Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:13, дипломная работа
Сформулированы предложения по корректировке законодательства, регламентирующего реализацию и защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних, в частности, Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния», а также оптимизации правоприменительной практики по исследуемой проблеме.
Наказание непослушных
детей, которые "не повинуются
своим родителям", "ведут дурную
жизнь и ни к чему доброму
не склонны", предусматривалось
и при Екатерине II в Указе
"Учреждения для управления
губерний" 1775 г., который повелевал
строить "смирительные дома"
для порочных детей. Но вместе
с этим в эпоху царствования
Екатерины II произошли также существенные
изменения, касающиеся защиты
прав ребенка их родителями. В
1787 г. родителям было
Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет - опека, с 14 до 21 - попечительство, предусмотрел систему органов опеки. При Екатерине II активно развивается система учреждений для детей-сирот: она занимается созданием специальных государственных учреждений - воспитательных домов для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей. Несмотря на те преобразования, которые были сделаны в отношении детей при Петре I, а затем во времена царствования Екатерины II, ребенок субъектом правоотношений не стал, а по-прежнему находился в подчинении родителей. [109, С. 113]
Существенное влияние
на правовое положение ребенка в
XIX в. оказал Свод законов Российской
империи, который объединил
В эпоху правления Александра I признавались дети, рожденные незамужней женщиной, до вступления ее в брак; но такое правило не распространялось на детей, рожденных от прелюбодеяния и рожденных после смерти мужа матери, после расторжения брака, а также в случае признания брака недействительным, по истечении 306 дней. Юридической связи между детьми и родителями в таком случае не возникало, а значит, дети не приобретали взаимных прав и обязанностей. Незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца. При Николае I запрещалось узаконение детей, рожденных женщиной до заключения брака с отцом ребенка. [109, С. 121]
Отношение к внебрачным детям
изменилось только в 1902 г., когда Законом
от 3 июня 1902 г. "Об утверждении правил
об улучшении положения
Ограничение родительской
власти было возможно по
До 1917 г., несмотря на то, что им были заложены основы государственной политики в отношении прав детей, ребенок по-прежнему рассматривался как объект родительской власти. Становление и развитие личных неимущественных прав ребенка в советский период связаны с изданием в декабре 1917 г. двух декретов: Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, детях и о ведении книг актов состояния" и Декрета от 19 декабря 1917 г. "О расторжении брака". Они полностью "смели все дореволюционное законодательство о браке и семье и впервые сформулировали самые главные принципы семьи и брака, оставшиеся в основном неизменными во всей дальнейшей истории законодательства". Декабрьскими Декретами 1917 г. был отменен церковный и установлен светский, гражданский брак. Для вступления в брак не требовалось согласия или разрешения родителей, при этом перестала иметь значение принадлежность к тому или иному сословию, религии. Декреты провозгласили полное равенство мужчины и женщины в браке и семье и уравняли в правах внебрачных детей и детей, рожденных в браке. [109, С. 125]
Вслед за Декретами последовало принятие в 1918 г. Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР. Идея равноправия мужчины и женщины, заложенная в Декретах 1917 г., получила свое отражение в КЗАГС РСФСР, который установил равенство прав матери и отца в отношении детей, провозгласив: "Родительские права осуществляются родителями совместно" и "При разногласии родителей спорный вопрос разрешается при участии родителей местным судом". Кодекс заменил понятие "родительская власть" и ввел понятие "родительские права", закрепив принцип равенства родительских прав. Ст. 153 КЗАГС РСФСР устанавливала подчинение родительских прав интересам детей: "Родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишать родителей этих прав".[109, С. 128]
Но не все нормы Кодекса 1918 г. были удачны и прогрессивны. Глава II документа "Личные права и обязанности родителей и детей" не в полной мере соответствовала своему названию. В ней закреплялись нормы только о правах и обязанностях родителей личного характера в отношении ребенка, например забота о личности ребенка, его воспитание, обязанность по защите личных и имущественных интересов детей. Личных неимущественных прав детей КЗАГС РСФСР не устанавливал. [105, С. 45]
КЗАГС РСФСР отменил усыновление. А. М. Нечаева по этому поводу справедливо замечает: из-за непрекращающихся с 1914 г. войн огромное количество детей осталось без попечения родителей и "более удачного времени для отмены института усыновления нельзя было выбрать. Его отмена была связана с боязнью эксплуатации детского труда в деревне под видом усыновления".[109, С. 130]
Одним из выдающихся педагогов XX в. и защитником детей был К.Н. Вентцель. Им еще в 1905 г. была заложена идея создания Великой хартии свободы для детей, которая была реализована только в 1917 г. в проекте "Декларация прав ребенка". Все 18 пунктов этой Декларации и сегодня многозначительны и актуальны, гуманистичнее и оригинальнее современной. По сути, Декларация более чем на сорок лет опередила аналогичную, принятую ООН 20 ноября 1959 г. Декларацию прав ребенка и заложила в нее основные идеи и положения, сформулировала основные социальные, экономические, политические права и свободы ребенка. К.Н. Вентцель впервые "провозгласил равные со взрослыми права и свободы детей". [113, С. 56]
В сентябре 1924 г., пятая Ассамблея
Лиги Наций приняла Декларацию прав
ребенка. В ней были заложены основные
принципы прав ребенка, но слово "право"
в ее тексте отсутствовало. Декларация
гласила: "Ребенку должна предоставляться
возможность нормального
КЗоБСО РСФСР устанавливал, что основанием возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей - как между ребенком и матерью, так и между отцом и ребенком - является происхождение детей, удостоверенное записью в книге актов гражданского состояния. Установление отцовства внебрачного ребенка осуществлялось матерью после рождения ею ребенка, при этом она могла подать в орган загса заявление с указанием имени отца ребенка. Но после вступления в силу Указа от 8 июля 1944 г. в отношении детей, рожденных одинокой, не состоящей в браке матерью, устанавливался иной порядок: в записи о рождении ребенка указывается только мать - ребенок записывается по фамилии матери, отчество присваивается по ее указанию. Графа об отце оставалась незаполненной. Права и обязанности возникают только между матерью и ребенком. Указ отменил существовавшее ранее право на обращение матери ребенка в суд с иском об установлении отцовства. Отец внебрачного ребенка мог его узаконить только путем вступления в брак с матерью ребенка. Государство, с одной стороны, таким образом признавало "внебрачного ребенка". Но в то же время не совсем верно говорить о равенстве прав ребенка, родившегося в браке, и ребенка, рожденного у одинокой женщины. Косвенно это доказывало наличие дискриминации личных неимущественных прав "внебрачного ребенка". С другой стороны, по словам А.М. Нечаевой, Указ "открыл путь к безответственному отношению к родительским правам и обязанностям..." [109, С. 146]
В 1968 г. был принят общесоюзный семейно-правовой акт - Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик, он лег в основу Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. Основы в интересах матери и ребенка возродили и закрепили порядок и условия установления отцовства детей, рожденных вне брака.
Анализируя нормы КоБС РСФСР1969 г., можно отметить, что из существа его положений вытекают следующие личные неимущественные права ребенка, прямо в нем не указанные: право ребенка на фамилию, имя и отчество и правила его определения, право ребенка на воспитание своими родителями и проживание совместно с родителями, а также право на общение с родителями и другими родственниками. В свою очередь, ст. 66 Конституции СССР закрепляла норму о том, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду и растить достойными членами общества. Родительские права должны осуществляться в интересах детей. [109, С. 152]
С 1985 г. СССР берет курс на
перестройку под лозунгами "гласность",
"ускорение", "создание рыночной
экономики", "развитие демократии",
что требует коренного
Конституция РФ провозглашает
принцип приоритета ценности
прав человека, а равно и прав
ребенка. Из данного
"Каждому гарантируется свобода мысли и слова, мнения и убеждения", провозглашает ст. 29 Конституции РФ. Это конституционное положение отражено в ст. 57 СК РФ, которая закрепляет право ребенка выражать свое мнение. РФ как всякое правовое демократическое государство провозглашает право на государственную защиту прав и интересов, защита может осуществляться любыми способами. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. [14, Ст. 46]
В 1995 г. вступила
в силу ч. 1 Гражданского кодекса
РФ, где в ст. 150 были перечислены
основные нематериальные блага.
Помимо ГК РФ нормами СК РФ устанавливаются правила присвоения и изменения имени, отчества и фамилии ребенка, а порядок его регистрации - Федеральным законом РФ "Об актах гражданского состояния". В 1998 г. был принят Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», конкретизировавший положения Конвенции о правах ребенка. Семейного кодекса РФ. На основе данного закона началось формирование регионального законодательства о защите прав ребенка. Законы о защите прав ребенка приняты в республике Дагестан и Тюменской области (1998 г.), Воронежской области (1999 г.), Белгородской области и Красноярском крае (2000 г.), Челябинской области (2001 г.), Новосибирской области (2003 г.), Калининградской области и Приморском крае (2004 г.), Тульской области (2009 г.), республике Марий Эл (2011 г.) и др. [37, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49] В ряде регионов нормы о защите прав детей сформулированы в законах, направленных на защиту семьи, материнства, отцовства, детства: Закон Ямало-ненецкого автономного округа "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" (2006 г.) Закон Курганской области "О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области" (2007 г.) Закон Брянской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области" (2008 г.) и др. В курской области, к сожалению, подобного закона нет.