Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа
Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Показатель чистой прибыли плательщиков дивидендов на 01.08.2005 г. составило 36380,2 тыс. рублей, на акции принадлежавшие администрации города приходится 1019,2 тыс. рублей чистой прибыли.
На основе анализа данных мировой экономики и тенденций, сложившихся за последние два – три года в ведущих российских корпорациях, позволяет сделать вывод о том, что нормальная средняя доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды, - 10,5% - 15,0% [37, с.29]. Следовательно, поступления дивидендов на муниципальный пакет акций в 2005 году составят 107,0 –152,9 тыс. рублей. Это в 2 – 3 раза больше, чем запланировано поступлений Решением МО г.Надым и Надымский район «Об утверждении бюджета г. Надыма на 2005 год».
Необходимо учесть, что расчеты поступления дивидендов производились на основе прибыли полученной акционерными обществами на 1 августа, т.е. доходы данных организаций к концу года стали выше, это привело к увеличению размеров дивидендов, примерно, до 160 – 229 тыс. рублей.
Хотелось бы также отметить следующее. Принятый в августе 2001 года Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит норму, согласно которой срок выплаты годовых дивидендов определяется уставом общества или соответствующим решением общего собрания акционеров; если же уставом общества или решением общего собрания акционеров дата выплаты годовых дивидендов не установлена, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия данного решения. Предполагаем законодательно предписать акционерным обществам с муниципальным участием иной порядок: срок выплаты дивидендов, причитающихся городу, не должен превышать 30 дней со дня принятия решения об их выплате вне зависимости от содержания устава предприятия и решения общего собрания акционеров.
В связи с тем, что в течение 2005 года поступили дивиденды по акциям, принадлежащих администрации города Надыма по итогам работы акционерных обществ за 2003 г. (ОАО «Северный гостиный двор» – 9,2 тыс. рублей, ОАО «Надыммежрайгаз» – 4,3 тыс. рублей, ОАО «Фарммаркет» – 9,1 тыс. рублей) предлагаем также законодательно закрепить положение о том, что в случае задержки уплаты причитающихся государству дивидендов должны начисляться пени. Размер их необходимо установит в размере ставки рефинансирования, но не ниже текущего уровня инфляции.
Ежегодно комитет по управлению имуществом города Надыма разрабатывает программу приватизации объектов муниципальной собственности города. В ней указывается перечень имущества, подлежащих приватизации (продаже) и цена предполагаемых продаж. На 2006 год данные поступления запланированы в размере 6900 тыс. рублей, что значительно ниже плановых показателей на 2005 год (10750 тыс. руб.)
На наш взгляд запланированные на 2006 год доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности занижены. Объясняется это тем, что:
В последние годы администрация города Надыма стремится продать находящиеся в ее собственности пакеты акций различных акционерных обществ. Причиной этому является незначительное поступление доходов в виде дивидендов по акциям (таблица 28).
Таблица 28
Доходы местного бюджета от дивидендов по акциям
тыс. руб.
Вид доходов |
2004 год |
2005 год |
План 2006 года |
Дивиденды по акциям |
215,3 |
80,2 |
50 |
Источник: [данные получены в Департаменте
имущественных отношений
На наш взгляд это не является выходом из сложившейся ситуации, но если никак нельзя повлиять на деятельность акционерных обществ, то предлагаем вырученные денежные средства от приватизации данных объектов вкладывать в строительство квартир с последующей продажей их по рыночной стоимости или торговых площадей с целью сдачи их в аренду.
Поступление в местный бюджет платежей
от государственных и
В 2005 году в городской бюджет в качестве платежей госпредприятий было направлено 1488,6 тыс. рулей. Отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятии, осуществляется в размере 15%.
В 2005 году из 71 действующих муниципальных предприятий плательщиками являлись 43. Это в основном предприятия торговли и бытового обслуживания.
Крупнейшими муниципальными унитарными предприятиями по размеру полученной прибыли в 2005 году являются муниципальное предприятие «Городской рынок» – 4805 тыс. рублей (за 9 месяцев 2004 года), аптека №122 – 826 тыс. рублей, аптека «Семейная» 118 тыс. рублей. Отчисления от прибыли данных предприятий составило: 200 тыс. рублей, 122,137 тыс. рублей и 83,2 тыс. рублей соответственно.
В целях увеличения поступления
доходов в виде платежей от государственных
и муниципальных предприятий
предлагаем до 95% чистой прибыли
муниципальных унитарных
Данная мера на наш взгляд позволит
многократно увеличить
В случае перечисления 95% чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в бюджет города Надыма и последующей капитализации ее 40% на инвестиционные программы доходы местного бюджета могли бы составить в 2006 году примерно 6300 тыс. рублей (из них на инвестиционные программы 2700 тыс. рублей) против 1000 тыс. рублей запланированных поступлений.
Решением МО г.Надым и Надымский район доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности определены на 2006 год в 143788 тыс. рублей.
Резервами увеличения на наш взгляд данных поступления в 2006 году является:
Таким образом, доходы местного бюджета в части запланированных поступлений неналоговых доходов на 2006 год считаем заниженными.
По нашим оценкам за счет охарактеризованных дополнительных поступлений, возможно, увеличить неналоговые доходы до 190500 тыс. рублей против 180968 тыс. рублей утвержденных решением МО г.Надым и Надымский район (включая доходы от приватизации государственного и муниципального имущества). Отклонение - 9532 тыс. рублей, является существенным пополнением для местного бюджета.
Выводы по третьей главе
2006 год по сравнению с
2. В современных экономических условиях основной задачей органов местного самоуправления является социально-экономической развитие территории, укрепление доходной базы местного бюджета. При формировании доходов городские органы стоят перед выбором: с одной стороны, содействовать развитию предприятий, с другой – обеспечить максимальное поступление средств в бюджет.
С целью «безболезненного»
для предприятий увеличения
В современных условиях, когда финансовые возможности муниципалитета крайне ограничены, важной задачей местных органов власти является поиск дополнительных источников пополнения доходной части местного бюджета, в том числе, за счет эффективного формирования неналоговых поступлений.
За последние три года в бюджете города Надыма наблюдается резкое увеличение доли неналоговых доходов (с 4,7% в 2003 году до 11,7% в 2005 году). На рост неналоговых поступлений повлияло, с одной стороны реформирование налоговой системы (сокращение нормативов отчислений от регулирующих налогов, поступающих в местный бюджет и уменьшение числа местных налогов), а с другой – более эффективное использование имеющегося в муниципальной собственности имущества.
О рациональном формировании неналоговых
поступлений свидетельствует
В результате проведенного анализа была выявлена проблема местного бюджета, в части прогноза поступления неналоговых доходов. В документах сопровождающих решение о бюджете не предусматривается объективное и мотивированное объяснение расчета прогнозируемых размеров неналоговых доходов, а также обоснование точности этих цифр. На основе проведенного исследования, заключающегося в сравнении прогнозируемых сумм поступлений по разным видам неналоговых доходов на будущий бюджетный год и фактически полученных, сформулированы соображения о сложности гарантированного прогнозирования предстоящих поступлений в бюджет. Это подтверждается значительными суммами расхождения фактических показателей с плановыми.
Вообще, совершенствование методов планирования и прогнозирования в части неналоговых доходов в настоящий момент является едва ли не основной проблемой повышения эффективного использования бюджетного механизма для активизации доходной политики местных бюджетов. В этой связи речь должна идти не только о развитии организационных процедур прогнозирования, сколько о расширении круга методов используемых в прогнозировании. Среди методов прогнозирования поступления неналоговых доходов необходимо выделить метод подбора функции. Применение данного метода обеспечивает получение более точного результата прогноза неналоговых поступлений. Об этом свидетельствуют произведенные расчеты в третьей главе настоящей работы.
Из собственных неналоговых доходов бюджета города Надыма особого внимания заслуживают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Их доля на 2006 год запланирована в размере 86, 89% всех неналоговых поступлений. В рамках эффективного использования доходов от муниципального имущества предлагается:
Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов