортизация актива после его выбытия в другом журнале, поэтому непосредственная трансформация соответствующих счетов не представляется возможной. Таким образом, следует вести отдельный учет основных средств в каждой базе данных. Для этого используются забалансовые счета.            Прочие проблемы связаны с оценкой товарно-материальных запасов. Методы оценки запасов могут отличаться в учете по МСФО. В идеальном случае система должна обеспечивать учет запасов в двух функциональных валютах для упрощения и повышения эффективности отчетности.    Возникает также и ряд специфических проблем при настройке операций по счетам дебиторов и кредиторов для учета в двух валютах. Может потребоваться вручную производить дополнительные корректировки в момент соотнесения выставленного счета и полученного платежа. При закрытии счета в одной валюте следует также закрывать его во втором учетном регистре, и в этом момент могут возникать расхождения из-за разных курсов валют, действовавших в момент выставления счета и получения оплаты.          Итак, основополагающим является установление приоритета финансового положения или финансового результата при определении целей финансовой отчетности, а также, исходя из этих целей, построение всей системы бухгалтерского учета, начиная от общих принципов и заканчивая правилами учета.

3.2 Реформирование  и совершенствование системы

бухгалтерского учета и  финансовой отчетности

в Кыргызской Республике

 Основное направление развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности в КР направленно на  повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы, для  построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.    Реформирование  бухгалтерского учета - это необходимое условие для полноценного развития рынка капитала, которая обеспечивает прозрачность и достоверность финансовой информации для инвесторов, основанной на международных стандартах, что, в свою очередь, увеличивает объем инвестиций за счет снижения инвестиционного риска. Для руководства предприятий предоставляется возможность эффективного распределения и использования ресурсов.      В качестве основного инструмента реформирования приняты Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) которые разрабатываются Комитетом по МСФО.       Развитие бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  Кыргызской Республике направлено на совершенствование и реформирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.  Проводимые мероприятия по реформированию  совершенствованию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны быть направлены на создание прочной  системы бухгалтерского учета Кыргызстана,  которая  должна обеспечивать  необходимой информацией:

-осуществление  эффективного управления над  экономикой страны в целом;

-нормальное  функционирование  производственного процесса  в  частности.

Реформирование и совершенствование  системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО  началась   в первой половине  90-х годов   в банковском секторе,  и в 2001 году было подписано лицензионное соглашение с Комитетом по МСФО (г.Лондон), в результате наша республика стала обладать правом на издание МСФО.    В настоящее время все банковские и другие финансово- кредитные учреждения осуществляют учет и составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО и применяют  учетные политики, разработанные самостоятельно.             С 2002 года акционерные общества переходят на МСФО. Значительная часть акционерных обществ – 80,3%, в данное время  перешли на МСФО. Также ведут учет и составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО.               С 2004 по 2010 года  крупные и средние предприятия перешли на МСФО В настоящее время крупные и средние предприятия  осуществляют учет и финансовую отчетность в соответствии  с МСФО  и применяют  учетные   политики,  разработанные самостоятельно.      С 2004 по 2010 года малые предприятия  перешли на МСФО.  В данное время осуществляют  учет, составляют финансовую отчетность и самостоятельно разрабатывают  учетную политику в  соответствии с МСФО.  Наша республика является активным участником  процесса общемирового признания МСФО, конечной  целью которого для Кыргызстана является создание адекватной новым условиям, прозрачной системы бухгалтерского учета и отчетности, без чего в свою очередь невозможно устойчивое экономическое развитие страны.

         Задачи реформирования системы  бухгалтерского учета

В условиях рыночной экономики предприятие выступает как активный хозяйствующий субъект, и поэтому нельзя преуменьшать его роль в процессе реформирования бухгалтерского учета. Применение или неприменение принимаемых в ходе реформы нормативных актов будет зависеть только от самого предприятия. Если предприятие не будет заинтересовано в применении результатов реформы, или же ее результаты будут противоречить интересам предприятий, то реформа бухгалтерского учета, несмотря на огромный труд и средства, затраченные на ее проведение, будет носить формальный характер.  Чтобы  избежать от подобных ситуации надо выполнить следующие задачи:

1) создание условий для формирования  хозяйствующими субъектами достоверной  и полезной информации об их  финансовом положении, результатах  деятельности и изменениях в  финансовом положении;

2) обеспечение прозрачности и  надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей;

3) обеспечение увязки реформирования  кыргызского бухгалтерского учета  с основными тенденциями гармонизации  учета и отчетности на международном уровне;

4) помощь организациям в методическом  понимании и внедрении систем  финансового и управленческого  учет.

Цель реформирования  бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.          Реформирования и совершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу это формирование единой системы бухгалтерского учета на территории Кыргызской Республики на основе Международных стандартов финансовой отчетности и создание благоприятных условий для успешного проведения реформы.          Целью совершенствования бухгалтерского учета является повышение инвестиционной привлекательности предприятий. По своей направленности реформа охватывает все предприятия, за исключением бюджетных учреждений. Принимаемые во исполнение реформы нормативные акты, должны применяться всеми указанными предприятиями, независимо от степени их заинтересованности в составлении бухгалтерской отчетности по МСФО.              Для дальнейшего развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Кыргызской Республики необходимо осуществлять следующее:

  • Создание и совершенствование методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • Создание методологической базы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности с учетом особенностей развития отраслей национальной экономики (страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (кроме кредитных организаций), негосударственных пенсионных фондов, некоммерческих организаций (кроме организаций бюджетной сферы));
  • Создание и совершенствование нормативной правовой базы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • Создание и совершенствование механизма организации мониторинга  и оценки внедрения МСФО;
  • Создание современной системы непрерывной профессиональной подготовки бухгалтеров, то есть переподготовка бухгалтеров и специалистов в области бухгалтерского учета;
  • Поддержка профессиональных организаций бухгалтеров со стороны международного института;
  • Укрепление институциональных структур, ответственных за бухгалтерский учет и финансовую отчетность.
  • Осуществление дальнейшей подготовки, переподготовки и повышения квалификации составителей, пользователей бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Заинтересованными пользователями информации, формирующиеся в бухгалтерском учете, являются инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и прочие торговые кредиторы, покупатели, правительство и их органы, общественность.         В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем – информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.            В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству предприятия для принятия управленческих решений. Реформирование и совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в соответствии с принципами, заложенными в Международных стандартах финансовой отчетности: учет по методу начисления, непрерывность деятельности, понятность, уместность, надежность, сопоставимость, ограничения уместности и надежности информации, достоверное объективное представление.

Информация о работе Проблемы реализации МСФО вКР