Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа
Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
В структуре неналоговых доходов федерального бюджета 2000 года первое место занимали доходы от внешнеэкономической деятельности – 30,6%; на втором месте были доходы поступающие от приватизации – 16,6% [40, с. 22].
Сопоставив структуру
Таблица 1
Доходы федерального бюджета на 2006 год
%
№ |
Виды доходов |
% |
1. |
Неналоговые доходы Из них: |
100 |
1.1. |
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций |
48,4 |
1.2. |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов |
0,3 |
1.3. |
Административные платежи и сборы |
0,8 |
1.4. |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
1,6 |
1.5. |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
45,9 |
1.6. |
Прочие неналоговые доходы, в том числе |
3,0 |
Источник: [9]
В федеральном бюджете на 2006 год необходимо выделить доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций, которые запланированы в размере 48,4% неналоговых доходов. Большой удельный вес данного источника свидетельствует о более эффективном использовании федеральной собственности по сравнению с 2000 годом.
Состав и структуру неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации рассмотрим на примере бюджета Тюменской области на 2006 год и сопоставим ее с федеральным бюджетом (таблица 2).
Таблица 2
Доходы областного бюджета Тюменской области на 2005 год
%
№ |
Доходы бюджета |
% |
1. |
Неналоговые доходы Из них: |
100 |
1.1. |
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности |
69,3 |
1.2. |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов |
0,09 |
1.3. |
Административные платежи и сборы |
26,5 |
1.4. |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
3,6 |
1.5. |
Прочие неналоговые доходы |
0,4 |
Источник: [11]
В составе неналоговых доходов бюджета Тюменской области на 2006 год, как и в федеральном бюджете, значительный удельный вес занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности – 69,3%.
Существенным отличием между федеральным и региональным бюджетом в части неналоговых доходов является разница доли поступления административных платежей и сборов. В федеральном бюджете данные доходы запланированы в размере 0,8%, а в бюджете Тюменской области – 26,5%.
Сопоставляя доходы федерального бюджета и доходы областного бюджета на 2006 год, мы видим, что в доходах федерального бюджета большой удельный занимают вес неналоговые доходы (5,7%) (приложение 1), в то время как в региональном бюджете неналоговые доходы составляют лишь 1,46% (приложение 2). Возможными причинами этого следует считать:
Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других поступлений.
Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. Однако следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов.
Так Бюджетным кодексом РФ определяется следующий состав неналоговых доходов:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые
от передачи имущества,
- плата за пользование
бюджетными средствами, предоставленными
другим бюджетам, иностранным государствам
или юридическим лицам на
- доходы в виде прибыли, приходящийся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных
- другие доходы от
использования имущества,
В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация
«представляет собой
Построение бюджетной классифик
Применительно к бюджету города Надыма 2006 г. в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации неналоговые доходы включают:
1.Доходы от имущества
1.2. Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны.
1.3. Платежи от государственных и муниципальных организаций.
1.4. Доходы от продажи квартир.
1.5. Прочие поступления от
2. Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения.
Из структуры неналоговых
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.
В муниципальной собственность города Надыма в соответствии с Решением МО город Надым и Надымский район «Об утверждении положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Надыма» от 26 сентября 1999 г. №50, Уставом города находятся:
Существуют следующие виды муниципального имущества:
а) недвижимое имущество
б) части имущественного
комплекса предприятий -
цеха, производства, участки,
иные подразделения
в) движимое имущество, которым является оборудование и иное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, а также составляющее муниципальную казну г. Надыма;
г) недвижимые объекты (здания и сооружения) исторического и культурного наследия;
д) акции (вклады, доли) муниципальной собственности г. Надыма в капитале акционерных обществ (товариществ) и иных коммерческих организаций;
ж) доли в праве общей собственности;
з) иные виды имущества.
Муниципальная собственность оказывает влияние на состояние местного бюджета по-разному. С одной стороны она может способствовать пополнению доходной части бюджета, с другой - она требует расходов на ее содержание. Объясняется это тем, что не все объекты муниципальной собственности дают доход. Например, объекты здравоохранения, образования, культуры, то есть бюджетные учреждения, а также муниципальные предприятия пассажирского транспорта, жилищное хозяйство убыточны и требуют немалых затрат, чтобы функционировать. Естественно, что эти объекты не являются источниками доходов.
Чтобы покрыть расходы на указанные
и другие сферы деятельности, необходимо
изыскивать финансовые ресурсы. Задачу
эту можно решить с помощью
таких важнейших экономических
инструментов, как регулирование
отношений муниципальной собств
Хорошего, стабильного состояния местного бюджета можно достичь, по нашему мнению, только при наличии достаточного объема муниципальной собственности, дающих доход.
Важнейшим этапом по формированию неналоговых доходов бюджета является прогнозирование неналоговых поступлений. Существуют различные методы планирования неналоговых доходов, которые выражаются в способах и приемах разработки плановых документов и показателей применительно к различным их видам и назначениям.
Основой методики планирования неналоговых поступлений являются проведение аналитического исследования, подготовка базы данных, изучение и соединение информации в единое целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложившаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок планирование превращается в вероятностное гадание.
Прогноз поступления неналоговых доходов строится на основе исходных данных и предположений о будущем. Его качество определяется надежностью информации и обоснованностью предстоящих изменений в направлении факторов и тенденций. Исходные данные должны содержать неопровержимые с позиции сегодняшнего дня факты, утверждения. Например, при планировании доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности необходимо знать ставку арендной платы, площадь и количество сдаваемых помещений.
Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов