Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:13, дипломная работа
Сформулированы предложения по корректировке законодательства, регламентирующего реализацию и защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних, в частности, Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния», а также оптимизации правоприменительной практики по исследуемой проблеме.
Ребенок, как любой человек, является членом общества, поэтому он вправе участвовать в его жизни и вносить свой вклад в развитие общества. В связи с этим Конвенция признает право каждого ребенка на сохранение своей индивидуальности, право на свободу выражения своих взглядов, мнения и мысли; право на свободу ассоциаций и мирных собраний, право на частную жизнь, право принадлежать к этническим, религиозным меньшинствам. [6, Ст. 13, 14, 15, 16, 30]
Конвенция признала права и свободы ребенка, отделив их от прав человека вообще, тем самым определила ребенка как самостоятельный субъект права. Но "признать" права еще не означает "реализовать" их. Необходимо отметить, что Международные пакты о правах человека, так же как и Конвенция о правах ребенка, ратифицированы и действуют в Российской Федерации в силу Конституции РФ, имеют приоритет над СК РФ и другими федеральными законами.
К международным договорам, содержащим нормы семейного права, регулирующим личные неимущественные права ребенка, относится Минская конвенция стран СНГ "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам". [8] Ч. 3 Конвенции "Семейные дела" посвящена правоотношениям родителей и детей, усыновлению, опеке и попечительству. Минская конвенция включает в себя не только нормы, позволяющие определить, право какой страны подлежит применению, но и нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами.
В научной и учебной
литературе по семейному и международному
праву сложилась тенденция
Конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит нормы семейного права, закрепленные в ст. 8, гарантирующей право на уважение частной и семейной жизни. Конвенция не содержит норм, непосредственно регулирующих личные неимущественные права детей. Однако положения ст. 8 Конвенции применяются к ребенку как к субъекту международного права наравне с другими участниками международных правоотношений.
Российская Федерация не ратифицировала Кишиневскую конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам". [8] Данная Конвенция обеспечивает правовую защиту граждан Договаривающихся стран в личных, имущественных и неимущественных правах. Российская Федерация в 2000 г. подписала, но не ратифицировала Гаагскую конвенцию "О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления", принятую в целях защиты прав детей граждан РФ при усыновлении их иностранными гражданами. [7] Не ратифицирована ни одна Конвенция, связанная с проблемами обеспечения возврата ребенка после его контакта с родителем, проживающим в другом государстве в связи с реализацией ст. 55 СК РФ. В Гааге 28 мая 1970 г. была принята Европейская конвенция "О репатриации несовершеннолетних", ее цель - установить возможность передачи детей из одного государства в другое. [2] Советом Европы в Страсбурге 15 мая 2003 г. принята Конвенция "О контактах, связанных с детьми". [4] Она принята в целях поддержания контактов не только с родителями, но и с другими лицами, связанными семейными узами с детьми. В 1996 г. принята Европейская конвенция "Об осуществлении прав детей". Конвенция распространяет свое действие в отношении детей, не достигших 18 лет, ее цель - обеспечить права детей, предоставить им процессуальные права, в том числе участие в судопроизводстве, и облегчить их реализацию. [5]
Если анализировать положения вышеназванных Конвенций, становится очевидным необходимость их ратификации Российской Федерацией в интересах детей - граждан РФ, а также в целях обеспечения и реализации их прав.
Комитет по правам ребенка, образованный согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г., состоит из 10 экспертов, выступающих в личном качестве и избираемых государствами - участниками Конвенции сроком на четыре года с правом переизбрания, с учетом справедливого географического распределения и главных правовых систем. Комитет по правам ребенка может запрашивать у государств - участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями.
Комитет по правам ребенка ООН указывает на ряд проблем, имеющихся в РФ с связи с реализаций и защитой личных неимущественных прав детей, сформулированных на основе Сводного четвертого и пятого периодического доклада о реализации в РФ конвенции ООН о правах ребенка. [96]
Комитет озабочен возрастающим диспаритетом между различными регионами, особенно в связи с ситуацией в районах Крайнего Севера, между положением детей в городских и сельских районах - в отношении законодательства, бюджетных ассигнований, политики и программ. Комитет обеспокоен поступающей информацией об общем росте проявлений расизма и ксенофобии в РФ. [97]
Комитет озабочен
угрозой соблюдению права
Комитет выражает озабоченность в связи с информацией о широко распространенном применении пыток и о жестоком обращении, о наличии условий, приводящих к негуманному и унижающему обращению в отношении детей, находящихся в учреждениях, в особенности в изоляторах временного содержания и в местах заключения, - включая действия, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, в том числе практику телесных наказаний. Комитет рекомендует принять соответствующие меры, с тем чтобы положить конец такой практике и предупреждать такие действия, и чтобы своевременно расследовать факты и наказывать преступников, совершающих подобные действия.
Приветствуя растущее осознание недопустимости насилия в семье, Комитет в то же время озабочен широким распространением в РФ жестокого обращения с детьми в семье и пренебрежением родительскими обязанностями. Комитет также озабочен широким распространением насилия в отношении женщин и его влиянием на детей.
Комитет рекомендует обратить особое внимание на проблему дурного обращения, пренебрежения и насилия, включая сексуальное насилие, в отношении детей как в семье, так и вне семьи. [97]
Комитет подчеркивает необходимость проведения информационных и образовательных кампаний, направленных на предупреждение и преодоление любых форм физического или психологического насилия в отношении детей.
Комитет призывает разработать
благоприятные для ребенка
Комитет выражает серьезную
озабоченность политикой и
Комитет обеспокоен положением
детей-инвалидов, особенно положением
детей с умственной отсталостью
и детей, содержащихся в специальных
учреждениях. В особенности Комитет
обеспокоен существующей системой диагностики
и условиями содержания детей-инвалидов
в учреждениях, отсутствием адекватной
профессиональной помощи в развитии,
лечении и реабилитации детей-инвалидов
и трудностями процесса включения
детей-инвалидов в общую
Комитет поддерживает РФ
в стремлении принять меры по улучшению
ранней диагностики детей с
Комитет обеспокоен недостаточными гарантиями, существующими в РФ, в отношении предупреждения незаконного вывоза детей за рубеж и возможных злоупотреблений международным усыновлением в целях траффикинга детей, в том числе для их экономической и сексуальной эксплуатации. Комитет призывает РФ оперативно рассмотреть возможность ратификации Гаагской Конвенции 1980 г. о гражданских аспектах международного похищения детей. Комитет также рекомендует активизировать усилия по внедрению процедур международного усыновления с целью наилучшей защиты интересов детей.
Комитет обеспокоен обращением с беженцами и практикой отказа детям и их родителям, в особенности прибывающим из дальнего зарубежья, в праве предоставления статуса беженца.
Комитет призывает РФ обеспечить
адекватную предусмотренную законом
защиту детям-беженцам, включая доступ
к медицинскому, образовательному и
иному социальному
Комитет также рекомендует пересмотреть процедуры, политику и практику в отношении права получения статуса беженца, особенно в случаях детей, прибывших без родственников.
Комитет обеспокоен отсутствием
соблюдения прав детей в районах
вооруженных конфликтов в зоне ответственности
Государства-участника, таких как
Чечня и Дагестан. Комитет в
особенности обеспокоен вовлечением
детей в вооруженные конфликты
в нарушение положений
Комитет обеспокоен ростом употребления алкоголя, наркотиков и других веществ среди детей и их семей. Комитет рекомендует РФ предпринять дополнительные усилия по предупреждению детского алкоголизма и вовлечения детей в производство, распространение и употребление наркотиков. Комитет также рекомендует принять дополнительные меры по развитию соответствующих служб по лечению, реабилитации и поддержке детей и их семей, вовлеченных в злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами. [97]
Серьезную озабоченность Комитета вызывает недостаточность законодательства, политики и программ по защите детей от коммерческой сексуальной эксплуатации, сексуального насилия и порнографии.
Комитет рекомендует
РФ предпринять всеобъемлющие
исследования проблемы
Комитет
вместе с тем остается
Сфера ювенальной юстиции остается предметом постоянной и серьезной обеспокоенности Комитета. Комитет озабочен информацией о жестокости и пытках, применяемых полицией к задержанным несовершеннолетним, и во время расследования их предполагаемых преступлений, а также выражает обеспокоенность длительными сроками предварительного заключения, которому подвергаются несовершеннолетние по постановлению прокурора. Комитет серьезно обеспокоен обращением с малолетними правонарушителями, содержащимися в исправительных колониях, местах предварительного заключения и в специальных образовательных учреждениях, а также в целом плохими условиями содержания арестованных и заключенных. [97]
Комитет рекомендует РФ принять особые меры по скорейшему осуществлению запланированных реформ по созданию системы ювенальной юстиции, включая принятие целостного законодательства по ювенальной юстиции, введение ювенальных судов со специально подготовленными ювенальными судьями, пересмотр Уголовно-процессуального кодекса с тем, чтобы полномочия по выдаче ордеров на арест несовершеннолетних были переданы от прокуроров ювенальным судам, ограничение сроков предварительного заключения, ускорение судебных процедур и осуществление специальной подготовки работников правоохранительных и судебных органов в области прав детей и реабилитационных приоритетов ювенальной юстиции, в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка.
Комитет настоятельно призывает РФ прибегать к лишению свободы в отношении несовершеннолетних только в качестве "крайней меры", как того требует Конвенция. В этой связи Комитет призывает РФ более широко использовать меры, альтернативные лишению свободы, предоставить ресурсы, необходимые для осуществления таких альтернатив, и перестроить учреждения ювенальной юстиции с тем, чтобы ориентировать их в первую очередь на реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей. [97]
Комитет настоятельно призывает РФ незамедлительно принять меры по защите прав детей, лишенных свободы, - посредством предоставления правовой помощи, улучшения условий содержания в местах лишения свободы, включая места предварительного заключения и специальные школы. Далее, Комитет рекомендует учредить эффективные и независимые, дружественные в отношении ребенка, механизмы рассмотрения жалоб детей и своевременно реагировать на обнаруженные нарушения прав детей.
Итак, пройдя за последние две с половиной тысячи лет сложный путь философско-религиозного осмысления на национальном и международном уровне, личные неимущественные права ребенка стали объектом межотраслевого правового регулирования, основывающегося на конституционно-правовом положении человека и гражданина в современном государстве. Несмотря на то, что правовые основы реализации и защиты неимущественных прав детей сформированы, нормативное регулирование данной сферы общественных отношений интенсивно развивается.