Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета 2000 года первое место занимали доходы от внешнеэкономической деятельности – 30,6%; на втором месте были доходы поступающие от приватизации – 16,6% [40, с. 22].

Сопоставив структуру неналоговых  доходов федерального бюджета  2000 года с 2006 годом, мы видим, что доходы от внешнеэкономической деятельности также занимают большой удельный все  - 45,9%, а поступления от приватизации вообще отсутствуют (таблица 1).

 

Таблица 1

Доходы федерального бюджета на 2006 год

%

Виды доходов

%

1.

Неналоговые доходы

Из них:

100

1.1.

Доходы от имущества, находящегося в государственной  собственности, или от деятельности государственных организаций

48,4

1.2.

Доходы от продажи  земли и нематериальных активов

0,3

1.3.

Административные платежи  и сборы

0,8

1.4.

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1,6

1.5.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

45,9

1.6.

Прочие неналоговые  доходы, в том числе

3,0


Источник: [9]

 

В федеральном бюджете на 2006 год необходимо выделить доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций, которые запланированы в размере 48,4% неналоговых доходов. Большой удельный вес данного источника свидетельствует о более эффективном использовании федеральной собственности по сравнению с 2000 годом.

Состав и  структуру неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации рассмотрим на примере бюджета Тюменской области на 2006 год и сопоставим ее с федеральным бюджетом (таблица 2).

 

Таблица 2

Доходы областного бюджета Тюменской  области на 2005 год 

%

 

Доходы бюджета

%

1.

Неналоговые доходы

Из них:

100

1.1.

Доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности  или от деятельности

69,3

1.2.

Доходы от продажи  земли и нематериальных активов

0,09

1.3.

Административные платежи  и сборы

26,5

1.4.

Штрафные санкции, возмещение ущерба

3,6

1.5.

Прочие неналоговые  доходы

0,4


Источник: [11]

 

В составе неналоговых доходов  бюджета Тюменской области на 2006 год, как и в федеральном бюджете, значительный удельный вес занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности – 69,3%.

Существенным отличием между федеральным  и региональным бюджетом в части  неналоговых доходов является разница  доли поступления административных платежей и сборов. В федеральном бюджете данные доходы запланированы в размере 0,8%, а в бюджете Тюменской области – 26,5%.

Сопоставляя доходы федерального бюджета  и доходы областного бюджета на 2006 год, мы видим, что в доходах федерального бюджета большой удельный занимают вес неналоговые доходы  (5,7%) (приложение 1), в то время как в региональном бюджете неналоговые доходы составляют лишь 1,46% (приложение 2). Возможными причинами этого следует считать:

  • не достаточно рациональное использование областной собственности;
  • основной акцент в доходах регионального бюджета делается на налоговые доходы;
  • недостаток нормативно-правового обеспечения использования неналоговых доходов, выражается в ограничении круга объектов образования неналоговых поступлений;
  • перераспределение неналоговых доходов в пользу других уровней бюджетной системы.

1.2. Экономическая основа формирования  неналоговых доходов

 

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, поступлений целевых бюджетных  фондов, других поступлений.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. Однако следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов.

Так Бюджетным кодексом РФ определяется следующий состав неналоговых доходов:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

- средства, получаемые  в виде арендной либо иной  платы за сдачу во временное  владение и пользование или  во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- средства, получаемые  в виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

- средства, получаемые  от передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

- плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящийся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- другие доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной и ли муниципальной  собственности.

  1. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
  2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
  3. Средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.
  4. Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
  5. Иные неналоговые доходы.

В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

  Бюджетная классификация  «представляет собой группировку  бюджетных доходов и расходов  по однородным признакам, расположенным  и зашифрованным в установленном  порядке» [38 с.84].

Построение бюджетной классификации регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 №115-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 8.08.01 №127-ФЗ) (приложение 3).

Применительно к бюджету города Надыма 2006 г. в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации неналоговые доходы включают:

1.Доходы от имущества находящегося  в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности  государственных и муниципальных  организаций, в том числе:

    1. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
      1. Арендная плата за земли городов и поселков;
      2. Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения;
      3. Доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства;
      4. Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Проценты, полученные от предоставления  бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны.

1.3. Платежи от государственных  и муниципальных организаций.

1.4. Доходы от продажи квартир.

1.5. Прочие поступления от имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности,  или от деятельности государственных  и муниципальных организаций.

2. Административные штрафы и  иные санкции, включая штрафы  за нарушение правил дорожного  движения.

Из структуры неналоговых доходов  города Надыма на 2005 год, мы видим, что доходы от муниципальной собственности являются значительным источником пополнения  неналоговых поступлений данного муниципального образования.

Согласно Федеральному закону «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

В муниципальной собственность  города Надыма в соответствии с Решением МО город Надым и Надымский район «Об утверждении положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Надыма» от 26 сентября 1999 г. №50, Уставом города находятся:

  • земли, приобретенные или переданные в муниципальную собственность;
  • средства городского бюджета, целевых внебюджетных фондов, ценные бумаги, иные активы кредитно-финансовой сферы;
  • имущество, закрепленное за городскими муниципальными предприятиями, учреждениями;
  • принадлежащие городу культурные ценности;
  • имущество городского самоуправления;
  • городской муниципальный жилищный фонд;
  • иное движимое и недвижимое имущество, вошедшее в состав городской собственности.

Существуют следующие виды муниципального имущества:

 а) недвижимое имущество предприятия  в целом как  имущественный       комплекс, в который входят все  виды имущества, предназначенные  для       его деятельности,  включая земельные участки,  здания, сооружения,       оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования долга, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его       продукцию,  работы  и  услуги  (фирменное  наименование, товарные       знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права;

  б) части   имущественного   комплекса   предприятий   -  цеха,  производства,  участки,  иные подразделения  предприятий,  нежилые  помещения,   здания,   сооружения,   лицензии,   патенты,   другие       материальные и нематериальные активы  предприятий (действующих и       ликвидированных по  решению органов,  правомочных принимать такие       решения от имени собственника);

в) движимое  имущество,  которым  является оборудование и иное имущество,  закрепленное  на  праве  оперативного  управления   за       муниципальными  учреждениями,  а  также составляющее муниципальную      казну г. Надыма;

 г) недвижимые  объекты  (здания  и сооружения) исторического и  культурного наследия;

д) акции (вклады,  доли) муниципальной  собственности г. Надыма в капитале акционерных обществ (товариществ) и иных  коммерческих  организаций;

ж) доли в праве общей собственности;

з) иные  виды  имущества. 

Муниципальная собственность оказывает  влияние на состояние местного бюджета по-разному. С одной стороны она может способствовать пополнению доходной части бюджета, с другой - она требует расходов на ее содержание. Объясняется это тем, что не все объекты муниципальной собственности дают доход. Например, объекты здравоохранения, образования, культуры, то есть бюджетные учреждения, а также муниципальные предприятия пассажирского транспорта, жилищное хозяйство убыточны и требуют немалых затрат, чтобы функционировать. Естественно, что эти объекты не являются источниками доходов.

Чтобы покрыть расходы на указанные  и другие сферы деятельности, необходимо изыскивать финансовые ресурсы. Задачу эту можно решить с помощью  таких важнейших экономических  инструментов, как  регулирование  отношений муниципальной собственности, приватизации, инвестиционная деятельность, создание объектов других форм собственности. Все это звенья одной цепи, связывающей процесс экономических преобразований на территории муниципального образования.

Хорошего, стабильного состояния  местного бюджета можно достичь, по нашему мнению, только при наличии достаточного объема муниципальной собственности, дающих доход.

    1. Методы планирования неналоговых доходов

Важнейшим этапом по формированию неналоговых  доходов бюджета является  прогнозирование  неналоговых поступлений. Существуют различные методы планирования неналоговых доходов, которые выражаются в способах и приемах разработки плановых документов и показателей применительно к различным их видам и назначениям.

Основой методики планирования неналоговых поступлений являются проведение аналитического исследования, подготовка базы данных, изучение и соединение информации в единое целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложившаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок планирование превращается в вероятностное гадание.

Прогноз поступления неналоговых  доходов строится на основе исходных данных и предположений о будущем. Его качество определяется надежностью информации и обоснованностью предстоящих изменений в направлении факторов и тенденций. Исходные данные должны содержать неопровержимые с позиции сегодняшнего дня факты, утверждения. Например, при планировании доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности необходимо знать ставку арендной платы, площадь и количество сдаваемых помещений.

Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов