Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа
Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Источник: [данные получены в Департаменте финансов Администрации города Надым].
На основе проведенных расчетов
поступления неналоговых
Таблица 7
Доходы города Надыма на 2006 год
тыс. руб.
№ |
Перечень доходов |
Утвержден-ный бюджет на 2006 год |
Удельный вес, % к всего доходы |
Всего доходов |
1698294 |
100 | |
1. |
Налоговые доходы |
1524126 |
89,74 |
2. |
Неналоговые доходы |
174168 |
10,26 |
Источник: [22]
Большая часть неналоговых поступлений
- 143788 тыс. руб. или 82,56% - пришлась на доходы
от сдачи в аренду имущества, находящегося
в государственной и
Существенно пополняют неналоговые доходы административные штрафы и иные санкции – 22841 тыс. руб. или 13,11% от всех неналоговых поступлений. На наш взгляд большой удельный вес доходов фискального характера связан с дефицитом бюджета города Надыма, который способствует увеличивать поступления в бюджет за счет применение административных мер.
Таблица 8
Неналоговые доходы местного бюджета на 2006 год
тыс. руб.
№ |
Перечень доходов |
Утвержден-ный бюджет на 2006 год |
Удельный вес, % к неналоговым доходам |
1. |
Неналоговые доходы Из них: |
174168 |
100 |
1.1. |
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности |
151327 |
86,89 |
1.1.1. |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:
|
143788
46788
97000 |
82,56
26,86
55,69 |
1.1.2. |
Проценты от предоставления бюджетных кредитов (ссуд) |
389 |
0,22 |
1.1.3. |
Платежи от государственных и муниципальных организаций |
1000 |
0,57 |
1.1.4. |
Доходы от продажи квартир |
100 |
0,06 |
1.1.5. |
Прочие поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности |
6050 |
3,47 |
1.2. |
Административные штрафы и иные санкции |
22841 |
13,11 |
Источник: [22]
В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения доходов бюджета.
Цель анализа собственных неналоговых доходов бюджета является:
Анализ собственных
Неналоговые доходы города Надыма в 2005 году исполнены в сумме 255147 тыс. рублей, что составило 114% к плану - 223887 тыс. руб. (приложение 5).
В бюджет города Надыма в 2005 году поступило доходов от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 123922 тыс. руб., из них доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 112753 тыс. рублей.
В 2005 году в бюджет города внесено платежей по арендной плате за землю 34590 тыс. руб. при плане 42019 тыс. руб., исполнение составило 82,3%. Начисленные платежи 2005 года составили 38745 тыс. руб., недоимка за 2005 год по начисленным платежам составляет 4155 тыс. рублей.
Доходы от сдачи в аренду имущества составили 78163 тыс. руб. при плане 67034 тыс. рублей.
В 2005 году были обременены договорами аренды помещения, занимаемые подразделениями Управления федеральной почтовой связи «Надымский почтамт», городские стоматологические поликлиники. Бюджет города дополнительно получил доходов, соответственно 640,7 тыс. руб. и 547,3 тыс. рублей. В течение 2005г. по договорам аренды получено 1880 тыс. руб. задатка, который будет зачтен в счет уплаты арендной платы в 2005 году. В связи с внесением изменений в Методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом (решение МО г.Надым и Надымский район от 30.10.2005 № 124), была увеличена ставка арендной платы за пользование муниципальным имуществом. В ноябре, декабре 2005 года большая часть арендаторов расчет производила по новым ставкам.
Одной из задач на 2005 год явилось увеличение доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, в частности, от сдачи в аренду объектов недвижимости и в виде дивидендов по акциям.
За 2005 год доходы по дивидендам составили 78 тыс. рублей при плане 60 тыс. рублей. Следует отметить, что планировать поступления по дивидендам достаточно сложно, поскольку решения об их выплате принимаются на собраниях акционеров только по итогам года.
В 2005 году плательщиками дивидендов по акциям, принадлежащих администрации города Надыма являлись:
На перевыполнение плана повлиял рост платежей по административным и иным санкциям, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, поступление которых составило 130% к плану (план –18255 тыс. руб., исполнение – 23718 тыс. руб.). Это обусловлено более полным зачислением в бюджет города штрафов, взимаемых ГИБДД.
Следует отметить, что за истекший год вырос уровень доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Так, бюджетными учреждениями было оказано платных услуг на сумму 103565 тыс. рублей при запланированных 91819 тыс. руб., или больше на 11745 тыс. рублей.
В связи со стабилизацией
финансового состояния
При формировании доходной части бюджета города были запланированы доходы от продажи квартир в сумме 200,0 тыс. рублей, поступлений нет.
Продажа жилых помещений муниципального жилищного фонда в 2005 году не осуществлялась по следующим причинам:
- для продажи жилых помещений
на аукционе не поступало
- оформление документов по продаже жилых помещений в коммунальных квартирах было приостановлено в связи с проведением по требованию Тюменской областной палаты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним инвентаризации коммунальных квартир с присвоением номеров помещениям в этих квартирах. Работа по подготовке документов возобновлена в ноябре 2005 года.
Значительно возросли в (1,8 раза) доходы от размещения наружной рекламы, при плане 3500 тыс. руб. в бюджет города поступило 6294 тыс. рублей, это обусловлено ростом объема предоставляемых площадей под рекламу.
Из общей суммы неналоговых доходов отдельно выделены только те статьи, которые утверждены решением о бюджете. В ходе исполнения бюджета поступили незапланированные платежи, которые составили 7238 тыс. рублей, из них:
В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост неналоговых доходов города Надыма на 68726 тыс. рублей или составили 137%.
Необходимо отметить значительное увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества - 25605 тыс. рублей, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями – 23456 тыс. руб., от административных штрафов – 12640 тыс. рублей. Доходы от реализации конфискованного имущества возросли в 2005 году по сравнению с 2004 годом в 31 раз, (на 121 тыс. руб.), доходы от продажи земельных участков примерно в 9 раз. Однако произошло некоторое снижение сумм неналоговых поступлений, в частности доходы по дивидендам от акций уменьшились на 154 тыс. рублей (34%), доходы от продажи квартир на 141 тыс. рублей (это связано с тем, что в 2005 году поступлений по данному источнику не происходило).
Не точное выполнение плана поступления неналоговых доходов в местный бюджет не является проблемой только 2005 года. Проанализировав данные за 4 года, с 2001 по 2004 год (таблица 2.2.1.), мы видим, что плановые показатели не совпадают с фактическими. Причиной этому является отсутствие надежных методов планирования поступления неналоговых доходов в бюджет.
Таблица 9
Анализ исполнения неналоговых доходов за 2001 – 2004 год
тыс.руб.
Вид доходов |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год | ||||||||
План |
Факт |
% |
План |
Факт |
% |
План |
Факт |
% |
План |
Факт |
% | |
Неналоговые доходы В том числе: |
54223 |
48764 |
89,9 |
60915 |
70710 |
116,1 |
114399 |
69918 |
61,1 |
153869 |
186421 |
121,6 |
Арендная плата за земли |
8150 |
13072 |
160,4 |
20323 |
25330 |
32974 |
130,1 | |||||
Прочие дохо-ды от государ-ственной соб-ственности (деятельности) |
43248 |
43164 |
99,8 |
39500 |
45259 |
114,6 |
94265 |
44163 |
46,8 |
107359 |
138742 |
129,2 |
Доходы от продажи
госу-дарственной и муници- |
4716 |
159 |
3,4 |
2850 |
376 |
13,2 |
11140 |
63 |
5,5 |
1050 |
352 |
33,5 |
Прочие неналоговые доходы |
6259 |
5441 |
86,9 |
10415 |
12003 |
115,2 |
8994 |
5369 |
59,7 |
20130 |
14353 |
71,3 |
Источник: [17; 18; 19; 20; 24; 25; данные получены в Департаменте финансов Администрации города Надыма].
В таблице 9:
План – утвержденный план поступления неналоговых доходов в бюджет города Тюмени;
Факт – поступление неналоговых доходов в городской бюджет;
% - процент исполнения
Средний процент исполнения поступления неналоговых доходов в бюджет города Надыма за пять лет, с 2001 по 2005 год, равен 100,5%:
где - средний процент исполнение поступления неналоговых доходов.
На основе данных расчетов мы можем предположить, что в 2005 году бюджет, в части поступления неналоговых доходов будет исполнен примерно на 100%.
Доля собственных неналоговых доходов в бюджете города Надыма в 2005 году составила 11,7% (таблица 10). На 2006 год поступления запланированы в размере 174168 тыс. рублей или 10,3%. Например, в таком районом центре как Мегион доля неналоговых доходов в бюджете в 2006 году составляет 5,9% или 98400 тыс. руб. (приложение 6), а в городе Ноябрьск – 8,6% или 96693 тыс. руб. (приложение 7).
Об изменении доли
собственных неналоговых
Таблица 10
Доходы бюджета города Надыма
тыс. руб.
Доходы |
Исполнен-ный бюджет за 2001 г. |
Исполнен-ный бюджет за 2002 г. |
Исполнен-ный бюджет за 2003 г. |
Исполнен-ный бюджет за 2004 г. |
Исполнен-ный бюджет за 2005 г. |
Утвержден-ный бюджет на 2006 г. | ||||||
% |
% |
% |
% |
% |
% | |||||||
Всего доходы |
1425823 |
100 |
1141114 |
100 |
1480328 |
100 |
2048883 |
100 |
2185407 |
100 |
1698294 |
100 |
Налоговые доходы |
1377059 |
96,6 |
1070404 |
93,8 |
1410410 |
95,3 |
1862462 |
90,9 |
1930260 |
88,3 |
1524126 |
89,7 |
Неналоговые доходы |
48764 |
3,4 |
70710 |
6,2 |
69918 |
4,7 |
186421 |
9,1 |
255147 |
11,7 |
174168 |
10,3 |
Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов