Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа
Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Источник: [16; 22; 24; 25; данные получены в Департаменте финансов Администрации города Надыма].
Данные таблицы 10 свидетельствуют об увеличении доли собственных неналоговых доходов города Надыма с 6,2% в 2002 году до 10,3% в 2005 году (приложение 8). Существенный рост произошел в 2004 году – с 4,7% до 9,1%.
На наш взгляд одной из причин увеличения доли неналоговых доходов бюджета города Надыма за последние годы связан с тенденцией сокращения нормативов отчисления от регулирующих налогов, в связи с реформированием налоговой системы. Это приводит к ежегодному уменьшению доли поступления в доход бюджета регулирующих налогов. Динамика изменения нормативов за последние годы выглядит следующим образом (таблица 11):
Таблица 11
Динамика изменений нормативов отчисления от регулирующих налогов
%
Виды основных регулирующих налогов |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Налог на прибыль |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
Подоходный налог |
34 |
27 |
20 |
20 |
20 |
20 |
НДС |
до 01.04 - 8 с 01.04 - 5 |
8 |
3 |
- |
- | |
Акцизы на спирт и ЛВИ |
10 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
Прочие акцизы |
100 |
100 |
100 |
100 |
16 |
28 |
Источник: [данные получены в Департаменте финансов Администрации города Надыма].
В результате введения в действие части II Налогового кодекса отчисления от регулирующих налогов в структуре бюджета города Надыма на 2006 год по сравнению с 2001 г. сократились в 4,5 раза.
Второй причиной уменьшения доли собственных неналоговых доходов является сокращение числа собственных местных налогов. Так, например, с введением 1 января 2001год второй части Налогового Кодекса Российской Федерации отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, который «составлял около третей части всех доходов бюджета» [54, с.180].
В среднем за пять лет, с 2001 по 2006 год, доля собственных неналоговых доходов в бюджете города Надыма составила 7%:
Рассчитаем среднее линейное отклонение собственных неналоговых доходов города Надыма. Для этого определим абсолютные значения отклонений каждой доли неналоговых доходов от среднего уровня:
%; %; %;
%; %
Среднее значение этих отклонений равно:
Л=
где Л – среднее линейное отклонение неналоговых доходов
В среднем в течение 5 лет каждый год доля собственных неналоговых доходов города Надыма изменялась на 1,8%.
Проанализируем интенсивность изменения неналоговых доходов с 2001 по 2006 год (таблица 12). Для характеристики используются такие показатели как:
- базисный
где - абсолютная величина рассматриваемой части совокупности в отчетном периоде,
- абсолютная величина
- цепной
где - абсолютная величина рассматриваемой части совокупности в предыдущем периоде.
- базисный
- цепной
- базисный
- цепной
Собственные неналоговые доходы города Надыма с 2001 по 2006 год
тыс. руб.
Показатель |
Испол-ненный бюджет за 2001 г. |
Испол-ненный бюджет за 2002г. |
Испол-ненный бюджет за 2003г. |
Испол-ненный бюджет за 2004г. |
Испол-ненный бюджет за 2005г. |
Утвер-жденный бюджет на 2006г. |
Собственные неналоговые доходы, тыс.руб. |
48764 |
70710 |
69918 |
186421 |
255147 |
174168 |
Абсолютный прирост, тыс.руб. цепной базисный |
- - |
21946 21946 |
-792 21154 |
116503 137657 |
68726 206383 |
-80979 125404 |
Темп роста, % цепной базисный |
- 100 |
145,0 145,0 |
98,9 143,4 |
266,6 382,3 |
136,9 523,2 |
68,0 357,2 |
Темп прироста, % цепной базисный |
- - |
45,0 45,0 |
-1,1 43,4 |
166,6 282,3 |
36,9 423,2 |
-32 257,2 |
Источник: [16; 22; 24; 25; данные получены в Департаменте финансов Администрации города Надыма].
Анализ динамики неналоговых доходов города Надыма говорит о том, что значительное увеличение поступления неналоговых доходов наблюдалось в 2005 году и составило 255147 тыс. руб., прирост составил по сравнению с 2004 годом 68726 тыс. руб. или 136,9%. Наибольший прирост неналоговых доходов произошел в 2004 году – 166,6% по сравнению с 2003 годом. С 2001 года по 2006 год данный вид доходов увеличился на 125404 тыс. руб. или на 257,2%. Однако в 2006 году план поступления неналоговых доходов сократился по сравнению с 2005 годом на 80979 тыс. рублей.
Зная размер поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Надыма за пять лет, мы можем рассчитать коэффициент соотношения налоговых и неналоговых доходов бюджета ( ):
руб. руб.
руб. руб.
руб.
В 2001 году на 1 рубль собственных неналоговых доходов приходилось 28,24 рублей, в 2002 году – 15,13 рублей, в 2003 году – 20,17 рублей. В 2004 году происходит резкое снижение – 9,99 рублей. Самое низкое значение пришлось на 2005 год – 7,56 рублей. На 2006 год запланировано:
руб.
Предполагается, что на 1 рубль неналоговых доходов бюджета города Надыма придется 8,75 рублей налоговых поступлений.
Зная лишь значение собственных неналоговых доходов, мы не можем сказать насколько это много, оценить, «почувствовать» эту величину. Для того чтобы на основе этой цифры сделать вывод об обеспеченности бюджета, необходимо сопоставит ее с общими расходами бюджета, т.е. определим коэффициент обеспеченности бюджета собственными неналоговыми доходами ( ).
руб. руб.
руб. руб.
руб. руб.
В 2001 году расходы превышали собственные неналоговые доходы города Надыма в 31,5 раз; в 2002 г. на каждый рубль неналоговых поступлений приходилось 16,45 рублей расходов; в 2003 показатель возрастает – 22,44 рубля. Лучшее положение наблюдалось в 2004 году, соотношение было 1 к 12,03. В 2005 году неналоговых поступлений не хватило даже на покрытие расходов на государственное управление и местное самоуправление (270870 тыс. руб.). На 2006 год планируется, что на каждый рубль собственных неналоговых доходов будет приходится 18,87 рублей расходов.
Сопоставив численность города Надыма и размер поступлений собственных неналоговых доходов, можно определить коэффициент среднедушевых собственных неналоговых доходов ( ). Данный показатель отвечает на вопрос, сколько приходится собственных неналоговых доходов бюджета на одного жителя города. Но сначала рассчитаем среднегодовую численность населения ( ), взяв данные на начало данного года и на начало следующего за данным годом [63, с.12].
чел. чел.
чел. чел.
чел. чел.
Среднегодовая численность населения города Надыма составила: в 2001году – 45555 человек, в 2002 году – 45810 человек, в 2003 году – 45935 человек, в 2004 году – 45820 человек, в 2005году – 45635 человек. В 2006 году данные берутся на начало года – 45550 человек.
Определив среднегодовую численность населения рассчитаем .
руб./чел. руб./чел.
руб./чел. руб./чел.
руб./чел. руб./чел.
В 2001 году на одного жителя Надыма приходилось 107 рублей; в 2002 году показатель возрастает до 154 рублей; в 2003 году изменения не значительны – 152 рубля; в 2004 году происходит скачок до 381 рублей; в 2005 году показатель равен 559 рублей. С учетом численности населения на начало года и с планом поступления собственных неналоговых доходов в бюджет города Надыма, в 2006 году на одного жителя запланировано поступление 382 рублей.
Сравним данный показатель с городами Мегион и Ноябрьск, где численность населения составляет 38000 человек и 110000 человек соответственно:
руб./чел.
руб./чел.
Сопоставив коэффициент среднедушевых
собственных неналоговых
Рассмотрим влияние инфляции на коэффициент среднедушевых собственных неналоговых доходов местного бюджета, т.е. проведем переоценку данного показателя к ценам 2001 года.
Значения инфляции за шесть лет указаны в таблице 13
Таблица 13
Значения инфляции города Надыма
декабрь к декабрю предыдущего года, %
Показатель |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
План 2006 года |
Инфляция |
20,1 |
21,0 |
19,3 |
16,0 |
12,0 |
Источник: [67, с.11].
В результате инфляции с 2001 года на одного жителя города Надыма приходится неналоговых доходов: в 2002 году - 106 рублей, в 2003 году показатель уменьшается до 89 рублей, в 2004 наблюдается скачок – 208 рублей, в 2005 году коэффициент равен 260 рублям и в 2006 году запланировано 166 рублей.
Необходимо отметить, что в 2006 году в результате переоценки поступления неналоговых доходов на одного жителя города Надыма запланированы в размере 166 рублей. Это ниже, чем в 2004 году. Причиной этого является сокращение запланированных поступлений неналоговых доходов по сравнению с 2006 годом, при росте инфляции.
Важнейшим этапом формирования доходов
бюджета является прогнозирование
неналоговых доходов. Используя
метод прогнозирования
Выделим 3 группы неналоговых
доходов: доходы от сдачи в
аренду имущества,
Таблица 14
Структура неналоговых доходов городского бюджета
%
Вид доходов |
2004 год |
2005 год |
Всего неналоговых доходов: |
100 |
100 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (1) |
45,9 |
44,2 |
Прочие доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности (2) |
46,4 |
45,7 |
Прочие неналоговые доходы (3) |
7,7 |
10,1 |
Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов