Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа
Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Как мы видим, специфика планирования
неналоговых поступлений заключ
Выводы по первой главе
1. Неналоговые поступления – составная часть доходов всех видов бюджетов – федерального, региональных бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов. Однако неналоговые доходы, согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления не являются государственными.
2. Стабильного состояния местного бюджета можно достичь, только при наличии достаточного объема муниципальной собственности, дающих доход.
3. Основой методики планирования
неналоговых поступлений
Расчет неналоговых доходов в бюджет города Надыма осуществляется на основе Методики расчета проекта бюджета города Надыма на 2006 год, утвержденной 24.09.2005г. Расчет производится исходя из наличия прогнозной информации о величине неналоговых поступлений.
В расчетах учитывается не менее 40 процентов недоимки в бюджет (контингент) по состоянию на 01.07.2005 года.
Доходы от муниципальной собственности и деятельности учитываются в соответствии с действующей программой приватизации, размерами доходов от пакетов акций в акционированных предприятиях и организациях, от аренды и продажи муниципальной собственности.
Расчеты этих доходов производит департамент
имущественных отношений
Планирование поступлений от предоставления
платных услуг осуществляют структурные
подразделения администрации
Остальные неналоговые доходы определяются исходя из ожидаемой оценки 2005 года с применением индексов - дефляторов с учетом особенностей взимания уплаты каждого конкретного источника.
Для определения дохода бюджета от аренды муниципальной собственности необходимо знать размер арендной платы за переданные в аренду объекты.
Размер устанавливается в
Порядок расчета арендной платы за переданные в аренду нежилые помещения, здания, сооружения производится по каждому арендатору путем перемножения базовой ставки арендной платы на корректировочные коэффициенты и площадь помещения.
А = Аб х К1 х К2 х К3 х К4 х К5
А - уровень арендной платы 1 м2 за месяц;
Аб - базовый уровень арендной платы принят в размере среднего уровня арендной платы.
Аб = Кб х МРОТ
Кб = 0,01 + Кi,
где Кi = Кб - предыдущего года;
Kб 2000 г. = 0,1;
Кб 2002 г. = 0,2.
К1 - коэффициент, учитывающий местоположение объекта с учетом коэффициента деловой активности указанных улиц.
Например, самое высокое значение коэффициента 3,5 присваивается объектам расположенным по улице Зверева, затем следует К1=3 – улица Набережная им. Оруджева. Наименьшее значение коэффициента равно единице. Например, улица Кедровая, Стрижова и др.
При расположении входа в арендуемое помещение со стороны двора вводится поправочный коэффициент 0,9, т.е. К1 х 0,9.
К2 - коэффициент транспортной доступности, принимается при удаленности объекта от маршрута движения городского (частного) общественного транспорта:
- до 100 м - 1,5;
- от 100 до 500 м - 1,2;
- более 500 м - 1,0.
К3 - определяет уровень комфортности и элементов благоустройства помещения:
- при наличии всех видов благоустройства (отопление, водопровод, канализация) - 1;
- при отсутствии хотя бы
одного элемента благоустройства
(центрального отопления, холодной,
горячей воды, электроэнергии);
полуподвальные помещения, цокольные
этажи, помещения выше первого
- подвальные помещения - 0,6.
К4 - коэффициент качества нежилого помещения:
К4 = К4,1 + К4,2 + К4,3 + К4,4 + К4,5 (4)
Где К4,1 -коэффициент расположения помещения (например, отдельно стоящее здание - 0,7, подвал - 0,2 и т.д.);
К4,2 - коэффициент, учитывающий
тип помещения (
К4,3 - коэффициент использования прилегающих территорий (огороженная прилегающая территория - 0,3, а неогороженная – 0,2);
К4,4 - коэффициент, учитывающий высоту потолков в помещении (средняя в здании) (например, свыше 3,0 м - 0,1)
К4,5 - коэффициент, учитывающий качество конструктивных элементов (стен, перекрытий) ( кирпич (железобетон) - 0,3, дерево (кирпич) - 0,15 и т.д.)
К5 - коэффициент, учитывающий вид деятельности предприятия, принимается от 0,5 до 5:
Например, игорный бизнес (кроме детских игровых автоматов), пункты обмена валюты, ночные клубы – 5, банковская, биржевая посредническая деятельность –4, кафе, бары –3, склады для хранения любых видов сырья, товаров, продовольствия – 2, частные медицинские услуги, коммерческие парикмахерские - 1,5, строительство, бытовое обслуживание – 1, органы милиции, суда – 0,5 и т.д.
В формуле арендной платы достаточно объективной, не зависящей от позиций арендодателя, заинтересованного в повышении платы, и арендатора, заинтересованного в ее снижении, является лишь поддающаяся физическому измерению величина площади помещения. Базовая же ставка Аб в той или иной мере зависит от интересов собственника (представляющих его органов), количество и значения коэффициентов К1, К2 ….Кn могут быть установлены только экспертно.
На примерах автора произведем расчет арендной платы 1 м помещений, расположенных в разных частях города; определим самую высокую стоимость 1м и самую низкую, сопоставим эти величины; сравним стоимость 1 м расчетной арендной платы и рыночной.
Пример №1: Отдельно стоящее здание расположено на улице Зверева, примерно, в 50 метров от автобусной остановки. В здании имеется отопление, водопровод, канализация. Высота потолков 3,5 метров. Стены здания сделаны из кирпича. Прилегающая территория огорожена. Помещение берется в аренду с целью открытия ночного клуба.
Стоимость 1 м арендуемого здания равна 937 рублей 13 копеек:
А = (0,2+0,01) (руб.)
Пример №2: Сдаваемое помещение расположено в 3А мкр. примерно, в 500 метров от маршрута движения городского (частного) общественного транспорта. Сдается подвальное помещение, вход в него – со стороны двора. Высота потолков в помещении 2,5 метров. Стены выполнены из железобетона. По данному адресу имеется несколько арендаторов. В сдаваемом помещение расположена организация инвалидов.
Произведем расчет стоимости 1 м арендуемого помещения:
А= (руб.)
Из двух рассмотренных примеров, мы видим, что разница между высокой ценой (937 рублей 13 копеек) 1 м арендуемого муниципального имущества и низкой (2 рубля 84 копейки) очевидна. Большое влияние на это оказывает местоположение объекта и вид деятельности предприятия, которое арендует имущество.
Пример №3: Произведем расчет цены 1 м арендуемого помещения в торговом центре «НИГО» на основе Методики расчета стоимости арендной платы муниципального имущества и сопоставим с рыночной (реальной) стоимостью 1 м арендуемой площади в данном торговом центре.
Для расчета необходимо выделить, что торговля осуществляется продуктами питания.
А=(0,2+0,01)
Произведя расчет 1 м арендуемой площади в торговом центре на основе Методики мы получили – 75 рублей 60 копеек, рыночная же цена намного выше и составляет – 1000 рублей за 1 м . Это наводит на мысль, что стоимость арендной платы муниципального имущества занижена, однако необходимо помнить, что в рыночную стоимость аренды в рассматриваемом примере входит охрана, ремонт помещения, оплата коммунальных услуг.
При рыночных отношениях, по мнению специалистов, арендную плату государственного и муниципального имущества «вообще не надо рассчитывать, назначать, устанавливать: она должна складываться как рыночная цена под влиянием спроса на арендуемое имущество с его предложением на свободном рынке» [29, с. 34]. Однако на наш взгляд этому препятствует ряд обстоятельств, среди которых первое – отсутствие развитого рынка аренды имущества в Надыме, а во вторых, на механизм ценообразования накладывают отпечаток льготы по арендной плате.
Для проведения расчетов неналоговых доходов необходимо выделить, что часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении у муниципального унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия, подлежит отчислению в городской бюджет в пределах от 0 до 15%.
Рассмотрим расчет поступления
некоторых собственных
Расчет доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества осуществляется следующим образом (таблица 4):
Таблица 4
Расчет доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества на 2006 год
тыс. руб.
Наименование показателя |
Контин -гент на 2006 год |
Недоим- ка на 01.07.05. 40% |
Уточнен- ный контин- гент на 2006 год |
Норма- тив отчисле- ния в город- ской бюджет |
Отчис- ления в город- ской бюджет | ||||||
Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, всего |
95560 |
1440 |
97000 |
100 |
97000 | ||||||
|
4850
291
90419 |
1440 |
4850
291
91859 |
100
100
100 |
4850
291
91859 |
Источник: [данные получены в Департаменте финансов Администрации города Надыма].
На основе проведенных расчетов доходы от аренды запланированы в размере 97000 тыс. рублей.
Расчет прочих доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности идентичен предыдущим расчет (таблица 5).
Таблица 5
Расчет доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности или от деятельности на 2006 год
тыс. руб.
Наименование показателя |
Контингент на 2006 год |
Уточненный контингент на 2006 год |
Норматив отчисления в городской бюджет |
Отчисления в городской бюджет |
Платежи от государственных и муниципальных организаций |
1000 |
1000 |
100 |
1000 |
Доходы от продажи квартир |
100 |
100 |
100 |
100 |
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, всего: - доходы за размещение наружной рекламы, - дивиденды по акциям |
6050
6000
50 |
6050
6000
50 |
100 |
6050
6000
50 |
Итого подлежит зачислению в бюджет города |
7150 |
Источник: [данные получены в Департаменте финансов Администрации города Надыма].
Исходя из произведенных расчетов доходы от имущества находящегося в муниципальной собственности, в общем, утверждены на 2006 год решением МО город Надым и Надымский район в размере 104150 тыс. рублей
Расчет поступления
Таблица 6
Расчет административных штрафов и иных санкций на 2006 год.
тыс. руб.
Виды доходов |
Факт 1 п/г 2005 года |
Коэф-фици-ент доведе-ния до года 3/4 |
Ожидае-мая оценка 2005 года континг-ент |
Ожида- емое поступ-ление в бюджет города |
Индекс-дефля-тор |
Прог-ноз 2005 года |
Уточ-ненный континг-ент |
Норма-тивы отчисле-ния в мест. бюджет, % |
Отчис-ления в мест. бюджет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
Админис-тративные штрафы и иные санкции |
10383 |
2,2 |
22841 |
22841 |
1,0 |
22841 |
22841 |
100 |
22841 |
Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов