Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)

 

Показатель чистой прибыли плательщиков дивидендов на 01.08.2005 г. составило 36380,2 тыс. рублей, на акции принадлежавшие администрации города приходится 1019,2 тыс. рублей чистой прибыли.

На основе анализа данных мировой  экономики и тенденций, сложившихся  за последние два – три года в ведущих российских корпорациях, позволяет сделать вывод о  том, что нормальная средняя доля чистой прибыли, направляемой на дивиденды, - 10,5% - 15,0% [37, с.29]. Следовательно, поступления дивидендов на муниципальный пакет акций в 2005 году составят 107,0 –152,9 тыс. рублей. Это в 2 – 3 раза больше, чем запланировано поступлений Решением МО г.Надым и Надымский район «Об утверждении бюджета г. Надыма на 2005 год».

Необходимо учесть, что расчеты  поступления дивидендов производились  на основе прибыли полученной акционерными обществами на 1 августа, т.е. доходы данных организаций к концу года стали выше, это привело  к увеличению размеров дивидендов, примерно, до 160 – 229 тыс. рублей.

Хотелось бы также отметить следующее. Принятый в августе 2001 года Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит норму, согласно которой срок выплаты годовых дивидендов определяется уставом общества или соответствующим решением общего собрания акционеров; если же уставом общества или решением общего собрания акционеров дата выплаты годовых дивидендов не установлена, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия данного решения. Предполагаем законодательно предписать акционерным обществам с муниципальным участием иной порядок: срок выплаты дивидендов, причитающихся городу, не должен превышать 30 дней со дня принятия решения об их выплате вне зависимости от содержания устава предприятия и решения общего собрания акционеров.

В связи с тем, что в течение 2005 года поступили дивиденды по акциям, принадлежащих администрации города Надыма по итогам работы акционерных обществ  за 2003 г.  (ОАО «Северный гостиный двор» – 9,2 тыс. рублей, ОАО «Надыммежрайгаз» – 4,3 тыс. рублей, ОАО «Фарммаркет» – 9,1 тыс. рублей) предлагаем также законодательно закрепить положение о том, что в случае задержки уплаты причитающихся государству дивидендов должны начисляться пени. Размер их необходимо установит в размере ставки рефинансирования, но не ниже текущего уровня инфляции.

Ежегодно комитет по управлению имуществом города Надыма разрабатывает программу приватизации объектов муниципальной собственности города. В ней указывается перечень имущества, подлежащих приватизации (продаже) и цена предполагаемых продаж. На 2006 год данные поступления запланированы в размере 6900 тыс. рублей, что значительно ниже плановых показателей на 2005 год (10750 тыс. руб.)

 На наш взгляд запланированные на 2006 год доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности занижены. Объясняется это тем, что:

  1. в течение года   поступают заявки о приватизации объектов, не входящий в утвержденный перечень и чаще всего осуществляется их продажа;
  2. до ноября 2005 года распределение поступлений от приватизации осуществлялось следующим образом: 79% - в местный бюджет, 20% - в комитет по управлению имуществом города Надыма и 1% - на оплату инвентаризационно-технических и экспертных услуг по оценке рыночной стоимости приватизируемых объектов муниципальной собственности. Сейчас все 100% поступают в бюджет;
  3. первоначальная (плановая) стоимость объекта, как правило, ниже стоимости продажи данного объекта;
  4. за задержку  оплаты приобретенного имущества начисляются пени в размере установленного процента ставки рефинансирования Центрального Банка. В 2005 году из 17 приватизированных объектов муниципальной собственности по 6 было уплачено пени в размере 580548 рублей.

В последние годы администрация  города Надыма стремится продать находящиеся в ее собственности пакеты акций различных акционерных обществ. Причиной этому является незначительное поступление доходов в виде дивидендов по акциям (таблица 28).

 

Таблица 28

Доходы местного бюджета от дивидендов по акциям

тыс. руб.

Вид доходов

2004 год

2005 год

План 2006 года

Дивиденды по акциям

215,3

80,2

50


Источник: [данные получены в Департаменте имущественных отношений Администрации  города Надыма].

 

На наш взгляд это не является выходом из сложившейся ситуации, но если никак нельзя повлиять на деятельность акционерных обществ, то предлагаем вырученные денежные средства от приватизации данных объектов вкладывать в строительство  квартир с последующей продажей их по рыночной стоимости или  торговых площадей с целью сдачи их в аренду.

Поступление в местный бюджет платежей от государственных и муниципальных  организаций предусмотрено Решением МО г.Надым и Надымский район на 2006 год в размере 1000 тыс. рублей.

В 2005 году в городской бюджет в качестве платежей госпредприятий было направлено 1488,6 тыс. рулей. Отчисления от прибыли, остающейся  в распоряжении   муниципальных унитарных предприятии, осуществляется в размере 15%. 

 В 2005 году из 71 действующих муниципальных предприятий плательщиками являлись 43. Это в основном предприятия торговли и бытового обслуживания.

Крупнейшими муниципальными унитарными предприятиями по размеру полученной прибыли в 2005 году являются муниципальное предприятие «Городской рынок» – 4805 тыс. рублей (за 9 месяцев 2004 года), аптека №122 – 826 тыс. рублей, аптека «Семейная» 118 тыс. рублей. Отчисления от прибыли данных предприятий составило: 200 тыс. рублей, 122,137 тыс. рублей и 83,2 тыс. рублей соответственно.

В целях увеличения поступления  доходов в виде платежей от государственных  и муниципальных предприятий  предлагаем  до 95% чистой прибыли  муниципальных унитарных предприятий  направлять в доход местного бюджета. Остающиеся 5% могут быть направлены на материальное стимулирование руководителей и работников этих предприятий. При этом стоило бы капитализировать 40% соответствующей прибыли на инвестиционные программы  муниципальных предприятий.

Данная мера на наш взгляд позволит многократно увеличить поступления  в городской бюджет доходов в виде платежей от государственных и муниципальных предприятий и обеспечить контроль за эффективностью использования муниципальной собственности. Одновременно будет гарантирован рост рыночной стоимости активов данных предприятий, что в свою очередь приведет к росту налогооблагаемой базы. Предлагаемая мера является чрезвычайной, однако, ее принятие станет одной из немногих альтернатив продаже значительного числа объектов муниципальной собственности по низким ценам.

В случае перечисления 95% чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий в бюджет города Надыма и последующей капитализации ее 40% на инвестиционные программы доходы местного бюджета могли бы составить в 2006 году примерно 6300 тыс. рублей (из них на инвестиционные программы 2700 тыс. рублей) против 1000 тыс. рублей запланированных поступлений.

 Решением МО г.Надым и Надымский район доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности определены на 2006 год в 143788 тыс. рублей.

Резервами увеличения на наш взгляд данных поступления в 2006 году является:

  1. востребование существующей задолженности по арендным платежам, которые составили в 2005 году 8588,7 тыс. рублей, из них задолженность по недоимке равна 5824,2 тыс. рублей,  а задолженность по пени – 2764,5 тыс. рублей;
  2. перезаключение договоров аренды, срок действия которых истек, на новых условиях выгодных арендодателю. К примеру, постоянным должникам увеличить размер пени или ввести дополнительно добавочный коэффициент, увеличивающий размер арендной платы;
  3. увеличение арендных платежей в связи с необходимостью пересмотра их ставок в соответствии с динамикой инфляции, курсом рубля по отношению к доллару США или Евро, рыночными условиями предоставления имущества в аренду по территории города. Так, на основе проведенных расчетов во II главе арендной платы в торговом центре «НИГО», мы выявили, что рыночная стоимость выше, чем стоимость арендной платы муниципального имущества;
  4. преимущественное предоставление в аренду объектов муниципальной собственности арендаторам, перечисляемых в бюджет более высокую арендную плату, но только в случае, когда на один объект претендуют несколько коммерческих структур;
  5. пересмотреть и сократить льготы, не имеющие социальной направленности.

Таким образом, доходы местного бюджета в части запланированных поступлений неналоговых доходов на 2006 год считаем заниженными.

По нашим оценкам за счет охарактеризованных дополнительных поступлений, возможно, увеличить неналоговые доходы до 190500 тыс. рублей  против 180968 тыс. рублей утвержденных решением МО г.Надым и Надымский район (включая доходы от приватизации государственного и муниципального имущества). Отклонение  -  9532 тыс. рублей, является существенным пополнением для местного бюджета.

Выводы по третьей главе

    1. Полученный прогноз неналоговых поступлений в местный бюджет на

2006 год по сравнению с утвержденными  доходами, является необоснованно  завышенным. Следовательно, применение  метода прогнозирования структуры  нецелесообразно, так как не  может гарантировать получения точного результата, а применение метода подбора функции при прогнозировании поступлений неналоговых доходов в бюджет на практике возможно.

2. В современных экономических условиях основной задачей органов             местного самоуправления является социально-экономической развитие территории, укрепление доходной базы местного бюджета. При формировании доходов городские органы стоят перед выбором: с одной стороны, содействовать развитию предприятий, с другой – обеспечить максимальное поступление средств в бюджет.

 С целью «безболезненного»  для предприятий увеличения доходов  местного бюджета необходимо  выявить новые, дополнительные  источники поступления неналоговых  доходов  на 2006 год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В современных условиях, когда финансовые возможности муниципалитета крайне ограничены, важной задачей местных органов власти является поиск дополнительных источников пополнения доходной части местного бюджета, в том числе,  за счет  эффективного формирования неналоговых поступлений.

За последние три года в бюджете города Надыма наблюдается резкое увеличение доли неналоговых доходов (с 4,7% в 2003 году до 11,7% в 2005 году). На рост неналоговых поступлений повлияло, с одной стороны реформирование налоговой системы (сокращение нормативов отчислений от регулирующих налогов, поступающих в местный бюджет и уменьшение числа местных налогов), а с другой – более эффективное использование имеющегося в муниципальной собственности имущества.

О рациональном формировании неналоговых  поступлений свидетельствует анализ поступления в бюджет города Надыма неналоговых доходов на 2005 год. В связи с чем, было вы явленно перевыполнение плана неналоговых доходов. Причинами этому является:

  1. увеличение ставки арендной платы за пользование муниципальным имуществом;
  2. заключение в течение года дополнительных договоров аренды помещения, находящихся в муниципальной собственности;
  3. полное зачисление в бюджет города штрафов, взимаемых ГИБДД;
  4. рост объемов предоставляемых площадей под рекламу;
  5. стабилизация финансового состояния предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

В результате проведенного анализа была выявлена проблема местного бюджета, в части прогноза поступления  неналоговых доходов. В документах сопровождающих решение о бюджете  не предусматривается объективное  и мотивированное  объяснение расчета прогнозируемых размеров неналоговых доходов, а также обоснование точности этих цифр. На основе проведенного исследования, заключающегося в сравнении прогнозируемых сумм поступлений по разным видам неналоговых доходов на будущий бюджетный год и фактически полученных, сформулированы соображения о сложности гарантированного прогнозирования предстоящих поступлений в бюджет. Это подтверждается значительными суммами расхождения фактических показателей с плановыми.

Вообще, совершенствование методов планирования и прогнозирования в части неналоговых доходов в настоящий момент является едва ли не основной проблемой повышения эффективного использования бюджетного механизма для активизации доходной  политики местных бюджетов. В этой связи речь должна идти не только о развитии организационных процедур прогнозирования, сколько о расширении круга методов используемых в прогнозировании.  Среди методов прогнозирования поступления неналоговых доходов необходимо выделить метод подбора функции. Применение данного метода обеспечивает получение более точного результата прогноза неналоговых поступлений. Об этом свидетельствуют произведенные расчеты в третьей главе настоящей работы. 

Из собственных неналоговых  доходов бюджета города Надыма особого внимания заслуживают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Их доля на 2006 год запланирована в размере 86, 89% всех неналоговых поступлений. В рамках эффективного использования доходов от муниципального имущества предлагается:

  1. законодательно закрепить положение о том, что в случае задержки уплаты причитающихся муниципалитету дивидендов должны начисляться пени в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
  2. законодательно предписать акционерным обществам с муниципальным участием срок выплаты дивидендов не более 30 дней со дня принятия решения об их выплате вне зависимости от содержания устава предприятия и решения общего собрания акционеров;
  3. до 95% чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий направлять в доход местного бюджета, из них 40%  - на инвестиционные программы муниципальных предприятий. Оставшиеся 5% могут быть направлены на материальное стимулирование руководителей и работников этих предприятий;
  4. комитету по управлению имуществом города Надыма следует проанализировать экономические результаты деятельности подведомственных предприятий и определить оптимальное количество их, которое действительно необходимо для осуществления неотложных нужд города. Все остальные, в первую очередь предприятия торговли и бытового обслуживания, должны быть приватизированы или переданы в аренду. Это связано с увеличением  неплатежеспособных унитарных муниципальных предприятий и учреждений, что в свою очередь чревато банкротством и потерей муниципального имущества, используемого для погашения задолженности.
  5. пересмотреть и сократить льготы, не имеющие социальной направленности, в отношении предоставления в аренду объектов муниципальной собственности;
  6. преимущественное предоставление в аренду объектов муниципальной собственности арендаторам, перечисляемых в бюджет более высокую арендную плату, но только в случае, когда на один объект претендуют несколько коммерческих структур;
  7. увеличить арендные платежи в связи с необходимостью  пересмотра их ставок в соответствии с динамикой инфляции, курсом рубля по отношению к доллару США и Евро, рыночными условиями предоставления имущества в аренду по территории города Надыма.

Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов