Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

 Источник: [данные получены в  Департаменте финансов Администрации города Надым].

 

На основе проведенных расчетов поступления неналоговых доходов  в бюджет решением МО город Надым и Надымский район от 29 января 2006г. №248 собственные неналоговые доходы утверждены в размере 174168 тыс. руб. или 10,26% всех доходов бюджета (таблица 7).

 

Таблица 7

Доходы города Надыма на 2006 год

тыс. руб.

Перечень доходов

Утвержден-ный бюджет на 2006 год

Удельный вес, % к всего  доходы

 

Всего доходов

1698294

100

1.

Налоговые доходы

1524126

89,74

2.

Неналоговые доходы

174168

10,26


Источник: [22]

 

Большая часть неналоговых поступлений  - 143788 тыс. руб. или 82,56% - пришлась на доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности (приложение 4). В их числе  46788 тыс. руб. или 26,86 % арендная плата за земли городов и поселков и 97000 тыс. руб. или 55,7% прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (таблица 2.1.5.).  

Существенно пополняют неналоговые  доходы административные штрафы и иные санкции – 22841 тыс. руб. или 13,11% от всех неналоговых поступлений. На наш взгляд большой удельный вес доходов фискального характера связан с дефицитом бюджета города Надыма, который способствует увеличивать поступления в бюджет за счет применение административных мер.

Таблица 8

Неналоговые доходы местного бюджета  на 2006 год

тыс. руб.

Перечень доходов

Утвержден-ный бюджет на 2006 год

Удельный вес, % к неналоговым  доходам

1.

Неналоговые доходы

Из них:

174168

100

1.1.

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности 

151327

86,89

1.1.1.

Доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, в том числе:

  • арендная плата за земли городов и поселков
  • прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

143788

 

 

46788

 

 

97000

82,56

 

 

26,86

 

 

55,69

1.1.2.

Проценты от предоставления бюджетных кредитов (ссуд)

389

0,22

1.1.3.

Платежи от государственных и муниципальных организаций

1000

0,57

1.1.4.

Доходы от продажи  квартир

100

0,06

1.1.5.

Прочие поступления  от имущества, находящегося в муниципальной  собственности

6050

3,47

1.2.

Административные штрафы и иные санкции 

22841

13,11


Источник: [22]

2.2. Анализ  собственных неналоговых  доходов местного бюджета

 

В ходе бюджетного года и по окончании  его годового цикла центральные  и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую  работу по результатам составления  и исполнения доходов бюджета.

Цель анализа собственных  неналоговых доходов бюджета  является:

  • обоснование параметров показателей при формировании бюджета;
  • выявление факторов и причин, оказавших влияние на  невыполнение плановых показателей бюджета;
  • выявление резервов неналоговых доходов при составлении и исполнении бюджета.

Анализ собственных неналоговых  доходов может проводиться по результатам как составления, так  и исполнения бюджета.

Неналоговые доходы  города Надыма в 2005 году исполнены в сумме 255147 тыс. рублей, что составило 114% к плану - 223887 тыс. руб. (приложение 5).

В бюджет города Надыма в 2005 году поступило доходов от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 123922 тыс. руб., из них доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 112753 тыс. рублей.

В 2005 году в бюджет города внесено платежей по арендной плате за землю 34590 тыс. руб. при плане 42019 тыс. руб., исполнение составило 82,3%. Начисленные платежи 2005 года составили 38745 тыс. руб., недоимка за 2005 год по начисленным платежам составляет 4155 тыс. рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества  составили 78163 тыс. руб. при плане 67034 тыс. рублей.

 В 2005 году были обременены договорами аренды помещения, занимаемые подразделениями Управления федеральной почтовой связи «Надымский почтамт», городские стоматологические поликлиники. Бюджет города дополнительно получил доходов, соответственно 640,7 тыс. руб. и 547,3 тыс. рублей. В течение 2005г. по договорам аренды получено 1880 тыс. руб. задатка, который будет зачтен в счет уплаты арендной платы в 2005 году. В связи с внесением изменений в Методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом (решение МО г.Надым и Надымский район от 30.10.2005 № 124), была увеличена ставка арендной платы за пользование муниципальным имуществом. В ноябре, декабре 2005 года большая часть арендаторов расчет производила по новым ставкам. 

Одной из  задач на 2005 год явилось увеличение доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, в частности, от сдачи в аренду объектов недвижимости  и в виде дивидендов по акциям.

За 2005 год доходы по дивидендам составили 78 тыс. рублей при плане 60 тыс. рублей. Следует отметить, что планировать поступления по дивидендам достаточно сложно, поскольку решения об их выплате принимаются на собраниях акционеров только по итогам года.

В 2005 году плательщиками дивидендов по акциям, принадлежащих администрации города Надыма являлись:

  • ОАО «Аэропорт Надым»
  • ОАО «Городской Рынок»
  • ОАО МСК «Жизнь»
  • ОАО «Северный гостиный двор»
  • ОАО СК «Элис-Ямал»
  • ОАО «Надымдорстрой»
  • ОАО «Фарммаркет».

На перевыполнение плана повлиял  рост платежей по административным и иным санкциям, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, поступление которых составило 130% к плану (план –18255 тыс. руб., исполнение – 23718 тыс. руб.). Это обусловлено более полным зачислением в бюджет города штрафов, взимаемых ГИБДД.

 Следует отметить, что за  истекший год вырос  уровень  доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Так, бюджетными учреждениями было оказано платных услуг на сумму 103565 тыс. рублей при запланированных 91819 тыс. руб., или больше на 11745 тыс. рублей.

 В связи со стабилизацией  финансового состояния предприятий  возросли платежи от государственных и муниципальных предприятий. При плане 1000 тыс. руб. предприятиями перечислено 1501 тыс. рублей.

При формировании доходной части бюджета  города были запланированы доходы от продажи квартир в сумме 200,0 тыс. рублей, поступлений нет.

Продажа жилых помещений муниципального жилищного фонда в 2005 году не осуществлялась по следующим причинам:

-  для продажи жилых помещений  на аукционе не поступало документов  от комитета по жилью администрации  города;

- оформление документов по  продаже жилых помещений в коммунальных квартирах было приостановлено в связи с проведением по требованию Тюменской областной палаты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним инвентаризации коммунальных квартир с присвоением номеров помещениям в этих квартирах. Работа по подготовке документов возобновлена в ноябре 2005 года.

 Значительно возросли в (1,8 раза) доходы от размещения наружной  рекламы, при плане 3500 тыс. руб. в бюджет города поступило 6294 тыс. рублей, это обусловлено ростом объема предоставляемых площадей под рекламу.

Из общей суммы неналоговых  доходов отдельно выделены только те статьи, которые утверждены решением о бюджете. В ходе исполнения бюджета поступили незапланированные платежи, которые составили 7238 тыс. рублей, из них:

  • проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) 281 тыс. рублей;
  • доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества 125 тыс. рублей, поступившие от службы судебных приставов;
  • прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2890 тыс. рублей;
  • доходы от продажи земельных участков 1818 тыс. рублей;
  • прочие неналоговые доходы 2124 тыс. рублей.   

В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост неналоговых доходов города Надыма на 68726 тыс. рублей или составили 137%.

Необходимо отметить значительное увеличение доходов от сдачи в  аренду недвижимого имущества  - 25605 тыс. рублей, от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями – 23456 тыс. руб., от  административных штрафов – 12640 тыс. рублей. Доходы от реализации конфискованного имущества возросли в 2005 году по сравнению с 2004 годом в 31 раз, (на 121 тыс. руб.), доходы от продажи земельных участков примерно в 9 раз. Однако произошло некоторое снижение сумм неналоговых поступлений, в частности доходы по дивидендам от акций уменьшились на 154 тыс. рублей (34%), доходы от продажи квартир на 141 тыс. рублей (это связано с тем, что в 2005 году поступлений по данному источнику не  происходило).

Не точное выполнение плана поступления неналоговых доходов в местный бюджет не является проблемой только 2005 года. Проанализировав данные за 4 года, с 2001 по 2004 год (таблица 2.2.1.), мы видим, что плановые показатели не совпадают с фактическими. Причиной этому является отсутствие надежных методов планирования поступления неналоговых доходов в бюджет.

 

 

 

 

Таблица 9

Анализ исполнения неналоговых  доходов за 2001 – 2004 год

тыс.руб.

 

Вид доходов

2001 год

2002 год

2003  год

2004 год

План

Факт

%

План

Факт

%

План

Факт

%

План

Факт

%

Неналоговые доходы

В том числе:

54223

48764

89,9

60915

70710

116,1

114399

69918

61,1

153869

186421

121,6

Арендная плата за земли

     

8150

13072

160,4

 

20323

 

25330

32974

130,1

Прочие дохо-ды от государ-ственной соб-ственности (деятельности)

43248

43164

99,8

39500

45259

114,6

94265

44163

46,8

107359

138742

129,2

Доходы от продажи  госу-дарственной и муници-пальной  собственности 

4716

159

3,4

2850

376

13,2

11140

63

5,5

1050

352

33,5

Прочие неналоговые  доходы

6259

5441

86,9

10415

12003

115,2

8994

5369

59,7

20130

14353

71,3


Источник: [17; 18; 19; 20; 24; 25; данные получены в Департаменте финансов Администрации  города Надыма].

 

В таблице 9:

План – утвержденный план поступления  неналоговых доходов в бюджет города Тюмени;

Факт – поступление неналоговых доходов в городской бюджет;

% - процент исполнения утвержденного  плана поступления неналоговых  доходов в местный бюджет.

Средний процент исполнения поступления  неналоговых доходов в бюджет города Надыма за пять лет, с 2001 по 2005 год, равен 100,5%:

%,

где - средний процент исполнение поступления неналоговых доходов.

На основе данных расчетов мы можем предположить, что в 2005 году бюджет, в части поступления неналоговых доходов будет исполнен примерно на 100%.

Доля собственных неналоговых  доходов в бюджете города Надыма в 2005 году составила 11,7% (таблица 10). На 2006 год поступления запланированы в размере 174168 тыс. рублей или 10,3%. Например, в таком районом центре как Мегион доля неналоговых доходов в бюджете в 2006 году составляет 5,9% или 98400 тыс. руб. (приложение 6),  а в городе Ноябрьск – 8,6% или 96693 тыс. руб. (приложение 7).

Об изменении  доли собственных неналоговых доходов  города Надыма за ряд лет можно судить по данным таблицы 10

 

Таблица 10

Доходы бюджета города Надыма

тыс. руб.

 

Доходы

Исполнен-ный бюджет за 2001 г.

Исполнен-ный бюджет за 2002 г.

Исполнен-ный бюджет за 2003 г.

Исполнен-ный бюджет за 2004 г.

Исполнен-ный бюджет за 2005 г.

Утвержден-ный бюджет на 2006 г.

%

%

%

%

%

%

Всего доходы

1425823

100

1141114

100

1480328

100

2048883

100

2185407

100

1698294

100

Налоговые доходы

1377059

96,6

1070404

93,8

1410410

95,3

1862462

90,9

1930260

88,3

1524126

89,7

Неналоговые доходы

48764

3,4

70710

6,2

69918

4,7

186421

9,1

255147

11,7

174168

10,3

Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов