Учет и анализ оплаты труда с персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 04:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических вопросов учета и анализа расчетов с персоналом по оплате труда для разработки рекомендаций по совершенствованию учета труда и его расчетов на примере объекта исследования.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
раскрыть теоретические и методологические основы оплаты труда;
рассмотреть организацию бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере бюджетной организации;
провести анализ показателей по труду и его оплате;
разработать предложения по совершенствованию оплаты труда в учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Политика  в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит  эффективность его работы, так  как заработная плата является одним  из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.

    В условиях перехода к системе рыночного  хозяйствования в соответствии с  изменениями в экономическом  и социальном развитии страны существенно  изменилась и политика в области  оплаты труда, социальной поддержки, защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы, размера оплата труда, а также материального стимулирования его результатов.

     Специфика расчетов с персоналом труда предприятия  по всем видам начислений и удержаний заключается, прежде всего, в следующем:на расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты труда, порядок налогообложения, удержаний и др. делает расчет в каждом конкретном месяце непохожим на предыдущие.

     В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру необходимо руководствоваться значительным числом нормативных актов, регулирующих выполнение операций по бухгалтерскому учету.

     Важна не только правильность осуществления  самих расчетов, но и точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками. Первичные, учетные документы должны быть составлены по установленной форме, и содержать все необходимые реквизиты.

    Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы дипломной работы.

      Целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических вопросов учета и анализа расчетов с персоналом по оплате труда для разработки рекомендаций по совершенствованию учета труда и его расчетов на примере объекта исследования.

      В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические и методологические основы оплаты труда;
  • рассмотреть организацию бухгалтерского учета расчетов с персоналом по  оплате труда на примере бюджетной организации;
  • провести анализ показателей по труду и его оплате;
  • разработать предложения по совершенствованию оплаты труда в учреждении.

    Объектом  исследования является муниципальное образовательное учреждение «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Г.Короленко».

    Предмет исследования  – вопросы  учета и анализа расчетов с персоналом по оплате труда.

     Структура дипломной работы соответствует его цели. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список используемых  источников и приложений.

     Во  введении обосновывается актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет.

     В главе первой «Теоретические основы  бухгалтерского учета и анализа труда и заработной платы» рассматриваются формы, виды и системы оплаты труда, применяемые в бюджетных организациях, а также методика проведения анализа трудовых ресурсов.

     Во второй главе «Организация бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда» раскрыты особенности начисления заработной платы и удержаний из заработной платы в бюджетных организациях.

     В третьей главе «Анализ показателей  по труду и его оплате в МОУ «АСОШ №1»» проведен анализ обеспеченности МОУ-АСОШ№1 персоналом, анализ использования фонда оплаты труда, а также приведены  рекомендации по совершенствованию оплаты труда.

     В заключении приведены вытекающие из проведенного исследования выводы и рекомендации.

      В ходе написания дипломной работы были использованы нормативно-правовые документы РФ по труду и заработной плате, труды ведущих экономистов в области оплаты труда и анализа: Алексеева  И.В., Войтова Т.Л., Захарьин В.Р., Кондраков Н.П., Королькова Т.В., Панков Д.А., Савицкая Г.В., и др., а также первичные документы учета расчетов с персоналом по оплате труда, учетные регистры, бухгалтерская и статистическая отчетность МОУ «АСОШ №1» за 2008-2010 годы.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 

    1. Экономическая сущность заработной платы и проблемы её регулирование в бюджетной  сфере
 

    Совокупность  норм, регулирующих правоотношения, связанные  с оплатой и нормированием  труда, составляют самостоятельный институт трудового права. Заработная плата является основным понятием данного правового института.

    "Заработная  плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в  зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)" [2, ст.129]

    Исходя  из определения, можно выделить следующую структуру заработной платы (рисунок 1):

    - размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

    - размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

    - системы доплат и надбавок стимулирующего характера;

    - системы премирования.

    Основная часть заработной платы устанавливается на основе системы оплаты труда и не может быть менее установленным федеральным законом МРОТ. При этом заработная плата работников бюджетной сферы не может быть ниже установленных базовых окладов, ставок. Начисляется за фактически отработанное время или фактически выполненную работу по тарифным ставкам, должностным окладам.

    

      

      
 
 

    Рисунок 1 – Структура заработной платы 

    Компенсационные и стимулирующие выплаты не связаны  с оплатой за фактически отработанное время или фактически выполненную работу. Компенсационные выплаты – возмещение дополнительных трудозатрат работника, которые связаны с режимом работы, условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда. В частности, устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

    - районные коэффициенты;

    - коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

    - коэффициенты за работу в высокогорных районах;

    - процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия [27,с.28].

    Стимулирующая выплата – это денежные выплаты  за достижение определенных результатов в труде. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

    В целях поощрения работников за выполненную  работу в учреждении в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливаются следующие выплаты:

  • по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
  • за образцовое качество выполняемых работ;
  • за выполнение особо важных и срочных работ;
  • за интенсивность и высокие результаты работы [27, с.120]

    При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется  учитывать: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации  труда; качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.

    Также, сущность заработной платы проявляется в ее функциях, которые представлены на рисунке 2:

  • воспроизводственная;
  • регулирующая (распределительная);
  • производственно-экономическая (стимулирующая).

 

 

    Рисунок 2 – Функции заработной платы 

    Каждой  из этих функций соответствует определенный механизм их реализации. Так, механизмом реализации воспроизводственной можно  назвать маргинализацию уровней  заработной платы, т.е. установление предельных уровней заработной платы, прежде всего минимального размера оплаты труда.

    Механизм  реализации регулирующей функции заработной платы – это сегментация уровней  заработной платы, т.е. регулирование  пропорций в уровнях оплаты труда  по сегментам рынка труда: сферам и отраслям экономики, регионам страны, профессионально-квалификационным группам работников.

    Механизм  реализации стимулирующей функции  – это всесторонняя дифференциация заработной платы в зависимости  от сложности работ, квалификации работников, условий и интенсивности труда, производительности и эффективности труда и его конечных результатов [27,с.57].         

    Расходы на оплату труда подразделяют на две группы:

  • относимые на издержки производства и обращения - себестоимость продукции, т.е. составляющие фонд заработной платы;
  • осуществляемые за счет других источников: нераспределенной прибыли, целевых поступлений и др.

    В состав расходов на оплату труда включаются все расходы предприятия на оплату труда, независимо от источника финансирования и выплат, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время, в течении которого за ним сохраняется зарплата, а так же стимулирующие и компенсирующие выплаты, включая в связи с повышением цен и инфляций.

    В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный  размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливается федеральным законом.

    Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  • указами Президента Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления[9,с.70].
<

Информация о работе Учет и анализ оплаты труда с персоналом